Руль (рис. 4.31, табл. 4.20) — устройство, с помощью которого водитель может поворачивать переднюю вилку с закрепленным в ней колесом и таким образом изменять направление движения мотоцикла. Чаще всего руль представляет собой изогнутую определенным образом трубу диаметром 22 мм, которая при помощи хомутов и держателей закреплена на верхнем мостике рулевой колонки. В отличие, например, от чешских мотоциклов Ява руль мотоциклов ИЖ представляет единую цельнотянутую трубу, закрепленную накладками 12 на держателях руля 34. Положение руля регулируется соответственно индивидуальным особенностям водителя. После того как вы выбрали для себя удобное положение, болты затяните с усилием 2,5—3,2 кгм.
Руль мотоциклов Планета 5-01, Планета 6 и мотоциклов Планета 5 выпуска с 1995 года укомплектован новыми переключателями (рис. 4.32, табл. 4.21).
Расположение органов управления на руле определяется специальным стандартом. Поэтому слева на руле всегда находятся рычаг управления сцеплением и переключатель света с кнопкой звукового сигнала, рычаг декомпрессора (только для мотоциклов ИЖ-Планета); справа: рычаг управления тормозом переднего колеса, цилиндр главный привода гидравлического тормоза, рычаг топливного или воздушного корректора карбюратора и переключатель указателей поворота с аварийным выключателем двигателя.
Рукоятка управления дроссельной заслонкой карбюратора (обычно ее называют рукояткой газа) всегда располагается на правой стороне руля. Раньше для подъема дроссельной заслонки использовался ползунковый механизм. Однако при этом возникало неудобство: чтобы полностью поднять дроссельную заслонку, приходилось "перехватывать" рукоятку, которая имела очень большой угол поворота. Когда требования к динамике мотоциклов были невысоки, с этим мирились, довольствуясь высокой долговечностью троса, который при такой системе только скользит в оболочке и не изгибается. Теперь требования иные, чаще приходится использовать максимальную приемистость мотоцикла. Поэтому сейчас широкое распространение получила рукоятка катушечного типа, при которой одним поворотом кисти можно дать "полный газ".
Для управления передним (ручным) тормозом и сцеплением используются рычаги 5 и 21 (рис. 4.31), 3 и 37 (рис. 4.32), опора которых закреплена на руле хомутом и кронштейном 30 (иногда приварена — но это хуже, поскольку устраняется возможность регулировать положение рычага в зависимости от индивидуальных особенностей водителя). Чтобы руки не соскальзывали с рычагов и чтобы при падении рычаг не мог травмировать водителя, на концах рычагов имеются шарики. Такие шарики теперь делают на всех мотоциклах ИЖ.
На правой стороне руля установлен небольшой рычаг, с помощью которого приводится в действие топливный или воздушный корректор 28. Если корректор воздушный, для обогащения горючей смеси рычаг поворачивается от себя. При этом в диффузор карбюратора вводится пластина, перекрывающая часть проходного сечения и тем самым уменьшающая поступление воздуха в двигатель. Если корректор топливный, рычаг поворачивается на себя, в этом случае в дополнительном топливном колодце поднимается игла и увеличивается количество поступающего топлива.
Рычаг сцепления. При нажатии на рычаг сцепление выключается и двигатель отсоединяется от коробки передач. Свободный ход на конце рычага сцепления 5—8 мм, регулировка свободного хода осуществляется регулировочным винтом, установленным на кронштейне крепления рычага сцепления.
Рычаг тормоза переднего колеса (ручного тормоза). Нажатием на рычаг приводится в действие тормоз переднего колеса, при этом загораются лампы стоп-сигнала в задних фонарях мотоцикла и бокового прицепа. Свободный ход на конце рычага тормоза переднего колеса 10— 20 мм. Регулировка свободного хода осуществляется регулировочным винтом, установленным на кронштейне крепления рычага ручного тормоза.
Рычаг декомпрессора (только для мотоциклов Планета). Нажатием на рычаг открывается клапан декомпрессора для продувки цилиндра и кривошипной камеры.
Рычаг управления топливным корректором используется при запуске холодного двигателя. При повороте по часовой стрелке корректор открывается — смесь обогащается. После прогрева двигателя корректор закрывается.
Переключатель комбинированный левый расположен на левой стороне руля и состоит из переключателя света фары с двумя фиксированными положениями — "БЛИЖН."(ближний свет) и "ДАЛЬН."(дальний свет) и переключателя фонарей-указателей поворотов — "ПОВОРОТ" с тремя фиксированными положениями:среднее — выключено, левое — поворот налево, правое — поворот направо.
Переключатель комбинированный правый расположен на правой стороне руля и состоит из выключателя света "СВЕТ" с тремя фиксированными положениями: левое — выключено, среднее — ночная езда с главным светом, правое — езда с габаритными огнями на освещенных дорогах; аварийного выключателя двигателя с двумя фиксированными положениями: нижнее — рабочий режим, верхнее — "ДВИГ. СТОП".
После остановки двигателя аварийным выключателем его необходимо вернуть в исходное положение, так как в противном случае будет невозможен пуск двигателя, а при включенном зажигании будет потребляться большой ток, что вызовет разрядку аккумуляторной батареи и нагрев катушки зажигания. Примечание. С 1995 года на переключателях буквенные обозначения заменены символами.
Замок зажигания расположен на верхнем мостике передней вилки. Ключ вставляется в замок зажигания в положении "ВЫКЛ.", когда все потребители тока отключены. При повороте ключа в положение 1 включены: цепи зажигания, стоп-сигнала, лампы нейтрали, звукового сигнала и указателей поворота; в положение 2 — включены габаритные огни (стоянка).
На мотоциклах "Планета 4", "Юпитер 4" и "Юпитер 5" ставился щиток приборов ИЖКП104 (рис. 5.19, табл. 5.37). Начиная с мотоциклов "Планета 5", "Юпитер 5-01" и на их модификациях устанавливается щиток приборов 7.107-3805 (рис. 5.20, табл. 5.38).
Щиток приборов включает в себя спидометр и сигнальные лампы. Спидометр имеет указатель скорости и два счетных узла: счетчик общего пробега и счетчик суточного пробега. Для установки счетчика суточного пробега в исходное положение "0" необходимо повернуть рукоятку на щитке приборов влево, как показано стрелкой. Через 5000—6000 км спидометр при необходимости следует смазать. Для этого снимите щиток приборов со спидометром и прочистите отверстие в масленке. Спидометр расположите таким образом, чтобы смазочное отверстие было вверху. Вращая ось, смажьте его 5—6 каплями индустриального или другого масла для приборов.
Красная лампа "ЗАЖИГАНИЕ" служит для контроля включения зажигания и работы генераторной установки. Она должна загораться при повороте ключа зажигания в положение 1 перед пуском двигателя (кроме мотоциклов Планета 5-01, Планета 6).
Контрольная лампа "ЗАЖИГАНИЕ" не загорается при:
— обрыве в цепи обмотки возбуждения;
— зависании щеток генератора;
— нарушении контакта в предохранителе;
— разряженной аккумуляторной батарее.
После пуска двигателя контрольная лампа "ЗАЖИГАНИЕ" должна погаснуть. Это свидетельствует о работе генераторной установки и начале процесса зарядки аккумуляторной батареи.
Зеленая лампа "НЕЙТРАЛЬ" служит для контроля включения нейтрального положения между 1-й и 2-й передачами в коробке передач, а также для контроля системы указателей поворота. При включении фонарей-указателей поворота контрольная лампа должна мигать синхронно с сигнальными фонарями. При перегорании одной из сигнальных ламп в фонарях-указателях поворота частота мигания увеличивается примерно в 2 раза, предупреждая о возникшей неисправности. Если контрольная лампа при включении горит постоянно, это свидетельствует о замыкании в фонарях или неисправности прерывателя указателей поворота.
Синяя лампа "Д. СВЕТ" сигнализирует о включении дальнего света и помогает водителю ориентироваться в темное время суток.
Рукоятка управления дросселем карбюратора (рукоятка газа) служит для изменения оборотов двигателя. При повороте рукоятки на себя обороты двигателя увеличиваются.
Рычаг пускового механизма расположен на левой стороне мотоцикла и используется для пуска двигателя. Пуск двигателя производится нажатием на рычаг ногой.
Рычаг переключения передач расположен на левой стороне двигателя. "НЕЙТРАЛЬ" находится между 1-й и 2-й передачами. Для включения 1-й передачи из нейтрального положения надо нажать на педаль рычага вниз, для включения 2-й, 3-й, 4-й передач — поднять педаль рычага. При включенном нейтральном положении должна гореть контрольная лампа зеленого цвета на щитке приборов.
Рычаг тормоза заднего колеса (ножного тормоза) расположен на правой стороне мотоцикла. Нажатием на рычаг приводится в действие тормоз заднего колеса — при этом загорается лампа стоп-сигнала в заднем фонаре.
Рычаг стояночного тормоза расположен на правой стороне мотоцикла с боковым прицепом (на мотоциклах выпуска до 1994 г.). Чтобы поставить мотоцикл на стояночный тормоз, необходимо нажать на педаль рычага тормоза заднего колеса и повернуть рукой рычаг стояночного тормоза по часовой стрелке до зацепления одним из зубьев за втулку. Для отключения стояночного тормоза нажмите на педаль рычага тормоза и поверните рычаг стояночного тормоза против часовой стрелки до упора. Использование стояночного тормоза не исключает принятия водителем других мер предосторожности на стоянках (включение низшей передачи и др.). Бензокраник объединен с отстойником и сетчатым фильтром. Рычажок краника имеет три положения: кран открыт, кран закрыт; кран открыт на расход резерва топлива . В резерве 0,75 л топливной смеси на 20 км пути. Останавливая мотоцикл даже на кратковременную стоянку, закройте бензокраник.
См. также:
Мотоциклы "иж". Модельный ряд.
.
Это самый первый мост в Ижевске, возведенный в черте города-завода, соединил Заречную часть с Нагорной. От моста обычно двигались революционные манифестации металлургов. На нем же был убит Апполон Cосулин - и соратник, и противник Ивана Пастухова.
ПодробнееSome quick example text to build on the card title and make up the bulk of the card's content.
Go somewhere