IZarticle                |   IZ-article.ru  |   А Блог  |  Турецкий язык   |  Статьи о Турции  |
Генератор Г-2221
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ ИЖ-2717-230 И ИЖ-2771-030
Автомобили Ижевского производства. Статьи - перечень.
Модельный ряд ижевского автозавода.
г-2221
Генератор Г-2221.
    На двигатель мод. 2106 могут быть установлены генераторы Г-222 или 372.3701, представляющие собой трехфазные двенадцатиполюсные синхронные электрические машины со встроенным малогабаритным интегральным регулятором напряжения. Генератор 372.3701 имеет практически такую же конструкцию, что и Г-222, и отличается только данными обмоток ротора и статора, конструкцией регулятора напряжения и выпрямительным блоком, в котором дополнительно установлены три диода в цепи питания обмотки возбуждения. Устройство генератора Г-222 показано на рис. 7.26, генератора 372.3701 - на рис. 7.27, электрическая схема их соединений - на рис. 7.28.

Схема соединения системы генератора с двигателем ВАЗ-2106
Технические характеристики генератора

- Номинальное напряжение, В   -  14 В

- Максимальный ток отдачи (напряжение 13 В и частота

вращения ротора 5000 мин-1), А  -   47 А

Максимальная частота

вращения ротора, мин-1  -  13 000

- Частота вращения ротора, при которой достигается
напряжение 13В, при температуре
окружающей среды и генератора (25±10), в нагретом состоянии
генератора при самовозбуждении, мин -1, не более:

при токе нагрузки 0   -  1250

при токе нагрузки 35 А   -   2400
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ  

Меры предосторожности при обслуживании и ремонте генератора 372.3701 те же, что и для генератора 58.3701.

Контрольные проверки генератора

    На стенде генератор 372.3701 проверяют так же, как генератор 58.3701, но с учетом различий в технических характеристиках.

Проверка регулятора напряжения

    В генератор Г-222 встроен малогабаритный интегральный регулятор напряжения типа Я-112В. Он представляет собой неразборный нерегулируемый узел и расположен на крышке со стороны контактных колец генератора.

    Принцип действия регулятора заключается в непрерывном автоматическом изменении силы тока возбуждения генератора таким образом, чтобы напряжение генератора поддерживалось в заданных пределах при изменении частоты вращения и тока нагрузки генератора.



Проверка регулятора на автомобиле


    Для проверки необходим вольтметр постоянного тока со шкалой до 15-30 В, класса точности не ниже 1,0.

    Через 15 мин работы двигателя на средней частоте вращения при включенных фарах замерьте напряжение между клеммами «30» и «массой» (корпусом) генератора. Напряжение должно находиться в пределах 13,5-14,6 В при температуре окружающего воздуха и генератора (25+10) °С.

    При температуре более высокой или более низкой напряжение может быть соответственно несколько ниже или выше (на 0,2—0,3 В).

    Если наблюдается систематическая недозарядка или перезарядка аккумуляторной батареи и регулируемое напряжение не укладывается в указанные пределы, регулятор напряжения замените.



Проверка снятого регулятора


    Регулятор Я-112В, снятый с генератора Г-222, проверяют по схеме, приведенной на рис. 7.29. Между выводами «Ш» и «В» регулятора подключите лампу мощностью 1~3 Вт (12 В). К выводам «Б», «В» и к «массе» (металлическому основанию регулятора) присоедините источник постоянного тока сначала напряжением 12 В, а затем напряжением 15-1б В.

    Если регулятор исправен, то в первом случае лампа должна гореть, во втором - гаснуть.

    Если лампа не горит в обоих случаях, то в регуляторе внутренний обрыв, а если горит в обоих случаях - пробой. Регулятор напряжения ремонту не подлежит.
Схема проверки интегрального регулятора напряжения
Схемы проверки выпрямительного блока генератора на автомобиле
Детали генератора Г-222
Проверка диодов выпрямительного блока

    Исправный диод пропускает ток только в одном направлении, неисправный - может вообще не пропускать ток (обрыв цепи) или пропускать ток в обоих направлениях (короткое замыкание).

    В случае повреждения одного из диодов выпрямительного блока заменяют целиком выпрямительный блок.

    Короткое замыкание диодов можно проверить омметром или с помощью лампе (25-40 Вт) и аккумуляторной батареи, как показано на рис. 7.31, не снимая генератор с автомобиля, предварительно отсоединив провода от аккумуляторной батареи и генератора.

    Сначала проверьте, нет ли замыкания одновременно в «положительных» и «отрицательных» диодах. Для этого «плюс» аккумуляторной батареи через лампу подсоедините к зажиму «30», а «минус» - к корпусу генератора (см. рис. 7.31а). Если лампа горит, то «отрицательные» и «положительные» диоды имеют короткое замыкание.

    Короткое замыкание «отрицательных» диодов можно проверить, соединив «плюс» батареи через лампу с выводом нулевого провода обмотки статора, а «минус» - с корпусом генератора (см, рис. 7.316).

    Горение лампы означает короткое замыкание в одном или нескольких «отрицательных» диодах. Учитывайте, что в этом случае горение лампы может быть вызвано замыканием витков обмотки статора на корпус генератора. Однако такая неисправность встречается реже, чем короткое замыкание диодов.

    Для проверки короткого замыкания в «положительных» диодах «плюс» батареи через лампу соедините с зажимом «30», а «минус» - с выводом нулевого провода обмотки статора (см. рис. 7.31в). Горение лампы укажет на короткое замыкание одного или нескольких «положительных» диодов.

    Обрыв в диодах без разборки генератора можно обнаружить только косвенно во время проверки генератора на стенде по значительному снижению (на 20-30%) тока отдачи по сравнению с номинальным. Если обмотки генератора исправны, а в диодах нет короткого замыкания, ток отдачи уменьшается из-за обрыва в диодах.


ПРИМЕЧАНИЕ

    С целью упрощения крепления деталей выпрямительного блока три диода имеют на корпусе «плюс» выпрямленного напряжения. Эти диоды «положительные» и запрессованы в одну пластину выпрямительного блока. Другие три диода «отрицательные», имеют на корпусе «минус» выпрямленного напряжения и запрессованы в другую пластину выпрямительного блока.
Разборка и сборка генератора

1.    Пометьте любым способом взаимное расположение крышек 1, 23 и статора 27 (см. рис. 7.26).

2.    Отверните винты крепления и снимите кожух 1 (рис. 7.32) в сборе с регулятором 2, основанием 3 и щеткодержателем 4.

3.    Снимите конденсатор 23, отвернув винт его крепления и отсоединив провод от контактного болта 10.

4.    Отверните гайки стяжных болтов 18 и снимите крышку 15 генератора вместе с ротором 12.

5.    Зажмите ротор в тисках, отверните гайку крепления шкива 16 и съемником снимите шкив с вала ротора. Выньте из паза на шейке вала сегментную шпонку и снимите крышку 15 вместе с подшипником 19.

6.    Снимите с вала ротора дистанционную втулку 13.

7.    Отверните гайки винтов, соединяющих на конечники вентилей с выводами обмотки статора, выньте из колодки 7 штекер нулевого провода и извлеките статор 11 из крышки б генератора,

8.    Отверните гайку контактного болта 10 и снимите выпрямительный блок 9 с крышки 6.

    Собирайте генератор в обратном порядке с учетом следующего:

- несоосность отверстий в лапах крышек генератора должна быть не более 0,4 мм, поэтому при сборке тщательно совместите ра нее нанесенные на крышки и статор метки или вставьте в эти отверстия специальный ка либр (в качестве калибра можно использо вать болт нижнего крепления генератора к кронштейну двигателя);

- коническая пружинная шайба гайки крепления шкива выпуклой стороной должна быть обращена к гайке. Момент затяжки гайки шкива 45~72 Н-м (4,5~7,2 кгс-м).
Проверка обмотки возбуждения ротора

    Проверьте омметром (рис. 7.11), нет ли замыкания между витками в обмотке ротора и замыкания обмотки на корпус ротора.

    Если обмотка не имеет короткозамкнутых витков, то ее сопротивление должно быть (3,7+0,2) Ом при температуре 20 °С. При измерении следите за надежностью контакта между кольцами ротора и присоединенными к ним проводниками.

Проверка статора

    Перед проверкой выводы обмотки статора должны быть отсоединены от диодов выпрямительного блока.

    В первую очередь проверьте омметром или с помощью контрольной лампы и аккумуляторной батареи, нет ли обрывов в обмотке статора и не замыкаются ли ее витки на «массу» (рис. 7.12).

    Проверьте специальным дефектоскопом, нет ли в обмотке статора короткозамкнутых витков.

    Изоляция проводов обмотки должна быть без следов перегрева, который происходит при коротком замыкании в диодах выпрямителя. Статор с таким повреждением обмотки замените.


Замена щеткодержателя

    Если щетки износились и выступают из щеткодержателя менее чем на 5 мм, заме ните щеткодержатель с щетками.

    Снимайте щеткодержатель, как при разборке генератора (см. выше); устанавливайте в об ратном порядке, стараясь не повредить щетки об острые кромки контактных колец ротора.

    Перед установкой щеткодержателя про дуйте место его установки, чтобы удалить угольную пыль.

Замена подшипника ротора со стороны привода

    1. Чтобы извлечь неисправный подшипник 19 из крышки 15 (см. рис. 7.32), отверните гайки винтов, стягивающие шайбы 14 и 17 крепления подшипника, затем снимите шайбы с винтами и на ручном прессе выпрес суйте подшипник.
    2. Запрессуйте подшипник в крышку на прессе, прикладывая усилие к его наруж ному кольцу.
    3. Зажмите подшипник между двумя шайбами, стянутыми винтами с гайками. Затянув гайки, раскерните концы винтов.

Примечание.

    Устанавливать новый подшипник в крышку генератора можно только в том случае, если отверстие для подшипника не повреждено. Диаметр отверстия должен быть 41,967-41,992 мм. Если отверстие имеет больший диаметр или деформировано, замените крышку.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

    Не прикладывайте усилие при запрессовке подшипника к внутреннему кольцу, иначе он будет неизбежно поврежден.
Проверка ротора и статора.