Сценарий музыкального вечера — День 8 марта.
Обычно раму делают из труб либо собирают из отдельных штампованных из листовой стали деталей. Конструктивно рамы разделяются на одинарные и двойные (дуплексные), закрытые и открытые.
Самый распространенный тип — одинарная закрытая рама, что определяется конструкцией подкоса, идущего от рулевой колонки к двигателю (он однотрубный). Передняя часть ее представляет замкнутый многоугольник. Именно такие рамы используются на мотоциклах ИЖ, Восход и мотоциклах минского завода. Конструкция рамы мотоциклов Планета показана на рис. 4.1, обозначение и наименование деталей — в табл. 4.1.
Табл. 4.1.
№ | Код ОКП | Обозначение | Наименование | Количество на мотоцикле, шт. | |||
ИЖ- П3 | ИЖ- П3 -02 | ИЖ- П4 | ИЖ- П5 | ||||
1 | 45-4814_6122 | ИЖП4.СБ.2-1-2 | Рама | 1(-) | 1(-) | 1(-) | 1(-) |
45 4814 6596 | ИЖП4К.СБ.2-1-2 | Рама | -(1) | -(1) | -(1) | -(1) | |
45 4814 6154 | ИЖП4.СБ.2-1-3 | Рама в сборе | 1 | 1 | 1 | 1 | |
2 | 45 4814 4951 | ИЖЮ4.2-1 | Ручка | 1 | 1 | 1 | 1 |
3 | 45 9553 1057 | 250512-29 | Гайка М10-6Н | 2 | 2 | 2 | 2 |
4 | 45 9816 1027 | 252156-29 | Шайба 10 | 2 | 2 | 2 | 2 |
5 | 45 9347 1565 | Болт М10—6gХ40 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
6 | 45 4814 1578 | БП56.2-5 | Болт М12х1,25—8gX181,5 | -(1) | -(1) | -(1) | -(1) |
7 | 45 4814 6685 | БП56.2-4-1 | Шайба | -(2) | -(2) | -(2) | -(2) |
8 | 45 9553 1260 | Гайка М12Х 1,25—6H | -(2) | -(2) | -(2) | -(2) | |
9 | 45 4814 1768 | ИЖ56.СБ.2-64-1 | Подножка пассажира в сборе | -(2) | -(2) | -(2) | -(2) |
45 4814 4313 | ИЖПЗ.СБ.2-49 | Подножка пассажира левая | 1(-) | 1(-) | 1(-) | 1(-) | |
45 4814 4311 | ИЖПЗ.СБ.2-48 | Подножка пассажира правая | 1(-) | 1(-) | 1(-) | 1(-) | |
10 | 45 4814 6346 | ИЖПЗ.СБ.2-61 | Кронштейн подножки водителя | 1(-) | 1(-) | 1(-) | 1(-) |
45 4814 0423 | ИЖ56.2-35 | Подножка водителя | -(2) | -(2) | -(2) | -(2) | |
11 | 45 4814 6205 | ИЖПЗ.СБ.2-57 | Подножка водителя левая | 1(-) | 1(-) | 1(-) | 1(-) |
45 4814 0401 | ИЖ56.СБ.2-65 | Подножка водителя | -(2) | -(2) | -(2) | -(2) | |
12 | 45 4814 6365 | ИЖПЗ-3704087 | Корпус | - | 1 | 1 | 1 |
13 | 45 4814 6359 | ИЖПЗ-3704010.СБ | Замок в сборе | - | 1 | 1 | 1 |
14 | 45 9816 1025 | 252134-29 | Шайба 6 | - | 2 | 2 | 2 |
15 | 45 4814 6366 | ИЖПЗ-3704088 | Болт Мб—6gХ 13 | - | 2 | 2 | 2 |
16 | 45 4814 6364 | ИЖПЗ-3704085 | Планка | - | 1 | 1 | 1 |
17 | 45 4814 6363 | ИЖПЗ-3704084 | Штырь | - | 1 | 1 | 1 |
18 | 45 4814 5693 | ИЖПЗ-3704086 | Пружина | - | 1 | 1 | 1 |
19 | 45 4814 5685 | ИЖПЗ.СБ.2-55 | Замок | - | 1 | 1 | 1 |
20 | 45 9346 1532 | 201468-29 | Болт М8—6gХ50 | 6 | 6 | 6 | 6 |
21 | 45 4814 4886 | ИЖП4.56-2 | Прокладка | 1 | 1 | 1 | 1 |
22 | 45 4814 4885 | ИЖП4.56-1 | Кронштейн | 2 | 2 | 2 | 2 |
23 | 45 9816 1026 | 252155-29 | Шайба | 11(5) | 11(5) | 11(5) | 11(5) |
24 | 45 9553 1055 | 250510-29 | Гайка М8—6H | 11(5) | 11(5) | 11(5) | 11(5) |
25 | 45 4814 6998 | 7.107-8217012 | Дуга правая | 1(-) | 1(-) | 1(-) | 1(-) |
45 4814 6999 | 7.107-8217013 | Дуга левая | 1(-) | 1(-) | 1(-) | 1(-) | |
26 | 45 4814 4883 | ИЖП4.СБ.56-6 | Кронштейн левый | 1(-) | 1(-) | 1(-) | 1(-) |
27 | 45 4814 4884 | ИЖП4.СБ.56-5 | Кронштейн правый | 1(-) | 1(-) | 1(-) | 1(-) |
28 | 45 4814 7116 | 7.107-8217930 | Дуги безопасности в сборе | 1(-) | 1(-) | 1(-) | 1(-) |
29 | 45 4814 7251 | ИЖБ-9-1 | Болт М8—6gX77 | 2 | 2 | 2 | 2 |
30 | 45 4814 1772 | ИЖ56.2-114 | Кронштейн мотора | -(1) | -(1) | -(1) | -(1) |
31 | 45 4814 6174 | БП.СБ.2-60 | Кронштейн передний | -(1) | -(1) | -(1) | -(1) |
32 | 45 4814 0468 | ИЖ56.2-155 | Пружина подставки | 2 | 2 | 2 | 2 |
33 | ИЖП4. Сб.2-6-1 | Подставка центральная | 1 | 1 | 1 | 1 | |
34 | ИЖ56. 2-47 | Втулка распорная | 2 | 2 | 2 | 2 | |
35 | 252157-29 | Шайба 12 | 3 | 3 | 3 | 3 | |
36 | 250514-29 | Гайка М 12-6Н | 2 | 2 | 2 | 2 | |
37 | ИЖШБ-104 | Шайба | 3 | 3 | 3 | 3 | |
38 | ИЖБ-112 | Болт М 12-6gх75 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
39 | 201460-29 | Болт М8-6gх30 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
40 | 258012-29 | Шплинт 2x12 | 4(-) | 4(-) | 4(-) | 4(-) | |
41 | ИЖПЗ. Сб.2-60 | Кронштейн подножки водителя правый | 1(-) | 1(-) | 1(-) | 1(-) | |
42 | ИЖП4. 2-9 | Ось | 4(-) | 4(-) | 4(-) | 4(-) | |
43 | ИЖП4. 2-8 | Шайба | 4(-) | 4(-) | 4(-) | 4(-) | |
44 | ИЖП4. 2-10 | Валик подножки | 4(-) | 4(-) | 4(-) | 4(-) | |
ИЖД15. 2-79-1 | Валик подножки | -(4) | -(4) | -(4) | -(4) | ||
45 | ИЖПЗ. Сб.2-51 | Труба в сборе | 4(-) | 4(-) | 4(-) | 4(-) | |
46 | ИЖПЗ. Сб.2-56 | Подножка водителя правая | 1(-) | 1(-) | 1(-) | 1(-) | |
47 | ИЖБ-117 | Болт М 14x1,5-6gx38 | 2(1) | 2(1) | 2(1) | 2(1) | |
48 | ИЖП4. 2-6-2 | Кронштейн | 2(-) | 2(-) | 2(-) | 2(-) | |
49 | ИЖШГ-14 | Шайба 14 | 2(1) | 2(1) | 2(1) | 2(1) | |
50 | Гайка М14х1,5-6Н | 2(1) | 2(1) | 2(1) | 2(1) | ||
51 | ИЖШБ-115 | Болт М14х 1,5-6gх48 | -(1) | -(1) | -(1) | -(1) | |
52 | БП56. 2-3-1 | Рычаг шаровой | -(1) | -(1) | -(1) | -(1) | |
53 | 250978-29 | Гайка 14х 1,5-6Н | -(1) | -(1) | -(1) | -(1) | |
54 | ИЖШПЛ-1 | Шплинт 3,2x28 | -(1) | -(1) | -(1) | -(1) | |
55 | 7.107-2823050 | Упор боковой | - | - | - | 1(-) | |
ИЖП4. Сб.2-82 | Упор боковой | 1(-) | 1(-) | 1(-) | - | ||
56 | 252038-29 | Шайба 8 | 1(-) | 1(-) | 1(-) | 1(-) | |
57 | ИЖП2. 2-53 | Пружина бокового упора | 1(-) | 1(-) | 1(-) | 1(-) | |
58 | ИЖБ-8 | Болт М8х 1-6gх20 | 1(-) | 1(-) | 1(-) | 1(-) | |
*3десь и далее в таблицах первая цифра указывает количество на мотоцикл без бокового прицепа, вторая (в скобках) — с боковым прицепом. |
На мотоциклах, рассчитанных на особо сложные условия эксплуатации, рама делается двойной (все отечественные тяжелые мотоциклы, чешские мотоциклы Ява 350 модели 634).
У одинарной закрытой рамы различают переднюю головную часть с рулевой колонкой, центральную трубу, передний подкос, нижнюю и заднюю части. Центральная труба рамы и подкос соединяются в головной части. Это наиболее нагруженный узел, который усиливается боковыми косынками, иногда довольно значительными. В рулевой колонке на двух упорных шариковых подшипниках крепится передняя вилка. В нижней части к раме крепятся центральная подставка 33 и подножка водителя 11 (рис. 4.1). В задней части к раме крепятся ручка боковая транспортная 2, подножка пассажира 9 и боковой упор 55.
На центральной трубе рамы размешается, как правило, топливный бак. К нижней части подкоса на специальных пластинках-щечках 30 и 31 крепится двигатель — это его передняя точка крепления. Задняя точка крепления — кронштейны, приваренные к нижней либо задней части рамы. Рамы мотоциклов ИЖП отличаются от рам мотоциклов ИЖЮ в основном кронштейнами крепления двигателя (рис 4.2).
Там, где сходятся центральная труба и задняя часть рамы, образуется так называемый подседельный узел — здесь крепятся топливный бак и седло, на заднем подкосе приварены кронштейны маятника задней подвески. От того, насколько прочна рама, как противостоит она эксплуатационным нагрузкам, в значительной мере зависит срок службы мотоцикла. Все это учитывается конструктором при разработке рамы.
Нагрузки, приходящиеся на раму, можно разделить на две группы. Первая зависит от массы водителя, пассажира, груза, двигателя и других агрегатов, а также от усилий, возникающих при разгоне, торможении и обусловленных наличием бокового прицепа. Эта группа нагрузок легко определяется и поддается расчету.
Вторая группа, зависящая от динамических нагрузок, возникающих при преодолении препятствий, изменяется в таких широких пределах и настолько неопределенна, что точно учесть ее почти невозможно. Поэтому после аналитического расчета мотоциклетных рам новую конструкцию рамы приходится проверять сравнительными стендовыми испытаниями, определяя ее усталостную прочность и напряжение в ее стержнях, а затем дорожными испытаниями, по результатам которых судят о ее работоспособности. Идеальная мотоциклетная рама должна обладать устойчивостью на изгиб и кручение, минимальной массой, и при этом все агрегаты и узлы мотоцикла должны на ней удобно размещаться.
Иногда для снижения общей массы мотоцикла и улучшения его динамических качеств раму сваривают из тонкостенных легированных стальных труб и подвергают термической обработке. Именно так была сделана рама мотоцикла ИЖ-Планета-Спорт. Двигатель крепится к раме чаще всего в двух точках: впереди и сзади. Но иногда при необходимости погасить вибрацию и увеличить жесткость комплекта рама — двигатель применяют трехточечное крепление — соединяют головку цилиндра с рамой. В тех случаях, когда применяется открытая рама (без нижней части), крепление за головку становится обязательным.
На мотоциклах Планета повышение жесткости комплекта рама — двигатель и снижение уровня вибрации рамы при работающем двигателе осуществляется распором картера двигателя с центральной трубой рамы через защитные кожухи карбюратора, специальный распорный элемент рамы и болт прижимной 21 (рис. 4.33).
Рама воспринимает разнообразные нагрузки, но самые опасные из них те, которые передаются на нее через колеса во время движения мотоцикла. Чтобы их уменьшить, сделать пользование мотоциклом более приятным, обеспечить требуемую плавность хода и устойчивость, колеса соединяют с рамой через упругие элементы. В качестве таких элементов используются обычно цилиндрические пружины. В дополнение к упругим элементам вводятся гасители колебаний, работа которых основана на использовании сопротивления, оказываемого жидкостью при протекании через сечения малого размера. Кроме того, помимо упругих элементов и гасителей колебаний в подвеску входит еще и направляющее устройство, задача которого — обеспечить перемещение колеса строго в заданном направлении. Все эти три функции в передней части мотоцикла выполняет передняя телескопическая вилка, а в задней — задняя подвеска, состоящая из амортизаторов и вилки маятниковой.
О ремонте рамы. Рама мотоциклов ИЖ закрытая, сваренная из низкоуглеродистых труб круглого сечения. За исключением деформаций или механических повреждений при аварии на раме, как правило, не бывает практически никаких дефектов. Если после дорожной аварии возникают подозрения, то лучше затратить время на разборку мотоцикла и проверить раму. Проверяют раму на большой разметочной плите, на которой ее крепят за подшипники рулевой колонки, а сзади поддерживают винтовыми стойками на высоте, соответствующей теоретической плоскости рамы. Затем штангенрейсмасом определяют отклонения от теоретической плоскости в различных местах. Небольшие отклонения можно выправить и на холодной раме.
Для исправления значительных деформаций раму можно нагревать, а при появлении трещин необходимо заварить. Но делать это должен специалист высокой квалификации с наложением на места сварки дополнительных накладок и косынок, усиливающих прочность и жесткость рамы. При этом надо стараться накладывать швы вдоль труб.
См. также:
Мотоциклы "иж". Модельный ряд.
.p5_rama_1
Это самый первый мост в Ижевске, возведенный в черте города-завода, соединил Заречную часть с Нагорной. От моста обычно двигались революционные манифестации металлургов. На нем же был убит Апполон Cосулин - и соратник, и противник Ивана Пастухова.
ПодробнееSome quick example text to build on the card title and make up the bulk of the card's content.
Go somewhere