Детали рамы мотоциклов ИЖ-Планета -5, -4, -3, -02, -3.

Автор: @vovd14 Всего просмотров: 1337

Обычно раму делают из труб либо собирают из отдельных штампованных из листовой стали деталей. Конструктивно рамы разделяются на одинарные и двойные (дуплексные), закрытые и открытые.

Самый распространенный тип — одинарная закрытая рама, что определяется конструкцией подкоса, идущего от рулевой колонки к двигателю (он однотрубный). Передняя часть ее представляет замкнутый многоугольник. Именно такие рамы используются на мотоциклах ИЖ, Восход и мотоциклах минского завода. Конструкция рамы мотоциклов Планета показана на рис. 4.1, обозначение и наименование деталей — в табл. 4.1.

Табл. 4.1.

Код ОКП

Обозначение

Наименование

Количество на мотоцикле, шт.

ИЖ-

П3

ИЖ-

П3

-02

ИЖ-

П4

ИЖ-

П5

145-4814_6122ИЖП4.СБ.2-1-2Рама1(-)1(-)1(-)1(-)
 45 4814 6596ИЖП4К.СБ.2-1-2Рама-(1)-(1)-(1)-(1)
 45 4814 6154ИЖП4.СБ.2-1-3Рама в сборе1111
245 4814 4951ИЖЮ4.2-1Ручка1111
345 9553 1057250512-29Гайка М10-6Н2222
445 9816 1027252156-29Шайба 102222
545 9347 1565 Болт М10—6gХ402222
645 4814 1578БП56.2-5Болт М12х1,25—8gX181,5-(1)-(1)-(1)-(1)
745 4814 6685БП56.2-4-1Шайба-(2)-(2)-(2)-(2)
845 9553 1260 Гайка М12Х 1,25—6H-(2)-(2)-(2)-(2)
945 4814 1768ИЖ56.СБ.2-64-1Подножка пассажира в сборе-(2)-(2)-(2)-(2)
 45 4814 4313ИЖПЗ.СБ.2-49Подножка пассажира  левая1(-)1(-)1(-)1(-)
 45 4814 4311ИЖПЗ.СБ.2-48Подножка пассажира  правая1(-)1(-)1(-)1(-)
1045 4814 6346ИЖПЗ.СБ.2-61Кронштейн подножки  водителя1(-)1(-)1(-)1(-)
 45 4814 0423ИЖ56.2-35Подножка водителя-(2)-(2)-(2)-(2)
1145 4814 6205ИЖПЗ.СБ.2-57Подножка водителя  левая1(-)1(-)1(-)1(-)
 45 4814 0401ИЖ56.СБ.2-65Подножка водителя-(2)-(2)-(2)-(2)
1245 4814 6365ИЖПЗ-3704087Корпус-111
1345 4814 6359ИЖПЗ-3704010.СБЗамок в сборе-111
1445 9816 1025252134-29Шайба 6-222
1545 4814 6366ИЖПЗ-3704088Болт Мб—6gХ 13-222
1645 4814 6364ИЖПЗ-3704085Планка-111
1745 4814 6363ИЖПЗ-3704084Штырь-111
1845 4814 5693ИЖПЗ-3704086Пружина-111
1945 4814 5685ИЖПЗ.СБ.2-55Замок-111
2045 9346 1532201468-29Болт М8—6gХ506666
2145 4814 4886ИЖП4.56-2Прокладка1111
2245 4814 4885ИЖП4.56-1Кронштейн2222
2345 9816 1026252155-29Шайба11(5)11(5)11(5)11(5)
2445 9553 1055250510-29Гайка М8—6H11(5)11(5)11(5)11(5)
2545 4814 69987.107-8217012Дуга правая1(-)1(-)1(-)1(-)
 45 4814 69997.107-8217013Дуга левая1(-)1(-)1(-)1(-)
2645 4814 4883ИЖП4.СБ.56-6Кронштейн левый1(-)1(-)1(-)1(-)
2745 4814 4884ИЖП4.СБ.56-5Кронштейн правый1(-)1(-)1(-)1(-)
2845 4814 71167.107-8217930Дуги безопасности  в сборе1(-)1(-)1(-)1(-)
2945 4814 7251ИЖБ-9-1Болт М8—6gX772222
3045 4814 1772ИЖ56.2-114Кронштейн мотора-(1)-(1)-(1)-(1)
3145 4814 6174БП.СБ.2-60Кронштейн передний-(1)-(1)-(1)-(1)
3245 4814 0468ИЖ56.2-155Пружина подставки2222
33 ИЖП4. Сб.2-6-1Подставка центральная1111
34 ИЖ56. 2-47Втулка распорная2222
35 252157-29Шайба 123333
36 250514-29Гайка М 12-6Н2222
37 ИЖШБ-104Шайба3333
38 ИЖБ-112Болт М 12-6gх752222
39 201460-29Болт М8-6gх301111
40 258012-29Шплинт 2x124(-)4(-)4(-)4(-)
41 ИЖПЗ. Сб.2-60Кронштейн подножки водителя правый1(-)1(-)1(-)1(-)
42 ИЖП4. 2-9Ось4(-)4(-)4(-)4(-)
43 ИЖП4. 2-8Шайба4(-)4(-)4(-)4(-)
44 ИЖП4. 2-10Валик подножки4(-)4(-)4(-)4(-)
  ИЖД15. 2-79-1Валик подножки-(4)-(4)-(4)-(4)
45 ИЖПЗ. Сб.2-51Труба в сборе4(-)4(-)4(-)4(-)
46 ИЖПЗ. Сб.2-56Подножка водителя правая1(-)1(-)1(-)1(-)
47 ИЖБ-117Болт М 14x1,5-6gx382(1)2(1)2(1)2(1)
48 ИЖП4. 2-6-2Кронштейн2(-)2(-)2(-)2(-)
49 ИЖШГ-14Шайба 142(1)2(1)2(1)2(1)
50  Гайка М14х1,5-6Н2(1)2(1)2(1)2(1)
51 ИЖШБ-115Болт М14х 1,5-6gх48-(1)-(1)-(1)-(1)
52 БП56. 2-3-1Рычаг шаровой-(1)-(1)-(1)-(1)
53 250978-29Гайка 14х 1,5-6Н-(1)-(1)-(1)-(1)
54 ИЖШПЛ-1Шплинт 3,2x28-(1)-(1)-(1)-(1)
55 7.107-2823050Упор боковой---1(-)
  ИЖП4. Сб.2-82Упор боковой1(-)1(-)1(-)-
56 252038-29Шайба 81(-)1(-)1(-)1(-)
57 ИЖП2. 2-53Пружина бокового  упора1(-)1(-)1(-)1(-)
58 ИЖБ-8Болт М8х 1-6gх201(-)1(-)1(-)1(-)
*3десь и далее в таблицах первая цифра указывает количество на мотоцикл без бокового прицепа, вторая (в скобках) — с боковым прицепом.

На мотоциклах, рассчитанных на особо сложные условия эксплуатации, рама делается двойной (все отечественные тяжелые мотоциклы, чешские мотоциклы Ява 350 модели 634).

У одинарной закрытой рамы различают переднюю головную часть с рулевой колонкой, центральную трубу, передний подкос, нижнюю и заднюю части. Центральная труба рамы и подкос соединяются в головной части. Это наиболее нагруженный узел, который усиливается боковыми косынками, иногда довольно значительными. В рулевой колонке на двух упорных шариковых подшипниках крепится передняя вилка. В нижней части к раме крепятся центральная подставка 33 и подножка водителя 11 (рис. 4.1). В задней части к раме крепятся ручка боковая транспортная 2, подножка пассажира 9 и боковой упор 55.

На центральной трубе рамы размешается, как правило, топливный бак. К нижней части подкоса на специальных пластинках-щечках 30 и 31 крепится двигатель — это его передняя точка крепления. Задняя точка крепления — кронштейны, приваренные к нижней либо задней части рамы. Рамы мотоциклов ИЖП отличаются от рам мотоциклов ИЖЮ в основном кронштейнами крепления двигателя (рис 4.2).

Там, где сходятся центральная труба и задняя часть рамы, образуется так называемый подседельный узел — здесь крепятся топливный бак и седло, на заднем подкосе приварены кронштейны маятника задней подвески. От того, насколько прочна рама, как противостоит она эксплуатационным нагрузкам, в значительной мере зависит срок службы мотоцикла. Все это учитывается конструктором при разработке рамы.

Нагрузки, приходящиеся на раму, можно разделить на две группы. Первая зависит от массы водителя, пассажира, груза, двигателя и других агрегатов, а также от усилий, возникающих при разгоне, торможении и обусловленных наличием бокового прицепа. Эта группа нагрузок легко определяется и поддается расчету.

Вторая группа, зависящая от динамических нагрузок, возникающих при преодолении препятствий, изменяется в таких широких пределах и настолько неопределенна, что точно учесть ее почти невозможно. Поэтому после аналитического расчета мотоциклетных рам новую конструкцию рамы приходится проверять сравнительными стендовыми испытаниями, определяя ее усталостную прочность и напряжение в ее стержнях, а затем дорожными испытаниями, по результатам которых судят о ее работоспособности. Идеальная мотоциклетная рама должна обладать устойчивостью на изгиб и кручение, минимальной массой, и при этом все агрегаты и узлы мотоцикла должны на ней удобно размещаться.

Иногда для снижения общей массы мотоцикла и улучшения его динамических качеств раму сваривают из тонкостенных легированных стальных труб и подвергают термической обработке. Именно так была сделана рама мотоцикла ИЖ-Планета-Спорт. Двигатель крепится к раме чаще всего в двух точках: впереди и сзади. Но иногда при необходимости погасить вибрацию и увеличить жесткость комплекта рама — двигатель применяют трехточечное крепление — соединяют головку цилиндра с рамой. В тех случаях, когда применяется открытая рама (без нижней части), крепление за головку становится обязательным.

На мотоциклах  Планета повышение жесткости комплекта рама — двигатель и снижение уровня вибрации рамы при работающем двигателе осуществляется распором картера двигателя с центральной трубой рамы через защитные кожухи карбюратора, специальный распорный элемент рамы и болт прижимной 21 (рис. 4.33).

Рама воспринимает разнообразные нагрузки, но самые опасные из них те, которые передаются на нее через колеса во время движения мотоцикла. Чтобы их уменьшить, сделать пользование мотоциклом более приятным, обеспечить требуемую плавность хода и устойчивость, колеса соединяют с рамой через упругие элементы. В качестве таких элементов используются обычно цилиндрические пружины. В дополнение к упругим элементам вводятся гасители колебаний, работа которых основана на использовании сопротивления, оказываемого жидкостью при протекании через сечения малого размера. Кроме того, помимо упругих элементов и гасителей колебаний в подвеску входит еще и направляющее устройство, задача которого — обеспечить перемещение колеса строго в заданном направлении. Все эти три функции в передней части мотоцикла выполняет передняя телескопическая вилка, а в задней — задняя подвеска, состоящая из амортизаторов и вилки маятниковой.

О ремонте рамы. Рама мотоциклов ИЖ закрытая, сваренная из низкоуглеродистых труб круглого сечения. За исключением деформаций или механических повреждений при аварии на раме, как правило, не бывает практически никаких дефектов. Если после дорожной аварии возникают подозрения, то лучше затратить время на разборку мотоцикла и проверить раму. Проверяют раму на большой разметочной плите, на которой ее крепят за подшипники рулевой колонки, а сзади поддерживают винтовыми стойками на высоте, соответствующей теоретической плоскости рамы. Затем штангенрейсмасом определяют отклонения от теоретической плоскости в различных местах. Небольшие отклонения можно выправить и на холодной раме.

Для исправления значительных деформаций раму можно нагревать, а при появлении трещин необходимо заварить. Но делать это должен специалист высокой квалификации с наложением на места сварки дополнительных накладок и косынок, усиливающих прочность и жесткость рамы. При этом надо стараться накладывать швы вдоль труб.

См. также:

Мотоциклы "иж". Модельный ряд.

Мотоциклы Иж. Статьи.

.p5_rama_1

Card image cap
Долгий мост - первый мост через ИЖ. Нижний Узенький ныне Интернациональный переулок.

Это самый первый мост в Ижевске, возведенный в черте города-завода, соединил Заречную часть с Нагорной. От моста обычно двигались революционные манифестации металлургов. На нем же был убит Апполон Cосулин - и соратник, и противник Ивана Пастухова.

Подробнее
Card image cap
2 - Card title

Some quick example text to build on the card title and make up the bulk of the card's content.

Go somewhere