Григорий Егорович Верещагин

(1851-1930), (псевд. Удморт, Г.В-н, Г.В.)

   Григорий Егорович Верещагин (псевд. Удморт, Г. В-н, Г.В.) - первый крупный удмуртский просветитель, основоположник национальной удмуртской художественной литературы, учёный-этнограф, общественный и религиозный деятель рубежа XIX-XX столетий. 

  
Верещагин Григорий Егорович -  удмуртский ученый
Верещагин Г. Е. ,  удмуртский ученый, удмуртский этнограф
Верещагин Г.Е. 1914г.
Ижевское железо XVIII.
Первая специализация Ижевска.
Удмуртские народные узоры.
Удмуртский орнамент.
Купцы Удмуртии.
Список предпринимателей (фабрикантов) удмуртии (династии Камско-Вятского региона), список торговых домов.

Верещагин Г.Е. 1914г.

   IZarticle              |   IZ-article.ru  |   А Блог  |  Турецкий язык   |  Статьи о Турции  |
    И в научных изысканиях, и в литературно-художественном творчестве Г. Верещагин первые шаги сделал в годы учительства в Ляльшуре. Здесь на основе собранного им этнологического материала он в Санкт-Петербурге через Императорское Русское географическое общество обнародовал научно-художественные монографии "Вотяки Сосновского края" (1886) и "Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии" (1889). ИРГО названные работы отметило серебряными медалями и самого их автора в 1888 г. избрало в свои члены-сотрудники.

    Стихотворение Г. Верещагина "Чагыр, чагыр, дыдыке" ("Сизый, сизый, голубок"), напечатанное под видом народной колыбельной песни во второй монографии, стало первым печатным словом удмуртской художественной литературы. В связи с этой публикацией и в Удмуртии, и в Москве в 1989 г. было торжественно отмечено 100-летие удмуртской литературы.

    Другие поэтические произведения Г. Верещагина увидели свет намного позже - в 1924 г. в газете "Гудыри" и в его научно-методическом труде "Руководство к изучению вотского языка". Более значительные стихотворные произведения стали достоянием читателя в 1970-1980 гг. в публикациях журнала "Молот" и коллективных сборниках материалов Удмуртского НИИ. В их числе - сказки-поэмы "Батыр дӥсь" ("Богатырская одежда"), "Зарни чорыг" ("Золотая рыбка"), "Скоробогат-Кащей" (последняя написана на русском языке). Из прозаических работ определённый художественный интерес представляет этнографический очерк "Общинное землевладение у вотяков Сарапульского уезда", который написан на материале деревни Ляльшур и напечатан в "Календаре и памятной книжке Вятской губернии на 1896 год".

    В Вятке же Г. Верещагин выпустил небольшую брошюру под названием "О книгах на вотском языке" (1896). В ней автор подверг анализу удмуртские переводы русских текстов, преимущественно религиозных, и фактически положил начало зарождению удмуртской литературно-художественной критики и литературоведения.

    Ныне стихотворные произведения Г. Верещагина переложены на русский, татарский, венгерский, финский и эстонский языки.

    В научном плане творчество Г. Верещагина впервые было рассмотрено в коллективной монографии Удмуртского НИИ "Удмурт литература" (1966). Впоследствии это начинание продолжил В. Ванюшев, написав докторскую диссертацию и монографию о Г. Верещагине (1995).

    Родился 11 октября 1851 г. в семье крестьянина с. Полом (Ойыл) Кезского района Удмуртии.  Грамоте выучился в родном селе. После окончания реального училища в Сарапуле в течение десяти лет учительствовал в земской школе деревни Ляльшур, организованной им самим. Затем продолжал учительствовать в школах сел Сосновка, Шаркан и Бураново.

   Верещагин Е.Г. сын своего народа, вкусив знаний добился посвящения в сан иерея. У Верещагина Г.Е. не было духовного образования - ни семинарского, ни даже училищного, а только экстернат в реальном училище. Тем не менее, 23 ноября 1899 г. епископ Сарапульский Никодим в порядке исключения разрешил сдать экстерном экзамены и произнести пробные проповеди. 15 августа 1900 г. Верещагин Г.Е. был рукоположен во иерея, принёс присягу и получил приход в Буранове.3


   Верещагин Г.Е. сам о себе писал в 1906 г.: "Хотя мой древний род и не вотский, и вырос я среди неязычествующих вотяков, притом вотяков даже лучших, чем современные русские, но живя среди вотяков, говорю с ними по-вотски и по-русски, называю себя вотяком, что прихожанам очень нравится". Для удмурта-священника "не вотский род" означает в контексте - "не языческий".

   После установления Советской власти в России, будучи священнослужителем и продолжая работу в местной школе, активно содействовал претворению в жизнь новых идей в области культурного возрождения родного народа, за что в 1927 г. был лишён духовного сана и права проживания в доме церковной причети. Он и его жена последние дни доживали в квартире младшего сына Николая в Ижевске. Умер от инсульта 27 августа 1930 г.

   Г.Верещагина как общественного деятеля характеризуют его участие в просвещении соплеменников путём проведения воскресных чтений (в период учительства), в судебных разбирательствах по делу "мултанских вотяков" (совместно с В.Г.Короленко в качестве эксперта-этнографа со стороны защиты в 1895 и 1896 гг.), во Всероссийской переписи населения (1897) в качестве переписчика по Глазовскому уезду, в работе I-го Всероссийского съезда удмуртов (Елабуга, 1918 г.) и первого организационного съезда писателей Удмуртии (Ижевск, 1921).