Государева дорога. Сибирский тракт.

Автор: @vovd14 Всего просмотров: 1337

Государева дорога, сибирский тракт, Удмуртия.

 

У села Дебёсы сходятся две старинные дороги на восток из Петербурга и Москвы. Называлась эта дорога "Сибирский тракт", а ещё "государева дорога", "великий кандальный путь", "Екатерининский тракт" (самая длинная в мире дорога).

Государева дорога, сибирский тракт, Удмуртия.

 

Тракт был проложен во второй половине XVIII века по указу Екатерины II (София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская). В пределах Удмуртии тракт имеет протяженность 217 км. При Екатерине II на дороге установили верстовые столбы, построили мосты, почтовые станции и избы для ямщиков.

 

В селе Дебесы соединялись две ветви тракта - северная из Петербурга и южная из Москвы и Казани, далее в Сибирь вела уже одна дорога - Большой Сибирский тракт.

Главным видом транспорта тогда была лошадиная упряжка, управляли которой ямщики. Люди проводили в дороге очень долгое время, и для отдыха людей и животных на протяжении всего пути располагались ямские станции. Вначале ямские станции на государевой дороге представляли собой выкопанные ямы - землянки, в которых хранился запас продовольствия для людей и животных. Со временем на месте землянок появились избы. Александр I требовал озеленят непроезжую часть тракта, чтобы путники не теряли дорогу в снег и непогоду. Каждому крестьянскому хозяйству при трактовых деревень был дан "урок" посадить на придорожной полосе по нескольку берёз и следить за их выживанием. Ответственность за сохранность берёз ложилась на общину. Придорожные березовые аллеи украсили тракт. Народ окрестил их Александровскими.

 

В народе тракт называли "великий кандальный путь"или "дорогой слез и горя", ведь по нему, кроме государевых людей, прошли тысячи арестантов: политзаключенные, декабристы, беглые крепостные, переселенцы. Их заковывали в кандалы, связывали друг с другом и вели по 100-200 человек, иногда их количество достигало 500 человек.  Поэтому вскоре через каждые 20-30 километров по тракту были построены этапные тюрьмы для ночлега каторжан, а в больших городах - Перми, Екатеринбурге, Казани конвойные роты - большие каменные здания. Этапные тюрьмы были в Бачкееве (здание этапной тюрьмы в д. Бачкеево с хорошо сохранившейся внутренней планировкой, построено в 1837 г.), Зуре, Дебесах.  Прошел этот путь и сосланный в сибирскую ссылку Александр Николаевич Радищев за издание "Путешествие из Петербурга в Москву".  

 

По государевой дороге русские купцы ехали из центра России в города Сибири и далее в Китай. Из Сибири купцы везли пушнину, рыбу, почту.

 

Сибирский тракт внёс большие изменения в жизнь села Дебёсы. Жить на дороге - значит служить ей, содержать в исправности. Сельчане должны были постоянно поддерживать дорогу в порядке, засыпать песком и гравием, строить мосты, почтовые станции, дома для отдыхающих, конюшни. Царь Александр I по этой дороге совершил путешествие на Ижевский оружейный завод.

 

В мае 1837 года через село Полом в Пермскую губернию проехал цесаревич — будущий царь Александр II.

 

Ежегодно по Сибирскому тракту проезжало 20 тысяч пассажиров, 18 тысяч арестантов, 50 тысяч тонн различного груза.

 

В начале XX века, в годы гражданской войны, вдоль тракта шли ожесточенные бои. Поджигали и взрывали мосты, снаряды пробивали дорогу, оставляя в ней огромные дыры, телеграфные столбы и Александровские березы крушили без сожаления.

 

В Дебесах открыт музейный комплекс истории Сибирского тракта.

 

Село Дебёсы. УР.

 

В Игринском районе, недалеко от посёлка Игра, стоит высохшая сосна. Когда-то здесь пролегал Сибирский тракт, по которому шли на каторгу ссыльные. По легенде, сбежавшие разбойники нападали здесь на торговые караваны, почтовые тройки, не гнушались и одиноким путником. Много крови пролито под этой сосной, много горя видела она и не выдержала - начала сохнуть, покрываться мхом. Но, вопреки законам природы, стоит она в таком виде более 100 лет (2017). 

 

Музей. Дебёсы. УР.

 

Card image cap
Долгий мост - первый мост через ИЖ. Нижний Узенький ныне Интернациональный переулок.

Это самый первый мост в Ижевске, возведенный в черте города-завода, соединил Заречную часть с Нагорной. От моста обычно двигались революционные манифестации металлургов. На нем же был убит Апполон Cосулин - и соратник, и противник Ивана Пастухова.

Подробнее
Card image cap
2 - Card title

Some quick example text to build on the card title and make up the bulk of the card's content.

Go somewhere