Орджоникидзе Г.К. с участниками мотопробега 4 августа 1936 г.
Работа по созданию советских мотоциклов на Ижевском заводе (мотозавод) была начата в 1928г. За 8 месяцев группа, которой руководил Можаров, собрали и спроектировали 5 различных моделей мотоциклов.
В июле - августе 1936 г. эти мотоциклы приняли участие в женском мотопробеге и пройдя 1675 км, успешно финишировали 4 августа в Москве. Пробег совершили на мотоцикле ИЖ-7 в сопровождении автомобилей технического обеспечения. (См. - Ижевск - Родина отечественных мотоциклов)
Командор пробега, жена директора мотозавода - Чекмарева А. В пробеге Ижевск - Казань - Горький - Москва приняли участие 15 женщин на мотоциклах ИЖ-7. Все участники пробега сдали нормы на значки "БГТО", "Ворошиловский стрелок", "ОСОАВИАХИМ", прошли строевую и огневую подготовку, сдали экзамен по вождению. Вот их имена: Чекмарева А.А. (командор пробега), Кычанова М.Т.- жена начальника отдела снабжения, Ложкина З.Н. - жена конструктора техотдела, Невструева М.Н. - жена конструктора техотдела, Рыбакова Е.М. - жена начальника техотдела, Огнетова В.З. - жена начальника сборочного цеха, Князева Н.А. - жена начальника механического отдела, Зебзиева Л.П. - жена старшего конструктора техотдела, Батусова В.Н. - жена конструктора техотдела, Тимофеева М.Н. - сестра мастера сборочного цеха, Миртова В.И. - студентка, Седых М.Д., Брезгина М.Н., Шикина А.А, Оконникова А.Г. - комсомолки стахановки мотозавода. Шестнадцатым был включен в команду 15-летний пионер Андрей Чекмарев - сын директора завода.
Директор завода Иван Иванович Чекмарёв – инициатор и активный участник всех заводских мотогонок. Но в первом женском мотопробеге он был рядовым техником-механиком, а командором пробега стала его жена - Чекмарева Анна Андрияновна. Чекмарёва возглавляла Совет жён ИТР завода, была отличным организатором и примером для подруг. Вместе с родителями за рулём мотоцикла участвовал в пробеге 15-летний Андрей Чекмарёв – обладатель значка «Ворошиловский стрелок».
В последнее воскресенье перед стартом женщинам раздали машины – они должны были самостоятельно проехать минимум 120 километров. В дорогу участницам выдали рабочие спецовки, а для столицы пошили парадную униформу. Серые в мелкую клетку комбинезоны щегольского фасона, украшенные эмблемой спортивного общества «Торпедо» и надписью «Ижевск-Москва». Пробег торжественно стартовал 24 июля. На площади имени Пастухова у Клуба Октябрьской Революции (ныне здание Русского драмтеатра) был митинг, оркестр играл мелодии из кинофильма «Весёлые ребята». Технический старт провели уже за городом. В колонне двигались 15 основных участниц, 4 техника-механика на запасных мотоциклах и 2 автомобиля с дублёром, врачом, журналистами и запчастями. Они проделали путь в 1675 километров по маршруту: Ижевск-Казань-Чебоксары-Горький-Владимир-Ногинск-Москва. Только в крупных городах были хорошие дороги. Приходилось преодолевать песок и мокрую глину, узкие просеки, речное мелководье, разбитые просёлки. Но никто не ныл. Даже упавшая на скользкой дороге и получившая сотрясение мозга участница осталась в седле мотоцикла.
Технический финиш состоялся 4 августа (на 2 дня раньше намеченного срока) на 12 километре столичного шоссе Энтузиастов. Через пару часов в ЦПКиО отважных ижевских мотоциклисток приветствовали толпы москвичей, операторы и фотокоры. 5 августа участники пробега встречались с Серго Орджоникидзе. Подъехали на «Ижах» прямо к зданию наркомата тяжёлой промышленности. Наверное, фотографы бегали вдоль строя, просили подравняться по первому колесу правофлангового мотоцикла, встать теснее. Примечательно, что в Зуре ижевские мотоциклистки встретились с участницами Первого женского автопробега имени Сталинской конституции и попали в объектив камеры знаменитого кинооператора Романа Кармена. А спустя несколько дней около города Горький с нашим мотопробегом работниц и жён руководителей завода встретился Первый конный поход жён командиров Красной Армии.
Встреча с наркомом обороны Маршалом Советского Союза Тухачевским М.Н. 7 августа 1936 г.
Нарком тяжелой промышленности СССР Орджоникидзе Г.К. осматривает мотоциклы, участвовавшие в пробеге. 2-й слева: директор Ижевского мотозавода Чекмарев И.И. 4 августа 1936 г.
женский мотопробег Ижевск Москва 1929
423
Мотопробег Ижевск - Москва. 1929 год.