иж планета 6 с водяным охлаждением
Система жидкостного охлаждения двигателя Планета 6

Мотоциклы "иж". Модельный ряд.
Мотоциклы Иж. Статьи.

   IZarticle              |   IZ-article.ru  |   А Блог  |  Турецкий язык   |  Статьи о Турции  |
    На двигателе Планета 6 применена закрытая система охлаждения с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

    Система охлаждения включает жидкостный насос, рубашку цилиндра с головкой цилиндра, радиатор с расширительным бачком, трубопроводы, вентилятор и приборы управления (рис. 3.21).

    Насос подает жидкость в рубашку цилиндра из правого бачка радиатора. Омывая гильзу цилиндра, жидкость проходит головку цилиндра и попадает в полость термостата. В зависимости от температуры охлаждающей жидкости, клапан термостата (рис. 3.22) автоматически распределяет потоки жидкости. При температуре жидкости 92°С и более жидкость направляется в левый бачок радиатора и проходит полный цикл охлаждения независимо от скоростных и нагрузочных режимов мотоцикла. При температуре жидкости ниже 92°С клапан термостата закрыт и поток жидкости из полости термостата по обводному трубопроводу перепускается в правый бачок радиатора, минуя трубки сердцевины радиатора.

    Таким образом, включенный в систему охлаждения термостат ускоряет прогрев двигателя при пуске, не допускает его переохлаждения и перегрева при эксплуатации.

    В крышке заливной горловины радиатора смонтирован паровоздушный клапан, состоящий из парового и воздушного клапанов.

    Паровой клапан позволяет поддерживать в системе охлаждения избыточное давление до 0,05 МПа (0,5 кг/см2), повышающее температуру кипения жидкости. При повышении давления выше указанного клапан сообщает систему охлаждения с атмосферой.

    Воздушный клапан предохраняет радиатор от разрушения при остывании жидкости, когда давление в радиаторе становится ниже атмосферного. При разряжении в радиаторе, равном 0,001 ...0,012 МПа (0,01...0,12 кг/см2), воздушный клапан открывается, сообщая радиатор с атмосферой.

    В процессе эксплуатации увеличивающийся при нагревании объем жидкости (особенно ТОСОЛ А-40) перетекает по отводной трубке в расширительный бачок, соединенный шлангом с горловиной радиатора. При охлаждении жидкости после остановки двигателя ее объем в системе уменьшается, и она перетекает из бачка в радиатор за счет разряжения в нем. Конструкция радиатора трубчатая, меднопаянная. Пробка радиатора, трубки и ленты охлаждающей сердцевины унифицированы с радиатором отопителя автомобиля "Москвич-412".

    На мотоцикле радиатор установлен горизонтально по охлаждающим трубкам (вертикально по бачкам) и прикреплен к передней трубе рамы через резиновые амортизаторы. При эксплуатации мотоциклов с прицепами в сложных дорожных условиях, на пересеченной местности и особенно в жарком климате эффективность естественного обдува радиатора недостаточная, так как нагрузка увеличена, а скорость движения невысокая. Кроме того, фронтальную плоскость сердцевины радиатора "затеняют" переднее колесо с грязевым щитком и рама мотоцикла. Поэтому на тыльной стороне радиатора установлен осевой вентилятор с электроприводом. При достижении в системе охлаждения температуры жидкости 89...95°С датчик ТМ108, установленный в правом бачке радиатора, включает электродвигатель вентилятора.

    В процессе эксплуатации мотоцикла с жидкостной системой охлаждения необходим постоянный контроль за герметичностью соединений трубопроводов, за надежностью электрических контактов, за уровнем жидкости в радиаторе, а также чистотой радиатора.