Михаил Георгиевич Худяков.

Автор: @vovd14 Всего просмотров: 1337

Михаил Георгиевич Худяков. (1894-1936)

Известный учёный, русский историк, археолог, этнограф, фольклорист Михаил Георгиевич Худяков родился 15 сентября 1894 г. в г. Малмыже Вятской губернии, учился в классической Казанской гимназии, на историческом отделении Казанского университета. Будучи студентом, участвовал в экспедициях и раскопках общества АИЭ Казанского университета. В 1919-1925 гг. заведовал историко-археологическим отделом Казанского музея. В 1918 г. в Малмыже создал Историческое общество и вместе с Кузебаем Гердом собирал в этом уезде произведения народного творчества, топонимические легенды удмуртского и марийского происхождения, которые впоследствии составили два рукописных тома "Регистрационной книги для записей о древностях, легендах, преданиях Малмыжского уезда". Тогда же он начал создавать эпический цикл легенд и преданий удмуртского народа. Он неплохо знал удмуртский язык, много консультировался у К. Герда. По словам его сестры М.Г. Куроедовой, некоторые отрывки к эпосу он cоздавал на удмуртском языке, но К. Герд посоветовал ему оформить весь текст на русском языке.

В 1925 г. М. Худяков переехал в Ленинград, вначале работал научным сотрудником Государственной публичной библиотеки, а с 1931 г. - научным сотрудником Государственной академии истории материальной культуры. 17 февраля 1935 г. он стал доктором исторических наук и затем был утверждён в звании действительного члена Госакадемии истории материальной культуры. Наиболее плодотворно работал в 1920-е гг. над изучением истории и этнографии народов Среднего Поволжья, в том числе и удмуртов. Им написаны работы "Ананьинская культура", "Политическое значение Мултанского дела и его отголосков в настоящее время", "Культ коня в Прикамье", "Вотские родовые деления", "История удмуртского народа", "О романтизме народной поэзии и эпоса удмуртов" и др.

Основательное изучение жизни, быта удмуртского народа и знание его языка позволило М.Г. Худякову приступить к составлению цельного свода удмуртских эпических сказаний. В начале марта 1966 г. Ф. Ермаков в рукописном фонде Ленинградской публичной библиотеки обнаружил рукопись "Из народного эпоса удмуртов. Песни и сказания и т.д." на 107 страницах, насчитывающую более 3000 строк. В ней значилось 10 эпических песен: 1. Песнь о богах; 2. Песнь о зеркалах; 3. Песнь о веке Кылдысина; 4. Песнь об утраченном счастье; 5. Песнь о воплощении Кылдысина; 6. Песнь о богатырях Дондинского круга; 7. Песнь о Калмезских богатырях; 8. Песнь о борьбе с черемисами; 9. Песнь о священной книге; 10. Песнь о будущих временах.

В сопровождающих эпические тексты записях составителем отмечалось, что он использовал труды учёных-собирателей Н. Первухина, Г. Потанина, К. Жакова, Б. Гаврилова, Б. Мункачи, С. Кузнецова, К. Чайникова (К.Герда), А. Спицына.

Проанализировав удмуртские сказания, М. Худяков нашел, что среди них особо выделяются три песни - о временах Кылдысина, о богатырях Дондинского круга и о подвигах князя Можги. Данный эпос имеет традиционный зачин, характерный для "Калевалы" и "Песни о Гайавате". Он открывается хвалебной песнью в честь удмуртских богов Инмара, Кылдысина и Куазя. В сказаниях развертывается мысль о зависимости человека от сил природы, раскрываются формы языческого преклонения перед ней в далёком прошлом.

Как и во многих эпосах народов мира, в собрании М. Худякова важную роль играет гиперболизация образов и деяний героев. Важную художественную функцию выполняют постоянные эпитеты и сравнения. Здесь широко используются различные формы словесных повторов. Ритмическая структура стихов близка к коротким песням удмуртов лирико-бытового жанра. Все строки написаны четырёхстопным хореем с отдельными случаями ритмического перебоя на четырёхстопный ямб. они лишены точной рифмовки, но в отдельных случаях встречается синтаксический параллелизм соседних стихов. Изложив в классических формах на русском языке разрозненные эпические сказания удмуртов. известный отечественный учёный, этнограф и фольклорист М. Худяков в 20-е гг. XX века, по существу, открыл миру новый эпос.

Его труд высоко оценил венгерский учёный П. Домокош в монографии "История удмуртской литературы". По его мнению, Худякова глубоко интересовала судьба удмуртского народа, его прошлое, настоящее, будущее. Он не только собрал воедино удмуртский эпос, но в отдельном исследовании занимался интерпретацией романтических черт удмуртского эпоса.

В 1936 г. М.Г. Худяков был обвинён в троцкизме и расстрелян 12 декабря этого же года. Реабилитирован в 1957 г.

См. также:

Культура Ижевска. Искусство Ижевска.

Поэты Удмуртии. Список.

.hudykov_mihail_7

Card image cap
Долгий мост - первый мост через ИЖ. Нижний Узенький ныне Интернациональный переулок.

Это самый первый мост в Ижевске, возведенный в черте города-завода, соединил Заречную часть с Нагорной. От моста обычно двигались революционные манифестации металлургов. На нем же был убит Апполон Cосулин - и соратник, и противник Ивана Пастухова.

Подробнее
Card image cap
2 - Card title

Some quick example text to build on the card title and make up the bulk of the card's content.

Go somewhere