"Автогужтрест" - так в 1930-40-е годы называлось предприятие, выполнявшее городские, внегородские пассажирские и грузовые перевозки. В 1934 году по Ижевску курсирует пять автобусов ГАЗ-03-30. Вот они, пять маршрутов из мая 1935 года: № 1 обслуживала 22-местная машина, следовавшая от Казанского вокзала до Гольянского поселка и обратно; № 2 – от Казанского вокзала до парка культуры и отдыха и обратно ходила 30-местная машина; № 3 обслуживал 16-местный автобус, шедший по маршруту: Казанский вокзал – улица Либкнехта – Короленко – Бородина – Свободы – Карлутская площадь – вокзал через улицы Ломоносова, Советскую и Энгельса; № 4 связывал парк культуры и отдыха с Гольянским поселком; № 5 следовал по маршруту: Увинский вокзал – Баранова – Ажимова Канава – улицы Либкнехта – Короленко – Советская – Энгельса и обратно. Обслуживал его 12-местный автобус. Движение начиналось в 6 часов утра и заканчивалось в час ночи. А вот два автобуса ставились в резерв, в выходные дни они обслуживали поток пассажиров в сторону парка. Можно, конечно, с высоты сегодняшнего дня улыбнуться, но, как ни крути, к весне 1937 года автопарк Ижевска насчитывал уже 17 автобусов.
Первым в Удмуртии междугородный автобусный маршрут был открыт после того, как в 1934 году Ижевский "Автогужтрест" получил шестнадцатиместный автобус ГАЗ-03-60 (на базе автомобиля ГАЗ-АА Горьковского завода). Почему именно был открыт маршрут Ижевск - станция Чепца? Если взглянуть на карту Удмуртии тех времен, то все станет ясным. Ижевск и Глазов не были связаны железной дорогой. Чтобы добраться из Глазова в Ижевск, надо было ехать через Москву или Свердловск, теряя несколько суток. Автобус до Глазова выходил в рейс в 10 часов вечера, а приходил на конечную точку маршрута в 8 часов утра – 10 часов в пути!
В 1935 году запускаются маршруты Ижевск-Глазов и Ижевск-Раскольниково.
В январе 1946 года в Ижевске курсировало три 40-местных автобуса по маршруту Казанский вокзал – Увинский вокзал. В этом же месяце открылось автобусное сообщение центр города – мельничный комбинат.
В 1951 году автопарк Ижевска пополняется новыми 50-местными автобусами ЗиС-155. Они обслуживают пять городских маршрутов общей протяженностью 37 км.
В 1953 году автотранспорт разделяют на автобусный и грузовой автопарки. В "Автоконтору №1" входят автобусы и такси, в "Автоконтору №2" - весь грузовой транспорт.
14 июля 1964 года открыт центральный автовокзал. Здание Ижевского автовокзала было построено рядом с Центральный (Сенным) рынком.
В 1966 году Ижевскую автотранспортную контору №1 переименовывают в Ижевский автобусный парк. Через год он получает новое название - Ижевское автотранспортное предприятие №1 (ИПАП-1).
В 1970 году на Буммаше строится филиал Ижевского пассажирского автотранспортного предприятия - ИПАП-3.
К 1972 году протяженность автобусных маршрутов в Ижевске составила уже 172 километра.
8 мая 1973 года на базе ИПАП и ИПАП-1 создается новая структура - Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта, или ИПОПАТ. Его первым директором становится Геннадий Чукавин.
2 марта 2007 года решением Правительства УР - ИПОПАТ проходит акционирование и становится ОАО "Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта". Гендиректором становится Дмитрий Пивош.
2017 г. Современный Ижевск имеет развитую систему общественного транспорта и транспортных коммуникаций. По объему пассажирских перевозок первое место в Ижевске принадлежит электротранспорту. На нем перевозится 52 процента пассажиров, на трамваях - 23 процента, доля троллейбусных перевозок составляет 29 процентов. Водным транспортом пользуется 150 тыс. пассажиров в год. Автобусами перевозится 48 процентов пассажиров. Всеми видами городского пассажирского транспорта Ижевска перевозится свыше 250 миллионов пассажиров в год, ежедневно, в среднем, до 700 тыс. пассажиров.
В распоряжении жителей Ижевска и гостей столицы также железнодорожный и воздушный транспорт, с прямым сообщением со многими регионами России.
Самый длинный маршрут Ижевского городского транспорта (2015 год):
- автобус №36;
- трамвай №5;
- троллейбус №1;
- теплоход "Ижевск-Воложка".