Коробка перемены передач ИЖ-Ю3К, ИЖ-Ю3-01, ИЖ-П3, ИЖ-П3-01.

Автор: @vovd14 Всего просмотров: 1337

Коробка перемены передач служит для изменения передаточного отношения силовой передачи мотоцикла. Она состоит из набора шестерен, которые в зависимости от условий движения можно вводить в зацепление в различных сочетаниях. Кроме изменения тягового усилия, коробка передач позволяет отсоединять двигатель при остановке мотоцикла.

Коробки передач мотоциклов ИЖ-Ю3 и ИЖ-П3 имеют одинаковую конструкцию и отличаются механизмами переключения.

Коробка передач (рис. 32) состоит из первичного, вторичного и промежуточного валов, шестерен механизма переключения. Первичный вал 1 изготовлен как одно целое с шестерней 1-й передачи и установлен на двух опорах (рис. 33). Левой опорой служит шарикоподшипник 7, наружная обойма которого запрессовывается в левую половину картера, правой опорой — втулки, запрессованные во вторичном вале. Внутри первичного вала имеется отверстие, через которое проходит шток механизма выжима сцепления. На левом конце первичного вала установлен ведомый барабан муфты сцепления.

Первичные валы у двигателей мотоциклов ИЖ-Ю, ИЖ-Ю2, ИЖ-ПЗ взаимозаменяемые. У двигателей мотоциклов ИЖ-П, ИЖ-П2 первичный вал и наружный барабан имеют более мелкие шлицы.

На первичном валу смонтированы шестерня 2-й передачи 3; шестерня 2-й и 4-й передач 5 первичного вала. Шестерня 3 свободно вращается на вале, а шестерня 5 имеет возможность передвигаться по шлицам и вращаться вместе с валом. От осевого перемещения шестерня 3 ограничена упорной шайбой и стопорным кольцом 4, которое вставлено в канавку первичного вала. Между шестерней 5 и вторичным валом 7 установлена упорная шайба 6.

Вторичный вал изготовлен совместно с шестерней и вращается на роликовом подшипнике 8, находящемся в правой, половине картера на мотоцикле ИЖ-ЮЗ и в крышке коробки передач — на мотоцикле ИЖ-П3. На правый конец вторичного вала на шлицы установлена звездочка вторичного вала 10, закрепленная гайкой 12 и стопорной шайбой 11.

Коробка передач двигателя ИЖ-Ю, ИЖ-Ю2: 1 — первичный вал с шестернями; 2— вал переключения передач; 3 — промежуточный вал с шестернями; 4 — вал пускового механизма; 5 — сектор пускового механизма; 6 — червячный вал; 7 — фиксатор; 8 — вилка переключения передач; 9 — вторичный вал; 10 — сектор переключения передач; 11 — поводок с анкером.

Для обеспечения герметичности в соединении вторичный вал — правая половина картера — установлен сальник 9.

Промежуточный вал 13 имеет шлицы и в картере устанавливается на двух шарикоподшипниках 14 и 20. На промежуточный вал надеты шестерня промежуточного вала 15 и шестерня 1-й и 3-й передач 18, которые вращаются совместно с валом. На левой цилиндрической шейке промежуточного вала свободно вращается шестерня 19.

Шестерня 3-й передачи 17 расположена между шестернями 15 и 18 и может свободно вращаться на вале.

Схема включения 1, 2, 3 и 4-й передач изображена на рисунке 34.

ПЕРВАЯ ПЕРЕДАЧА. При включении 1-й передачи шестерня 18 (рис. 33, 34) передвигается влево и зацепляется своими кулачками с шестерней 19, которая находится в постоянном зацеплении с шестерней 1-й передачи первичного вала. Таким образом от шестерни 2-й передачи первичного вала вращение передается через шестерни 19 и 18 промежуточному валу 13 и далее через шестерню 15, которая вращается совместно с валом, к шестерне вторичного вала 7 и звездочке вторичного вала. Остальные шестерни вращаются вхолостую.

ВТОРАЯ ПЕРЕДАЧА. При включении 2-й передачи шестерня 18 своими кулачками выходит из зацепления с шестерней 19 промежуточного вала. В это же время шестерня 5 первичного вала своими кулачками войдет в зацепление с шестерней 3, которая постоянно находится в зацеплении с шестерней 18 промежуточного вала. В этом случае вращение от первичного вала передается шестерне 5, через шестерни 3 и 18 к промежуточному валу и далее через шестерни 15 и 7 на звездочку 10 вторичного вала.

ТРЕТЬЯ ПЕРЕДАЧА. При включении 3-й передачи шестерня 5 своими кулачками выходит из зацепления с шестерней 17, а шестерня первичного вала 5 своими кулачками входит в зацепление с шестерней вторичного вала. В этом случае вращение от первичного вала передается через шестерню 5 и шестерню 7 вторичного вала звездочке вторичного вала 10.

ЧЕТВЕРТАЯ ПЕРЕДАЧА. При включении 4-й передачи шестерня 18 выходит из зацепления с шестерней 17, а шестерня первичного вала 5 своими кулачками входит в зацепление с шестерней вторичного вала. В этом случае вращение от первичного вала передается через шестерню 7 вторичного вала звездочке вторичного вала 10.

НЕЙТРАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. При нейтральном положении вторичный вал разъединяется с первичным за счет того, что шестерня 5 первичного вала и шестерня 18- промежуточного вала своими кулачками выходят из зацепления с соседними шестернями и занимают промежуточное (нейтральное) положение. При этом загорается зеленая сигнальная лампочка на фаре.

У мотоциклов ИЖ-ЮЗ-01, выпускаемых с середины 1978 г., дополнительно введено еще одно нейтральное положение между 3-й и 4-й передачами.

См. также:

Мотоциклы "иж". Модельный ряд.

Мотоциклы Иж. Статьи.

.kor_pered_1

Card image cap
Долгий мост - первый мост через ИЖ. Нижний Узенький ныне Интернациональный переулок.

Это самый первый мост в Ижевске, возведенный в черте города-завода, соединил Заречную часть с Нагорной. От моста обычно двигались революционные манифестации металлургов. На нем же был убит Апполон Cосулин - и соратник, и противник Ивана Пастухова.

Подробнее
Card image cap
2 - Card title

Some quick example text to build on the card title and make up the bulk of the card's content.

Go somewhere