Темперная роспись, панно, мозаика. Ижевск. Советский модернизм.

Автор: @vovd14 Всего просмотров: 1337

На пересечении улиц Карла Либкнехта и Коммунаров на торце здания школы № 48 (улица Коммунаров, 144 Ижевск) выполнено панно, прославляющее советские «стройки века» - КамАЗ, БАМ, ГЭС. Бросаются в глаза начальные строки песни «Паровоз».

Панно «В коммуне остановка».

Панно в технике сграффито (от итал. «выцарапывание») создавалось в 1984 году. Работали над ним трое художников: Георгий Репин, Семен Кузьмин и Борис Постников, до этого выполнившие подобную работу в Можге. Школу расписывали в сентябре, так что стену от дождя защищал специальный навес. Сначала нанесли выравнивающий слой кирпичного цвета, затем - светло-зеленую краску, и в конце - белую. Затем художники прорезали рисунок стеком (инструмент скульптора), сочетая эти три цвета. Работали около месяца. С тех пор панно не реставрировали. Само же здание школы было выстроено в 1930-х. 

Темперная роспись "Труд и искусство".

Темперная роспись "Труд и искусство", выполненная Ладвищенко В.М. и Подоксиным М.Г. Художники выполнили своеобразную "картинку в картине". Рядом с рабочими у ковша, наполненного расплавленным металлом, - пишущий их живописец. Взаимопроникновение двух планов и соединение разномасштабных фигур придают композиции остроту и выразительность. Здесь же показан скульптор, высекающий из камня величественную музу. Все это выражает неразрывную связь высокого мира искусства и повседневной жизни. Так, орган по мысли авторов, должен напомнить зрителю и мощный гул мартенов, и ряды заводских труб. В то же время он, сам по себе являющийся произведением искусства, увенчивает группу артистов. Лейтмотив панно - это льющийся огненный металл, что определяет характер колорита. Алые, малиновые, золотистые всполохи упругими дугами расходятся от ковша - композиционного ядра панно, несколько смещенного влево. Эти теплые тона оживлены панорамой инженерной эспланады в правой части росписи, выдержанной в серовато-голубой гамме. Облицованные розовым травертином стены оттеняют многокрасочность композиции.

Темперная роспись И.Н.Нурмухаметов - "Ленин с нами". Ижевск.

Темперная роспись И.Н.Нурмухаметов "Ленин с нами" (1973-1974 гг. Гос.премия УАССР за 1976 г.) Левая часть композиции является своеобразным реквием героям, павшим в борьбе за "светлое будущее". От набатного колокола зримо расходятся волны звука, рабочий разбрасывает призывные листовки... Пролетарскую революцию, беззаветную защиту завоеваний социализма символизирует фигура вооруженного рабочего, протягивающего винтовку товарищам. В энергичном движении, с призывным жестом руки, сжимающей "Искру", изображен В.И.Ленин. Фигуры правой части росписи олицетворяют годы мирного труда. Художник ограничился тремя узловыми темами из истории нашего государства: борьба трудящихся за свободу, обеспечение мира, строительство коммунизма. Располагалось в Институте Политпросвещения в фойе (ныне Удмуртская филармония, Пушкинская улица, 245 Ижевск).

 Композиция «Телеграф на службе человека» на здании Дома Связи в Ижевске.

Композиция «Телеграф на службе человека» на здании Дома Связи, построенном в 1930 году по ул. К. Маркса, 206, появилась в 1969 году. Долгие годы в этом здании размещался Почтамт города Ижевска.

Панно выполнено в технике сграффито («sgraffito» итал. – выцарапанный). Основным достоинством этой техники создания настенных изображений является их большая стойкость. Автором эскиза «Телеграф на службе человека» стал питерский художник В.И. Петров. Таких изображений в Советском Союзе было всего два.

В 2000-х годах в процессе реставрации Городского телекоммуникационного центра изображение, ставшее неактуальным, планировали убрать с торца здания. Однако из-за высокой стоимости работ и запрошенной авторской компенсации новые владельцы здания решили оставить сграффито в неизменном виде. Еще фотографии панно.

Панно на улице Владивостокской в Ижевске.

Панно, барельеф «Юность» создан в начале 1980-х. 

Девушка-спортсменка изображена на фоне раскрытой книги и символизирует не только молодость, красоту, здоровье, но еще и стремление к прогрессу и знаниям. Фото: 2018 год.

В 1954 году Хрущев начал борьбу с так называемыми архитектурными излишествами, к которым были причислены абсолютно все ордерные элементы (колонны, капители, портики, пилоны), а с ними и монументальная скульптура и лепнина. С этого момента в истории советской архитектуры произошел поворот к новому стилю, который сегодня принято называть советским модернизмом. Здания советского модернизма как снаружи, так и внутри нередко украшены мозаиками, панно — они не попали под нож борьбы с излишествами. Темперная роспись стала символом архитектуры модернизма, она позволяла спасаться от обезличенности и серости, практически неизбежной в условиях жесткой типизации.

В начале 1970-х рядом со старым вокзалом построили пригородный вокзал и административный корпус. На новом вокзале находилось панно, посвящённое труду. К сожалению, при реконструкции вокзального комплекса 2003–2006 годов панно было разрушено.

Панно, посвящённое труду на жд вокзале. При реконструкции разрушено. Ижевск.

Панно на стене Дворца Пионеров, ныне Дворец Творчества Юных в Ижевске.

Панно на стене Морфологического корпуса ИГМА Ижевск. Фото 2020.

Панно УДМУРТЭНЕРГО на ул. Советская. Ижевск.

Дом ул. Восточная 2. Ижевск. Фото: 17.11.2020 14:53. ДВА.

 

.

Card image cap
Долгий мост - первый мост через ИЖ. Нижний Узенький ныне Интернациональный переулок.

Это самый первый мост в Ижевске, возведенный в черте города-завода, соединил Заречную часть с Нагорной. От моста обычно двигались революционные манифестации металлургов. На нем же был убит Апполон Cосулин - и соратник, и противник Ивана Пастухова.

Подробнее
Card image cap
2 - Card title

Some quick example text to build on the card title and make up the bulk of the card's content.

Go somewhere