БПВ 14-10
(блок полупроводниковый выпрямительный)
для мотоциклов ИЖ-Планета -5, -4 и ИЖ-Юпитер  -5, -4.

Мотоциклы "иж". Модельный ряд.
Мотоциклы Иж. Статьи.
схема бпв 14 10, как проверить бпв 14 10

   А Блог     |  IZ-article.ru    |    А Блог    |    Турецкий язык     |     Статьи о Турции
    На мотоциклах Планета 4, Планета 5, Юпитер 4, Юпитер 5 генератор работает в комплекте с блоком БПВ 14-10 (блок полупроводниковый выпрямительный). Блок БПВ 14-10 полностью заменяет выпрямительный блок БПВ РН-2С, использовавшийся на мотоциклах ИЖПС до 1980 года.

    Новый блок имеет защиту от коротких замыканий в нагрузке и обмотке возбуждения генератора, способен вырабатывать ток номинальной мощности при сравнительно низкой частоте вращения коленчатого вала; у него отрицательный температурный коэффициент регулируемого напряжения, повышающий срок службы аккумуляторной батареи. Параметры БПВ 14-10 приведены в табл. 5.8.



Электрооборудование
ИЖ-Планета-5, -4, -3
ИЖ-Юпитер-5, -4, -3.
Техническая характеристика БПВ 14-10
    Выпрямитель блока выполнен по трехфазной мостовой схеме на шести диодах. Регулятор напряжения состоит из управляемого выпрямителя на двух тиристорах и двух диодах и схемы управления тиристорами, собранной на двух транзисторах. Радиаторы с диодами и тиристорами закреплены на несущей панели. Выводы диодов соединены шинами, которые проходят через отверстия в несущей панели на ее обратную сторону, где закреплена печатная плата с элементами схемы регулятора. Печатная плата и внутренний монтаж блока закрыты пластмассовым кожухом. Принципиальная схема блока и схема подключения его к генератору трехфазного переменного тока приведены на рис. 5.7.
Принципиальная схема блока БПВ 14-10  для мотоциклов ИЖ-Планета -5, -4 и ИЖ-Юпитер  -5, -4.
Рис. 5.7. Принципиальная схема блока БПВ 14-10.
    Блок содержит силовой выпрямитель на диодах V10—V15, подключенный к фазным обмоткам генератора через контакты Х4, Х5, Х7; управляемый выпрямитель на тиристорах V5 и V7, диодах V6, V8, V9 и резисторах R9 и R11, включенный в цепь обмотки возбуждения генератора через контакт —XI. Выходная цепь силового выпрямителя к нагрузке мотоцикла и к аккумуляторной батарее (АБ) подключается через выключатель зажигания при помощи контактов +Х8 и —Х2. Подключение аккумуляторной батареи контролируется при помощи контрольной лампы, связанной с контактами —Х2 и ХЗ блока.

    Схема управления тиристорами содержит транзисторы V16 и VI7, стабилитрон V2, диод VЗ и резисторы RЗ и R8. Диод V4 предназначен для гашения ЭДС самоиндукции обмотки возбуждения.

    Фильтрующая цепь на входе измерительной схемы управления тиристорами содержит конденсатор С1, диод V1 и резисторы R1 и R2.

Основные неисправности, методы их обнаружения и устранения

    Прежде чем ремонтировать или заменять блок, следует убедиться в надежности его подключения к схеме электрооборудования мотоцикла и в исправности соединений электропроводов. Делать это надо следующим образом.

    При положении 1 замка зажигания, неработающем двигателе и отключенном блоке убедитесь, что фазы генератора и обмотки возбуждения не замыкаются на корпус. Для этого подключите лампу накаливания типа А12-3 мощностью 3—4 Вт проводом, подходящим к клемме блока +Х8, поочередно к одному из проводов, присоединяемых к клеммам блока Х4, Х5, Х7, —XI. Лампа не должна загораться.

    Чтобы убедиться в работоспособности генератора, отключите блок и замкните два провода в ответном разъеме, подходящие к клеммам —XI и —Х2 блока. При холостых оборотах двигателя (около 1000 об/мин) поочередно подключайте лампу накаливания типа А12-21-3 мощностью примерно 25 Вт между двумя проводами, подсоединяемыми к клеммам блока Х4 и Х5, Х5 и Х7, Х4 и Х7. При постоянных оборотах двигателя лампа должна гореть с одинаковой яркостью (переменное напряжение на ней не менее 8 В). Если этого не происходит, значит неисправен генератор или его соединительные провода. Когда установлено, что в нарушении работы электрооборудования виноват блок, отремонтировать его можно, пользуясь схемой (рис. 5.7) и указаниями:

1. При включении замка зажигания и неработающем двигателе не горит контрольная лампа.
1.1.    Временно замкните контакт —X1 с Х3. Исправная лампа не горит — значит неисправна цепь обмотки возбуждения генератора (обрыв обмотки, зависание щеток и т. п.). Лампа горит — выключите замок зажигания и продолжите проверку.
1.2.    Временно замкните управляющий электрод тиристора V5 с точкой соединения диода V1 и резисторов R1 и R2, включите замок. Если лампа не горит, проверьте исправность резистора R1. При исправном конденсаторе С1 замените тиристор V5. Лампа горит — выключите замок зажигания и перейдите к следующему этапу проверки.
1.3.    Временно замкните коллектор с эмиттером транзистора V17, включите замок зажигания. Если лампа не горит, замените диод V1 при исправном резисторе R8. Лампа горит — выключите замок и продолжите проверку.
1.4.    Временно отсоедините коллектор транзистора У16 от резисторов Rб, R5 и включите замок зажигания. Если лампа не горит при исправных резисторах R5, Rб, R7, диоде V3, замените транзистор V17. Лампа горит — замок выключите и продолжите проверку, подсоединив V16.
1.5.    Временно замкните базу с эмиттером транзистора V16, включите замок зажигания. Если лампа не горит, замените стабилитрон V2 при исправных резисторах RЗ и R4.

2. Перегорают лампы, перезаряжается батарея вследствие повышения напряжения (более 14,2 В при 1650— 2000 об/мин и температуре окружающей среды 25+5°С).
2.1.    Подключите вольтметр к клеммам +Х8 и —Х2 блока и замкните на время замера напряжения управляющий электрод тиристора V5 на клемму —Х2. Если напряжение не уменьшилось до напряжения аккумуляторной батареи (12 В), замените тиристор V5 при исправных диодах V4, V8, V9. После замены повторите эту проверку и, если напряжение не уменьшилось до 12 В, замените тиристор VI. Напряжение упало до 12 В — перейдите к следующему этапу проверки.
2.2.    Подключите вольтметр к клеммам +Х8 и —Х2 блока и замкните на время замера напряжения участок коллектор — эмиттер транзистора VI6. Если напряжение не уменьшилось до напряжения аккумуляторной батареи, замените трапзистор VI7. Если уменьшилось — замените транзистор VI6 при исправных резисторах RЗ и R4 и стабилитроне V2.

3. Нет напряжения в системе электрооборудования при исправном генераторе. Отсоедините блок от системы и проверьте силовые диоды V10—V15 выпрямителя при помощи контрольной лампы мощностью 3—4 Вт следующим образом:
3.1. Соедините клемму —Х2 с "минусом" аккумуляторной батареи и поочередно подключите клеммы Х4, Х5, Х7 через лампу к "плюсу" батареи. Лампа не должна загораться. Поменяйте полярность подсоединения батареи к диодам, то есть клемму —Х2 соедините с "плюсом" батареи, а клеммы Х4, Х5, Х7 — поочередно через лампу с ее "минусом". Лампа должна загораться. Если лампа загорается в первом случае и не загорается во втором, значит вышел из строя один из диодов VI4, VI3, VI5, соответствующих клеммам Х4, Х5 и XI.
3.2. Для проверки трех других диодов соедините клемму +Х8 с "плюсом" батареи, а клеммы Х4, Х5, XI — с "минусом" через лампу; затем наоборот: +Х8 с "минусом", а Х4, Х5, XI с "плюсом". Если лампа загорается в первом случае и не загорается во втором, неисправны соответственно диоды VII, VII) и V12.

    При отсутствии радиодеталей, указанных в схеме, их можно заменить другими, с подходящими характеристиками, пользуясь справочником по радиотехническим деталям. После замены стабилитрона V2 или транзистора V16 необходимо проверить регулируемое напряжение на клеммах +Х8 и —Х2 блока при работающем на средних оборотах двигателе. Величина его должна находиться в пределах от 13,5 до 14,2 В при температуре окружающей среды 25+5°С. Если напряжение ниже — увеличьте RЗ или уменьшите R2, если выше — уменьшите КЗ или увеличьте R2.

    Во избежание нарушения теплового режима работы выпрямителя-регулятора напряжения необходимо периодически (не реже, чем через шесть месяцев) очищать его щеткой от пыли и других загрязнений. Не допускается чистить металлическими предметами.

    Для определения состояния выпрямителя-регулятора произведите следующие проверки (не снимая блока с мотоцикла), для чего отсоедините провода от клеммы

—    подключите "минус" источника питания постоянного тока напряжением 10...13 В (АБ) к "массе" мотоцикла, а "плюс" источника питания через лампочку А12-21-3 (лампа фонарей-указателей поворота) поочередно к клеммам "+", "~".  Лампа не должна загораться;

—    отключите провода, идущие от генератора к клеммам "~" блока, подключите "плюс" источника питания к "массе" мотоцикла, а "минус" источника питания через лампу поочередно к клеммам "~".   Лампа должна загореться;

—    подключите "плюс" источника питания к клемме "+" блока, а "минус" источника питания — через лампу поочередно к клеммам "~". Лампа должна загореться;

—    подключите провода, идущие от генератора к клеммам "~" блока, и заведите мотоцикл на холостых оборотах. АБ должна быть отключена. Лампа, подключенная между клеммой "+" блока и "массой" мотоцикла, должна гореть не в полный накал на всех оборотах двигателя.