См. также: Стр.1, стр.2, стр.3, стр.4, катер5, Катер 6, катер7, стр.8., стр.9, катер Иж, катер11, стр.12.
В январе 1906 года на конной тяге в Ижевск прибыл колесный пароход Воткинского завода "Ревизор".
Суда "Ревизор" и "Ловец" построили в 1900-1902 годах в Воткинске для Управления тюленьими и рыбными промыслами Астраханской области. Однако заказчик отказался их принимать. В 1903 году их продали Жунегину В.И., с переделкой "Ревизора" в пассажирское судно. Однако покупатель не смог за них заплатить, и 1904 году их конфисковали.
После доработки "Ревизор", получивший название "Шрапнель", оказался на Ижевском пруду с теми же функциями , что и "Иж". Длина "Ревизора" - 30,5 м, ширина - 4,88 м, мощность машины - 45 л.с. "Ревизор" мог тащить две баржи одновременно.
Судно Ревизор.
Весной 1904 года "Шрапнель" начала навигацию по пруду, долгое время совершая каждый день по три рейса: первый – на заводскую лесопилку, второй – на плотину к заводоуправлению, третий – в Колтоминском направлении с промежуточной остановкой между Средней улицей и парком. Этот первый маршрут был увековечен в специально выпущенной открытке.
Во время боевых действий в Ижевске в ходе ижевского восстания 1918 года обороняющиеся части красных поставили на плотине пулемет, который восставшие никак не могли подавить. В результате было проведено два обходных удара – по Долгому мосту и через пруд. Подробно изучавший этот вопрос краевед А. Кробейников считает, что во время этой операции, "Иж" и "Шрапнель" использовали для перевозки десантных партий на борту и буксировки плавсредств с десантом.
Оба судна успешно пережили превратности гражданской войны, не пострадав в ходе боев в районе Ижевска, и продолжили свою работу после нее в том же качестве и подчинении.
Прогуливающие ижевчане на пароходе "Шрампнель". Ижевский пруд. Фото из журнала "Витиль" № 5, 2016 г. С. 68.
В 1920 году "Шрапнель" получил новое название - "Свобода".
С 29 мая 1921 года для отдыха горожан были организованы рейсы двух пароходов - "Свободы" и "Красной звезды" - на Воложку. С тех пор эти маршруты с перерывами курсируют до сегодняшнего времени.
С 18 июня 1923 года началось регулярное пароходное сообщение между заводской проходной и Колтомой.
С 1927 года "Свобода" надолго осталась единственным работающим на пруду пароходом.
В 1939 году, когда "Ижстальзавод" разделился на два, "Свобода" отошел к заводу №71 - Ижстали. В послевоенные годы он продолжал возить людей, но использовался все реже из-за ухудшающего состояния.
Ижевск, пароходная пристань с фонтаном. Слева пароход "Свобода", изготовленный в Воткинске и спущенный в Ижевском пруду в 1904 году под названием "Шрапнель". Фото 1950-е годы.
Судно Свобода на Ижевском пруду.
"Свободой" командовал капитан Дмитрий Гаврилович Байгуров. Он участвовал еще в доставке "Шрапнели", а на пенсии подрабатывал на пароходе сторожем.
Пароход на Ижевском пруду. Справа капитан Дмитрий Гаврилович Байгуров.
Газета Удмуртская Правда. О пароходе Свобода. Ижевский пруд.
Катер на Ижевском пруду.
В 1955 году пароход был списан, а в новогодние праздники1957 года затонул по халатности.
С 1959 года корпус парохода стал "баржой №8", а затем - понтоном БС-38. Долгое время он использовался как причал у лодочной станции "Ижсталь", а затем перешёл в распоряжение школы №26.
Окончательно остатки корпуса парохода отправили в утиль в 1970 -е годы.
Пристань у Угольных ворот, 1950-ые годы. Ижевский пруд. Фрагмент альбома выпускников Сельхозинститута (Музей ИжСХА). Ограда.
.prud4
Это самый первый мост в Ижевске, возведенный в черте города-завода, соединил Заречную часть с Нагорной. От моста обычно двигались революционные манифестации металлургов. На нем же был убит Апполон Cосулин - и соратник, и противник Ивана Пастухова.
ПодробнееSome quick example text to build on the card title and make up the bulk of the card's content.
Go somewhere