Работа по созданию советских мотоциклов на Ижевском заводе (мотозавод) была начата в 1928 г. За 8 месяцев группа, которой руководил Можаров, собрали и спроектировали 5 различных моделей мотоциклов.
17 сентября 1929 года Можаров Петр Владимирович сам впервые выехал на ИЖ-е за пределы Ижевска. Это был громоздкий мотоцикл весом в 300 кг. Но это был первый мотоцикл отечественной конструкции, причем очень надежный в поездках по неблагоустроенным грунтовым дорогам. Эту дату, 17 сентября 1929 года, принято считать днём рождения мотоцикла Иж!
В сентябре 1929 года 4 мотоцикла ИЖ-1 участвовали в 25-дневном испытательном мотопробеге по маршруту Москва-Ленинград-Харьков-Москва 4000 км.
Пассажир размещался в коляске, там же располагалось запасное колесо. Все колёса первого Ижа были взаимозаменяемые.
Технические характеристики мотоцикла ИЖ-1.
Годы выпуска | 1928-1929 |
Объем цилиндра,см³ | 1200 |
Количество цилиндров | 2 |
Мощность двигателя, л.с. | 24 |
Число оборотов, мин. | 3000 |
Число передач | 3 |
Привод на заднее колесо | карданный вал |
Максим. скорость, кмчас | 65 |
Емкость бака, л | 16 |
Сухой вес, кг без коляски | 300 |
База, мм | 1400 |
Дорожной просвет, мм | 120 |
Конструкция рамы | штампованная из листа |
Охлаждение двигателя | воздушный, двойной, возвратный, продувной |
Размеры шин, диаметр и ширина в дюймах | 27*4 |
Мотоцикл - колосс "Иж-1" с двухцилиндровым 4-х тактным V-образным двигателем рабочим объемом 1200 куб. см. и максимальной мощностью 24 л.с. Для своего времени это был чрезвычайно оригинальный и передовой конструкции. Коленчатый вал двигателя располагался продольно, крутящий момент на заднее колесо передавался от трехступенчатой коробки передач, выполненной в блоке с двигателем, карданным валом. Массивная штампованная рама и передняя вилка, сочетавшая свойства параллелограммной и рычажной, были навеяны идеями конструктора Эрнеста Ньюманна-Неандера, с которым Можаров познакомился во время стажировки в Германии. Нижняя часть рамы служила так же и корпусом глушителя - эта особенность была характерна для всех пяти мотоциклов ИЖ первой серии.
Первый Всесоюзный испытательный пробег мотоцикла ИЖ-1. 17 сент. 1929 г.
Дождливым утром 17 сентября 1929 года из ворот Ижстальзавода торжественно выехал мотоцикл Иж-1. Эту дату и принято считать днём рождения ижевского мотоцикла (хотя Иж-3 был обкатан ещё весной, и как первенцу ему в пробеге был вручён номер 1). Быть водителем Иж-1 выпала честь Иосифу Шадрину, и, по словам очевидцев, почти сразу после выезда из ворот завода, он приступил к регулировке карбюратора. В это время остальные члены мотосекции спешно доделывали Иж-2, Иж-4 и Иж-5 — выезд в пробег по маршруту Ижевск-Горький-Москва-Ленинград-Витебск-Харьков-Орёл-Москва был назначен на следующий день.
Мотоцикл имел значительный вес. Сухая масса этой модели составляла около 300 кг. Мотоцикл мог эксплуатироваться как с пассажирским, так и грузовым прицепами. Мощности двигателя было достаточно для передвижения по самым сложным дорогам, однако безопасна скорость передвижения была не велика, при разгоне мотоцикла до 60 км/ч. Мотоцикл относится к классу тяжелых мотоциклов.
Можаров Петр Владимирович у мотоцикла ИЖ-1
Рама состояла из двух цельных ферм, свариваемых между собой. Вместе двигатель и рама образовывали жёсткую пространственную конструкцию. Бензобак вставлялся в раму сверху, оставаясь защищённым обхватывающей его рамой. Поскольку предполагалась езда и без коляски, руль был оснащён двумя конусообразными щитками и стальной замкнутой трубкой (аналог современной защиты рук на эндуро-мотоциклах).
Итак, главная передача всех первых Ижей (кроме Иж-3), для успешной борьбы с «ижгрязью», была карданной.
Руль соединялся с вилкой через пружинные амортизаторы.
Для лучшего охлаждения картер двигателя и коробки передач Иж-1 был сделан с оребрением. Выключение сцепления осуществлялось левой рукояткой на руле, либо педалью с тягой с левой стороны.
Можаров применил в конструкции передней подвески отдельные системы для гашения колебаний колеса в продольном и вертикальном направлении. Подвеска была сделана рессорной. Однако эта конструкция не позволяла развивать более 65 км/ч — мотоцикл срывался в вобблинг (неконтролируемые возрастающие колебания руля). Но, как говорил Можаров: «Больше по нашим дорогам самоубийство».
Первым мотоциклом П.В. Можарова был ИЖ-3, но номер 1 Можаров присвоил тяжелому мотоциклу ИЖ-1, пригодному для применения в армии.
Нагрудный именной знак участника Всесоюзного испытательного пробега первых советских опытных мотоциклов «ИЖ» 1929 года.
История отечественного мотоцикла. На фоновом рисунке марки - первый отечественный мотоцикл Иж-1.
См. также:
Мотоциклы "иж". Модельный ряд.
.
Это самый первый мост в Ижевске, возведенный в черте города-завода, соединил Заречную часть с Нагорной. От моста обычно двигались революционные манифестации металлургов. На нем же был убит Апполон Cосулин - и соратник, и противник Ивана Пастухова.
ПодробнееSome quick example text to build on the card title and make up the bulk of the card's content.
Go somewhere