мотоцикл карбюратор к 36, регулировка карбюратора к 36
Мотоциклетный карбюратор К-36 (ИЖ)
Мотоциклы "иж". Модельный ряд.
Мотоциклы Иж. Статьи.

   IZarticle              |   IZ-article.ru  |   А Блог  |  Турецкий язык   |  Статьи о Турции  |
Мотоциклетный карбюратор К-36 (ИЖ)
    На ижевских мотоциклах устанавливаются карбюраторы типа К-28, К-36 и К-62, работающие по комбинированному принципу.

    КАРБЮРАТОР К-36 имеет ряд преимуществ по сравнению с К-28. Принципиально новая схема с вынесенным из зоны диффузора топливным корректором позволяет иметь стабильную регулировку наиболее экономичного состава рабочей смеси на всех режимах работы двигателя, что обеспечивает снижение расхода топлива в среднем на 4—6%. Очень важно и то, что он обеспечивает более равномерное распределение смеси по цилиндрам. Карбюратор К-36 принципиально имеет те же регулировочные элементы, что и карбюратор К-28. Это — винт количества смеси 16 (рис.20), винт холостого хода 24, игла дросселя 12 и главный жиклер 18.

Регулировка карбюратора и его обслуживание

    Порядок проведения регулировки и ухода за карбюратором К-36 и К-28 принципиально одинаков. Поэтому ниже будет описан порядок регулировки на примере карбюратора К-36.

    Регулировка карбюратора зависит от технического состояния двигателя, климатических и дорожных условий. Регулировку необходимо проводить только на прогретом двигателе и с установленным воздухоочистителем.

    Предварительно необходимо проверить правильность установки опережения зажигания, состояние свечи, воздухоочистителя и, только убедившись в исправном состоянии этих систем, приступить к регулировке. При этом свободный ход тросов управления дроссельной заслонкой и корректором должен составлять 1—2 мм, что достигается изменением положения упорных штуцеров под головку оболочки троса.

    Регулировка малого числа оборотов холостого хода необходима для обеспечения устойчивой работы прогретого двигателя при наименьшем числе оборотов. Она заключается в уменьшении числа оборотов за счет опускания дроссельной заслонки и обеднения смеси винтом качества. При этом топливный корректор должен быть обязательно закрыт. Для этого на карбюраторе К-36 (рис.20) завинтить винт количества 16 на 3—4 оборота и запустить двигатель. После того как двигатель прогреется, вывинчивать винт количества 16 до тех пор, пока не установятся минимально устойчивые обороты. Затем завинтить винт холостого хода 24 до появления перебоев в работе двигателя После этого, постепенно отвинчивая указанный винт, добиться четкой и устойчивой работы двигателя. Дальнейшим вывинчиванием винта 16 опустить дроссель, добиваясь снижения оборотов холостого хода.

    Работа двигателя на малых оборотах проверяется следующим образом: поворотом рукоятки на руле плавно поднять дроссель примерно на половину его хода, а затем быстро опустить. При резком переходе от средних оборотов к минимальным двигатель не должен работать с перебоями и останавливаться (глохнуть).

Регулировка средних чисел оборотов производится конусной иглой 12. Эта игла регулирует качество смеси в пределах 3/4 подъема дроссельной заслонки, при дальнейшем подъеме состав смеси не зависит от положения иглы. Регулировка заключается в подборе такого положения иглы, при котором качество топлива, поступающего из распылителя, обеспечивало бы получение необходимой мощности.

    Имеющиеся пять кольцевых проточек на верхней части иглы позволяют менять ее положение по высоте. Конец иглы, входящий в распылитель, выполнен в виде конуса и при изменении положения иглы соответственно меняется проходное сечение между ней и распылителем, а следовательно, меняется и количество вытекающего топлива. Установка иглы в верхнем положении приводит к обогащению смеси, в нижнем — к обеднению.

    Если при работе со средним числом оборотов происходят обратные вспышки в карбюратор (признак обедненной смеси) к необходимо регулировочную иглу поднять вверх. При наличии же большого нагара на изоляторе и электродах свечи (признак богатой смеси) иглу опускают вниз.

    Если двигатель работает без перебоев, имеет хорошую приемистость, расходует нормальное количество топлива, регулировку карбюратора конусной иглой считают законченной.

    При полном подъеме дроссельной заслонки состав горючей смеси регулируют главным жиклером (его заменой), калиброванное отверстие которого имеет вполне определенный размер и определяется пропускной способностью. При регулировке карбюратора К-28 следует учитывать, что в отличие от карбюратора К-36 при завинчивании винта качества на карбюраторе К-28 происходит обогащение смеси, а при вывинчивании — обеднение. Если на карбюраторе К-36 обогащение смеси достигается поворотом манетки корректора по часовой стрелке, то на К-28 — против часовой стрелки.

    Как известно, на 2-цилиндровых мотоциклетных двигателях при наличии общего впускного тракта состав смеси, поступающей в различные цилиндры, обычно бывает неодинаков. Практически, на мотоциклах ИЖ-Ю с карбюратором К-28 неравномерная работа может быть вызвана наличием заступов между вставкой 1 смесительной камеры и корпусом 2 карбюратора (рис.21), обнаружить которые можно металлической линейкой, приложенной вдоль стенки диффузора. Эти заступы можно удалить с помощью шабера. Не должно быть заступов также и в соединении патрубка с карбюратором и патрубка, с цилиндрами.
    Для обеспечения равномерной работы цилиндров двигателя ИЖ-Ю2, ИЖ-ЮЗ с карбюратором К-36Ж и К-36Д завод устанавливает специальный регулятор 2 (рис. 22), расположенный между впускным патрубком 1 и карбюратором 4, уплотненный двумя прокладками 3 и 5.
Положение вставки карбюратора ИЖ-Ю
Установка регулятора смеси карбюратора К-36
    При повороте рычажка регулятора вправо (по ходу мотоцикла) обогащается смесь для правого цилиндра, при повороте влево — для левого цилиндра. На мотоциклах ИЖ-ЮЗ с карбюратором К-36 более раннего выпуска, на которых регулятор отсутствует, его можно изготовить самостоятельно из листового металла. Кроме этого, необходима выпилить сегмент глубиной до 0,9 мм от плоскости фланца впускного патрубка и вырубить вторую прокладку (рис. 22).

    Параметры карбюраторов, которые применяются на ижевских мотоциклах, отражены в таблице.

    Во время эксплуатации мотоцикла ненормальная работа на малых или больших оборотах двигателя обычно происходит от засорения жиклеров. Поэтому уход за карбюратором, в первую очередь, заключается в соблюдении чистоты заливаемого топлива и периодической разборке и промывке всех его деталей в чистом бензине. Категорически запрещается чистить каналы и жиклеры проволокой — это может привести к изменению их проходного сечения и вызвать нарушение регулировок карбюратора.


    Разборка карбюратора К-36 производится в следующей последовательности:

1.    Отсоединить и снять защитный кожух карбюратора.
2.    Снять воздухофильтр.
3.    Отсоединить бензопровод.
4.    Снять крышку смесительной камеры 1 с корпуса вместе с тросами, топливным корректором 3, дроссельной заслонкой 13 и иглой дросселя 12.
5.    Снять корпус карбюратора с патрубка цилиндра.
6.    Снять крышку 6' с поплавковой камеры 8.
7.    Вынуть поплавок 7.
8. Снять корпус смесительной камеры 21, отвинтив три винта.

    Разборка карбюратора К-28 выполняется в такой же последовательности. Сборка — в обратной.
Параметры карбюраторов К-28Д, К-28И, К-28Ж, К-36Ж, К-36И
    Признаки сильного обогащения: характерный «бубнящий» звук во время работы двигателя, вспышки в цилиндре не при каждом обороте коленчатого вала, при этом двигатель плохо развивает обороты и наблюдается сильное дымление из глушителей. Работа двигателя па очень богатой смеси сопровождается увеличенным расходом топлива, падением мощности и приводит к быстрому замасливанию и частому выходу из строя запальных свечей (свечи забрасывает). Кроме того, богатая смесь вызывает также интенсивное образование нагара на головке цилиндра, поршне и в глушителях. Поскольку теплопроводность нагара во много раз меньше, чем металла, то охлаждение двигателя ухудшается, и возможен его перегрев. Переобогащение смеси затрудняет запуск двигателя, который в этом случае работает 2—5 секунд и глохнет. Если вывернуть свечу, то она оказывается мокрой от топлива.

    При сильно обедненной смеси в работающем двигателе прослушиваются звонкие «цокающие» стуки: двигатель быстро перегревается, мощность его падает. Эти характерные металлические стуки из-за детонационного сгорания часто ошибочно принимают за стук поршневого пальца. Сильное обеднение смеси вызывает резкое возрастание температуры двигателя. Это вызывает уменьшение зазоров между цилиндром и поршнем, что может привести к заклиниванию («прихвату») поршня в цилиндре и образованию задиров на их поверхности. В отдельных случаях возможно прогорание днища поршня или оплавление его головки, так как при высоких температурах механические свойства алюминиевых сплавов, из которых изготовляются поршни, резко снижаются. Эксплуатация мотоциклов на очень бедной смеси приводит также к «пригоранию» и «закоксовыванию» поршневых колец. Высокая температура вызывает интенсивное образование твердого нагара в канавках поршня, и кольца начинают пропускать газы по стенке цилиндра. Так как правильное смесеобразование в значительной мере зависит от конструкции воздушного очистителя, то недопустимо устанавливать фильтр другой конструкции или главный жиклер иной пропускной способности, а также эксплуатировать мотоцикл без фильтра. Рабочая смесь обедняется также при засорении системы питания (бензокраника, поплавковой камеры, жиклеров), при соскакивании защелки и западании регулировочной иглы карбюратора, при подсосе воздуха под впускной патрубок цилиндра (если плохо затянуты гайки его крепления или повреждены прокладки), при ослаблении винтов крепления заглушек цилиндра, при неплотной посадке и затяжке воздухоочистителя.

    О составе смеси можно судить по цвету «юбочки» изолятора запальной свечи. При нормальной смеси она коричневого цвета, при богатой — черного, при бедной — серого или белого. Следует только помнить, что при свече А-11-У этим способом можно пользоваться после пробега 5—10 км при скорости не ниже 50—60 км/час.
Применяемость мотоциклетных карбюраторов К-36