Улица Жданова - Можарова Ижевск. Можаров Петр Владимирович.

Автор: @vovd14 Всего просмотров: 1337

Когда-то слава ижевских мотоциклов гремела на весь Советский Союз. В конце 70-х в столице Удмуртии Ижевске производилось до 350 000 единиц этой техники в год, и во многом благодаря талантливому инженеру Можарову Петру Владимировичу (1888-1934 гг.). Он разработал, как сейчас, принято говорить бизнес-план по организации серийного мотопроизводства на заводе "Ижсталь".  

В 1928-1929 гг. Можаров добился выделения средств на осуществление своей мечты. Инженер сам спроектировал опытные образцы первых ижевских мотоциклов Иж-1, Иж-2.  

В 1933 году небольшой отдел Можарова реорганизовался в Ижевский мотоциклетный завод. Началось производство Иж-7, первого ижевского серийного мотоцикла. (См. -  Ижевск - Родина отечественных мотоциклов).  

В честь пионера отечественного мотостроения в решением исполкома горсовета 19 января 1989 году улицу Жданова с 16 октября 1937 г. (бывшая ул. М. Горького существовала с 29 июня 1928 г. в Ленинский р-не) переименовали в улицу Можарова. Длина улицы 1688 метров. 

Улица Можарова. Административный район: Ленинский. Жилой район: Нагорный, Юго-Западный. См. также: Перечень улиц Ижевска.

Родился Петр Владимирович Можаров в 1888 году в Тамбовском уезде в дворянской семье. Высшее образование получил в Германии, учась там на средства своего брата. В начале первой империалистической войны он был мобилизован на фронт. Там попал в немецкий плен, был заключен в концентрационный лагерь.  

В 1915 году, вернувшись на родину, он поступает на Тамбовский пороховой завод. Здесь работает конструктором, главным механиком. При его непосредственном участии идет техническое перевооружение производства. Например, личный вклад П. Можарова в постройку новой котельной отмечен персональной премией Главного управления военной промышленности. Здесь же, на Тамбовском заводе, инженер-изобретатель получает первое авторское свидетельство — «на котельную топку для сжигания угля, состоящего из смеси крупных кусков с мелочью».

Его отличала не только пытливая мысль. Он умел тесно сходиться с рабочими, пользовался исключительным их доверием и любовью. Когда в 1924 году П. В. Можаров уезжал из Тамбова в Ижевск, где его привлекла возможность трудиться по специальности, полнее использовать свои инженерные знания, большая группа работников завода обратилась в профсоюзный комитет с заявлением. «В предстоящий понедельник, 23 сего ноября, — писали они, — по случаю перехода на Ижевский оружейный завод уезжает инженер П. В. Можаров. Всем известно, что он проявил себя на ТПЗ во многом, не считался с трудом ни днем, ни ночью, за что при праздновании 5-й годовщины Октябрьской революции, 7-го ноября 1922 года, общим собранием рабочих завода чествован был героем труда.

Принимая во внимание вышеуказанное и добросовестное отношение как к самим порученным ему работам в заводе, так и к выполнителям — рабочим, считаем необходимым просить завком об устройстве прощального вечера, а при его отъезде вручить ему соответствующий товарищеский подарок...»

Сотни подписей засвидетельствовали искренность этих слов. Надо быть действительно своим человеком в рабочей среде, чтобы заслужить такую сердечность и преданность товарищей.

С 1924 года П. Можаров — инженер Ижстальзавода по рационализации теплового хозяйства. Здесь в еще большей мере раскрывается его изобретательский талант.

В памяти старожилов Ижевска сохранился такой эпизод. Многие рабочие завода проживали в те времена в окрестных деревнях. Принято было так, что на работу их будил заводской гудок. Но после каждого гудка давление пара в котельной резко падало. Можаров предложил и сам изготовил паровую сирену, которая расходовала в восемь раз меньше пара.

С 1928 года, когда он вплотную стал заниматься мотоциклом, все эксперименты и вся техническая мысль в этой области были неразрывно связаны в нашей стране с его именем.

В 1930 году в связи с прекращением мотоциклетных работ на Ижстальзаводе П. Можаров откомандировывается на службу в ленинградский трест «Тремасс». Здесь, на заводе «Красный Октябрь», он помогает организовать серийное производство мотоциклов Л-300 по образцу немецких машин ДКВ-300. Этот опыт обобщен в его книге «Советский мотоцикл Л-300», вышедшей тогда в Госмашметиздате.

Для совершенствования знаний и заимствования опыта его направляют в Германию. Эрудиция и талант этого инженера отмечаются специалистами известной фирмы БМВ. Ряд его предложений по усовершенствованию мотоцикла фирма принимает и многие годы использует.

Вторичное возвращение в Ижевск, на этот раз в 1932 году, означало для него новый этап активной творческой деятельности. Он с жаром берется за доводку машины НАТИ-750. Работает много, вдохновенно и, несмотря на то, что с утра до ночи занят в мастерских, находит время для ознакомления со строительством корпусов мотозавода. Здесь нашли воплощение его предложения по организации производства, совершенствованию технологических процессов.

Оригинальным был сам метод конструирования, которым пользовался П. Можаров.

«Мы все работали очень усердно, — вспоминает один из соратников Петра Владимировича Б. М. Фиттерман, ныне доктор технических наук, сотрудник НАМИ (в прошлом институт НАТИ).—- Делали много компоновок в натуру, из которых Можаров выбирал лучшую. Наша работа была видна, как на ладони.

Петр Владимирович работал совсем не так. Примерно два с половиной месяца он сидел у пустой доски, о чем-то думал и делал какие-то записи в своей маленькой изрядно затасканной книжечке. А результатов на бумаге все не было видно. При всем уважении к нему в нас стали закрадываться сомнения — нет, не в его способности руководить, а в его умении работать карандашом. Однако скоро сомнения рассеялись. В одну из суббот Петр Владимирович остался после работы в КБ, а когда мы пришли в понедельник, то были поражены, так как увидели полностью законченную компоновку двигателя, выполненную вплоть до мельчайших деталей. Чертеж был красив и абсолютно точен. И тут мы поняли: Можаров обладает способностью проектирования, не пользуясь карандашом и бумагой, а производя все поиски с помощью только мозгового аппарата. Па это он потратил два с половиной месяца из трех с половиной, отведенных нам на завершение проекта...»

11 марта 1934 года в Ижевск пришла печальная весть: талантливый советский конструктор П. В. Можаров покончил жизнь самоубийством. Произошло это в Сочи, где он находился на излечении. Сохранилось его предсмертное письмо жене, Варваре Игнатьевне, которое было написано в состоянии крайнего душевного смятения. И тем не менее сквозь беглые, путаные, тревожные мысли проступает главная: «...Любил динамичную цель. «Даешь советские мотоциклы!» — кто знает, сколько ухлопал сюда крови!..»

В эту минуту отчаяния он пишет: «Как бы то ни было, мне дьявольски хочется работать!..»

Что же вынудило его пойти на такой роковой шаг? По свидетельству сына П. В. Можарова — Бориса Петровича, ныне проживающего в Москве, талантливый конструктор явился жертвой репрессий 30-х годов. Нетрудно себе представить, что в ту пору человеку, учившемуся в Германии, попадавшему в немецкий плен, не раз выезжавшему в заграничные командировки, очень легко было предъявить «политические обвинения».

В 1988 году общественность Ижевска отметила столетие со дня рождения П. В. Можарова. Его именем была названа одна из улиц города, а на территории нового мотоциклетного производства объединения «Ижмаш» установили мемориальную доску.

Сегодняшние создатели ижевских мотоциклов и автомобилей вправе себя считать прямыми наследниками первопроходцев этого дела, среди которых П. В. Можарову принадлежит особое место.

9 июня 2018 года в Ижевске у предприятия "Ижевский мотозавод "Аксион-холдинг" (ул. Карла Маркса) установлен памятник создателю первых ижевских мотоциклов Петру Можарову. Создатель памятника, скульптор Павел Медведев постарался отразить дух того времени (1920-1930-е годы) и характер самого Можарова, интеллектуала, закончившего Лейпцигский университет, но в то же время человека "брутального", сильного. "Сапоги, куртка кожаная и фуражка - характерны для того периода", - отметил Медведев. Мотоцикл - точная копия "Иж-7". За 60 лет СССР в Ижевске было выпущено около 12 млн мотоциклов различных моделей.

Аэросани на Ижевском пруду, собранные П. В. Можаровым (справа у винта сам П. В. Можаров). Фото: 1925 год, ЦГА УР.

Аэросани ВОТОАВИОХИМ, созданные П.В.Можаровым в Ижевске. 1926 г. Второй слева – П.В. Можаров.

П.В.Можаров с мотоциклом «Иж-1». 1929 год.

П.В. Можаров около НАТИ-А-750, Ижевск, 1933 г.

Можаров Петр Владимирович. Ижевский Мотозавод. Мотоцикл НАТИ А-750

Можаров Петр Владимирович. Ижевский Мотозавод.

Дом, в котором жил создатель ижевских мотоциклов П. В. Можаров с 1924 по 1929 годы, на Красной площади Ижевска. Казённый дом 22. Фото: 1927 год, музей «Ижмаш».

В январе 1926 года в Ижевске появился первый мотоцикл - AJS model D, и конечно же его владельцем стал Пётр Владимирович Можаров. Мотоцикл был зарегистрирован под номером 1, ведь других до этого не было (номер видно на фотографии). Именно этот мотоцикл рёвом своего двигателя оглушал весь Ижевск и, вместе со своим водителем, породил идею мотоциклетного производства в Ижевске собственных мотоциклов. Как же AJS мог попасть в Ижевск в 1926 году? Первые упоминания о "мотоциклетах" в Вятской губернии относятся ещё к довоенному (до 1914 года) времени. Так, например, несколько "мотоциклетов" было в Глазове (по свидетельствам 1913 года). Но вероятнее всего именно этот мотоцикл появился в России чуть позднее. Сама фирма AJS основана в Англии в 1909 году, AJS model D был освоен в производстве в 1912 году, но уже в 1914 его производство, из-за войны, сошло на нет - были проиграны контракты на поставку AJS в Армию. В 1916 году в Великобритании вообще было запрещено производство мотоциклов не для нужд армии, поэтому может возникнуть впечатление, что Можаровский AJS был довоенным, но это не совсем так. В 1917 году фирма получила контракт на поставку 1100 штук AJS model D (750 cc) для русской армии - вероятно это событие и привело к появлению AJS в России. Военное время, отсутствие возможности обслуживания мотоциклов, отсутствие запчастей и многое другое явилось причиной того, что почти весь мотопарк страны находился в неходячем состоянии. В Москве существовали склады разбитых мотоциклов, которые можно было недорого выкупить. Вероятно, так и поступил П.В. Можаров. Однако, двигатель купленного им AJS был в очень плачевном состоянии, Пётр Владимирович просил купить двигатель своего друга в Штутгарте, однако этого не получилось. Тогда Можарову пришлось отремонтировать двигатель, самостоятельно изготовив необходимые детали. Так и произошло "явление мотоцикла Ижевску". Технические характеристики AJS Model D: Года производства: 1912-1914, 1917 (партия в Россию), 1918-1925 Объём: 600 см3 (до 1917 г.), 750 см3 (с 1917 г.) Мощность: 6 л.с. (замеры проводились на колесе) Тип двигателя: 4-х тактный, нижнеклапанный. Сухой вес: 125 кг Кол-во передач: 3 Тип главной передачи: цепь.

На фото: Трехместный самолет конструкции П.В. Можарова (на фото он — на самом верху) в момент проверки аппарата на прочность. Село Красивка (где он жил, переехав туда с родителями из с.Саюкино) Тамбовской губернии. Осень 1914 года.

В годы Первой Мировой войны (в 1914 года) будущий автор ижевских мотоциклов собрал аэроплан "Проба". На нём он летал над Тамбовской губернией.

Могила Можарова П.В. в г. Сочи.

Текст (орфография сохранена) на могильной плите: "Здесь Покоится прах инженера Петра Владимировича Можарова выдающегося конструктора инженера мотоцикло строения в С.С.С.Р. Умер 11 марта 1934 46 лет от роду Горячо любимый муж и отец, зачем ушедший так неожиданно в расцвете сил оставил глубокие раны в сердцах наших жина и сын Борис".

.

Card image cap
Долгий мост - первый мост через ИЖ. Нижний Узенький ныне Интернациональный переулок.

Это самый первый мост в Ижевске, возведенный в черте города-завода, соединил Заречную часть с Нагорной. От моста обычно двигались революционные манифестации металлургов. На нем же был убит Апполон Cосулин - и соратник, и противник Ивана Пастухова.

Подробнее
Card image cap
2 - Card title

Some quick example text to build on the card title and make up the bulk of the card's content.

Go somewhere