ПОДГОТОВКА ЭКИПАЖНОЙ ЧАСТИ МОТОЦИКЛА
Проверяется рама, осматриваются трубы и сварные швы: не появилось ли незаметных трещин, нет ли перекоса, который мог произойти при падении или из-за напряжения металла, не погнуты ли кронштейны крепления подножек, бензобака, тормозного рычага, не износились ли гнезда подшипников маятниковой вилки и руля. Обнаруженные дефекты должны быть устранены. Перекос рамы устраняется правкой.
Для устранения люфта обойм подшипников рулевой колонки п маятниковой вилки в посадочных местах наружные обоймы подшипников необходимо хромировать или омеднить.
Люфт в рулевой колонке устраняют подвертыванием гайки, а если этого нельзя добиться, заменяют опорные подшипники.
Передняя вилка разбирается и осматривается. При этом заменяются изношенные детали. Если обнаруживается погнутость труб передней вилки, следует обязательно заменить их новыми.
Заполнение передней вилки амортизаторной жидкостью и регулировка ее производится в соответствии с рекомендацией завода-изготовителя.
Возможной причиной неустойчивости мотоцикла может быть люфт маятниковой вилки в подшипниках и износ подшипников переднего и заднего колес. Люфт маятниковой вилки можно устранить путем затяжки регулировочных гаек.
Регулировка конических подшипников маятниковой вилки производится равномерно с правой й левой сторон.
Вышедшие из строя подшипники колес должны быть заменены новыми.
Биение колес устраняется перетяжкой спиц. Все спицы колес должны быть натянуты равномерно; определить это можно по тону звука, если слегка ударять по спице вращающегося колеса.
Поверхность тормозного барабана при эксплуатации изнашивается неравномерно, что ухудшает работу тормозов. Для восстановления правильной геометрии рабочая поверхность барабана в заспицованном виде протачивается на токарном станке. Изношенная тормозная накладка заменяется новой, если между ней и тормозным барабаном образуется большой зазор или износ настолько велик, что головки заклепок выходят наружу. После замены тормозной накладки добиваются ее плотного прилегания к внутренней поверхности барабана за исключением концов накладки. На концах накладок спиливаются скосы длиной 10 мм с тем, чтобы не было резкого торможения.
Для того, чтобы добиться правильного и равномерного прилегания тормозной накладки к барабану, поворачивают на 15° разжимной кулачок или подкладывают между кулачком и опорной плоскостью колодки пластину, вызывающую действие, подобное повороту кулачка на указанный угол. В таком положении пластина закрепляется и производится обточка тормозных колодок в сборе с накладками. Если для этого нет оборудования, тогда следует методом постепенного подпиливания тормозной накладки добиться ее полного соприкосновения с тормозным барабаном.
Окончательная приработка и регулировка тормозов производится во время работы мотоцикла. Эффективность торможения определяется величиной тормозного пути. Для этого выбирают участок дороги с асфальтовым или бетонным покрытием, задают скорость движения 30—60 км/час и определяют величину тормозного пути, который при движении мотоцикла со скоростью 30 км/час не должен превышать 7 м.
После сборки всего мотоцикла необходимо проверить правильность расположения колес по отношению друг к другу. Это можно сделать с помощью одной или двух деревянных реек. Если оба колеса прилегают к рейке, то они отрегулированы правильно и лежат на одной линии; смещение колес по отношению к продольной оси не должно превышать 5 мм. Когда же эта величина больше и регулировка невозможна, то необходимо посмотреть, нет ли искривления рамы. Правильность расположения колес можно проверить с помощью приема «езда без рук». Если мотоцикл движется прямолинейно, значит регулировка произведена правильно. (Проверку можно выполнять на закрытом участке и водителям с большим опытом.)
Визуально или с помощью стальной линейки проверяется положение ведущей звездочки коробки и ведомой звездочки заднего колеса, которые должны находиться на одной линии, параллельной продольной оси мотоцикла. Перекосов не допускается. При несовпадении звездочек следует повернуть ось заднего колеса с помощью оттяжек в нужное положение. Если перекос не устраняется, проверяют расположение двигателя на мотоцикле.
Роликовые цепи требуют постоянного и тщательного ухода. Цепи следует промыть в бензине, просушить и осмотреть, нет ли на них трещин.
Затем цепь проваривают в смеси масла с графитом и ставят на машину. Прогиб нижней ветви цепи допускается до 10—12 мм.
Большое влияние на устойчивость мотоцикла оказывают шины, которые нужно подбирать исходя из дорожных условий либо из условий предстоящих соревнований.