Судостроение в Воткинске. История.

Автор: @vovd14 Всего просмотров: 1337

Главный начальник заводов Урала В.А. Глинка довёл до воткинцев 2 апреля 1845 года высочайшее распоряжение о необходимости строить первый железный пароход мощностью 80 лошадиных сил. 

Первый пароход (корпус парохода "Астрабад") был спущен в Воткинске весной 1848 году.

В 1851 -1852 гг. в Воткинске с участием англичан были спущены на воду пароходы "Урал" и "Кура", оснащенные 100-сильными екатеринбургскими машинами. Они предназначались для торгового плавания в Каспийском море. Окончательная сборка пароходов осуществилась на Усть-Реченской пристани, на Каме, после чего суда своим ходом пошли в Астрахань со скоростью 10 вёрст в час.

Но иногда окончательную сборку воткинские мастера будут делать сами на Охтенской верфи, что на Неве. Именно там, например, в 1849 году воткинцы заложили пароход, названный в честь министра финансов Ф.П. Вронченко (1779-1852). Он оказался первым в России кораблём, у которого и железный корпус, и паровая машина были отечественного изготовления. Это, как и раньше, совместная работа воткинцев (корпус) и екатеринбуржцев (машина). Фёдор Павлович Вронченко как раз и был тогда высшим начальником как для них, так и для всех горных заводов Урала. Вронченко - один из инициаторов кораблестроения на Воткинске.

Будут ещё и другие более мощные и комфортные, чем «Астрабад», воткинские пароходы. Это, например, «Граф Строганов» (назван так в память о заслугах всего рода Строгановых перед Прикамьем), «П.А. Столыпин» (премьер-министр), «В.И. Тимирязев» (министр торговли и промышленности), «П.П. Боклевский» (главный начальник заводов Урала), «Матвей» (это имя заказчика, ярославского купца Кашина), «Троян» (это фамилия горного начальника в Воткинске). Появится даже какой-то пароход «Вятский воевода». Назвали его так, очевидно, просто для исторической романтики. Дойдёт очередь и до этнографической тематики: «Пермяк» и «Вотяк». 

Судостроение в Воткинске продолжалось почти 80 лет. Изготовлялись пассажирские и буксирные пароходы, баржи, шхуны, плавучие подъёмные краны, которые бороздили воды Волги, Днепра, Невы, Ладоги, век Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, Каспия, Балтики, Чёрного и Аральского морей. В начале XX в. воткинские суда составляли 90 процентов Камского флота. С 1847 года по 1919 год построено более 400 судов различных типов.

Уникальность состоит в том, что Воткинский завод находится на берегах небольшой мелкой речки Вотка, в 12 км по прямой от полноводной Камы, и не был связан с железнодорожной сетью страны. Поэтому пароходы и другие суда строились с условием окончания срока постройки к началу весеннего половодья.  

Сплав пароходов был делом сложным и рискованным. Готовое судно спускалось со стапелей в Вотку на территории завода. Открывалась перемычка (временная плотина), и на гребне волны "залпового" сброса пароход начинал свой нелегкий путь по маловодным речкам Вотка и Сива. Рабочие канатами направляли движение парохода. Путь до Камы длился двое суток.

Судостроение началось при горном начальнике подполковнике Илье Петровиче Чайковском.  

Вначале судостроения, завод не имел своих специалистов - судостроителей и поэтому прибегал к помощи иностранных инженеров. Им платили огромные деньги. Так, англичанин Карр получал за работу в Воткинске по тысяче рублей в месяц. В то время как управитель завода горный инженер В.И. Романов имел оклад в две тысячи рублей в год.

Всего, по словам Евгения Шумилова, с 1835 по 1858 год на Воткинском заводе трудились по контрактам 15 английских специалистов. С ними приехали ещё и 17 членов их семей, жёны и дети, даже малые. 

Уже в 1850 году имен­но воткинцы выписали из Англии и вскоре запустили с помощью ан­глийских же умельцев самые пер­вые в нашем крае паровые молота. В этом отношении англофильские «чебаки» (воткинцы) ухитрились лег на двадцать опередить герма­нофильских «рябинников» (ижевцев) с их внешне величественной и романтичной, но давным-давно устаревшей гидротехнической машинерией.

Завод получал заказы преимущественно от частных лиц, и поэтому типы судов были весьма разнообразными. Здесь строили пароходы пассажирские, буксирные, морские шхуны, баркасы, баржи, плашкоуты, шаланды, дебаркадеры, плавучие подъемные краны и землечерпательные суда.

В те районы России, которые не были связаны с Камой, пароходы отправлялись в разобранном виде. Для их сборки, отделки и сдачи были организованы верфи в Тюмени, Кокуе на реке Шилке (бассейн Амура), в Феодосии, Архангельске.

На Воткинской верфи в бассейне Амура в 1910 - 1912 гг. были построены десять барж и двухпалубные пароходы "Воткинский завод" и Адмирал Макаров (после революции - "Карл Маркс" и "Роза Люксембург"). Они обслуживали линию Сретенск - Благовещенск до 1940 г.

И у других воткинских пароходов оказалась долгая и славная жизнь. Так, "Дельфин" спущенный на воду в 1904 г., входил в состав Волжской военной флотилии (затонул в 1918 г. в бою за освобождение Казани). Под Ленинградом на "дороге жизни" всю войну работал пароход Буй. В августе 1942 г. экипажу Буя было вручено переходящее Красное знамя Ленинградского фронта и Балтийского флота. В годы ВОВ воткинские пароходы входили и в состав Каспийского флота. На Обском море долго ходил пароход Тихонов, собранный на Тюменской верфи в 1911 г.

Разбросанность судостроительных заведений завода - основной верфи и сборочных отделений, дорогостоящий сплав судов по небольшой реке, которая к тому же с вырубкой лесов в ее верховьях значительно обмелела, а также бесхозяйственность, нераспорядительность горного начальника Воронцова и т.п. приводили к тому, что в начале двадцатого столетия завод от судостроения нес убытки.

В начале XX в. воткинские суда составляли 90 процентов Камского флота. Но в 1919 г. колчаковцы, захватив Пермь, сожгли и потопили большую часть этих пароходов.

В 1919 г. были достроены начатые ранее пароходы, и на этом судостроение в Воткинске прекратилось.  

В настоящее время в Воткинске о судостроении напоминает пароходный руль и сохранившийся на территории завода на берегу Вотки эллинг, где были построены многие пароходы.

Пароходы постройки Воткинского завода.

· Товарно-пассажирский пароход «РЕВИЗОРЪ»

· Товарно-пассажирский пароход «МАТВЕЙ»

·  Буксирный пароход «КИЕВ»

· Буксирный пароход «СМОЛЕНСК»

· Пароход "Шрампнель".

· Англо-русский пароход "Астрабад".

·

Пароход - "Ловец".

Вид судостроительной верфи Воткинского завода. 1909 г

Пассажирский пароход "Граф Строганов", изготовлен на Камско-Воткинском заводе. 1907 год.

Нефтеналивная шхуна Президент Крюгер. Изготовлена на верфях Камско-Воткинского завода. 1902 год.

Судостроительная верфь Камско-Воткинского завода. Удмуртия. 1910 год.

Книга, в которой описана судьба ВСЕХ выпущенных в Воткинске судов, числом около 400. Книгу выпустило IDNAKAR.

Река Обь. Пароход - Воткинский Завод Мельниковой Е.И.

.

Card image cap
Долгий мост - первый мост через ИЖ. Нижний Узенький ныне Интернациональный переулок.

Это самый первый мост в Ижевске, возведенный в черте города-завода, соединил Заречную часть с Нагорной. От моста обычно двигались революционные манифестации металлургов. На нем же был убит Апполон Cосулин - и соратник, и противник Ивана Пастухова.

Подробнее
Card image cap
2 - Card title

Some quick example text to build on the card title and make up the bulk of the card's content.

Go somewhere