Боковой прицеп мотоциклов ИЖ.

Автор: @vovd14 Всего просмотров: 1337

Вятскополянский машиностроительный завод (ВМЗ) много лет поставлял свою продукцию мотоциклетной промышленности. Первыми изделиями были глушители, воздушные фильтры, рули и шинные насосы для комплектации ижевских мотоциклов. В 1956 году завод освоил производство боковых прицепов к ИЖам, которому остается верным и поныне. ВМЗ выпускал четыре модели боковых прицепов для мотоциклов.

Мотоциклетные прицепы унифицированы между собой по ходовой части и различаются лишь кузовами. Особенности конструкции шасси: сваренная из труб рама, пружинно-гидравлическая подвеска колеса (ход по оси —100 мм), спицованное 18-дюймовое колесо. Кузов может быть быстро демонтирован с рамы и заменен другим.

Многие найдут для себя полезным грузовой прицеп ВМЗ 9.203Г. Вместо обтекаемого легкового кузова он оборудован металлическим ящиком с откидывающимся задним бортом. При перевозке длинномерных грузов этот борт может быть снят. Прицеп комплектуется тентом, которым можно защитить перевозимую поклажу от непогоды. Кузова, как легковой, так и грузовой, поступают в продажу отдельно. Таким образом, можно иметь для одного и того же унифицированного шасси ВМЗ 9.203 два разных кузова. Многие владельцы мотоциклов оборудуют коляски "крышами" различных конструкций, защищающих пассажиров от непогоды, ветра и грязи. Самое простое решение этого вопроса заключается в установке мягкого закрытого тента. Так, модификация ВМЗ 9.203Л дополнительно комплектуется таким тентом. В тенте предусмотрены окна из полиэтиленовой пленки. Была также разновидность тента без окон. При поднятом тенте габаритная высота машины 1500 мм. Разумеется, прицеп можно эксплуатировать и без тента.

Завод поставлял в торговую сеть комплект без тента, дуги и кронштейнов для оборудования прицепов ВМЗ 9.203 или ВМЗ 9.203Т (последний предназначен для дальних туристских поездок). Его отличие от базовой модели — наличие специального кронштейна (рис. 6.14) для крепления со стороны мотоцикла к кузову прицепа запасного колеса, оснащенного шиной с увеличенными грунтозацепами. Грузовой боковой прицеп ИЖ9.204 (рис. 6.2) с 1991 года изготовлял Ижмаш. Прицеп значительно расширяет потребительские качества мотоцикла, облегчает труд его владельца в индивидуальных и фермерских хозяйствах. Он предназначен для эксплуатации с мотоциклом, рабочий объем двигателя которого составляет 350—500 куб.см, и служит для перевозки одного пассажира и груза до 30 кг или для перевозки грузов, в том числе длинно мерных и сыпучих, массой до 120 кг. Кузов бокового прицепа — цельнометаллический, штампованный, с откидными передним и задним бортами. Высота бортов может быть увеличена установкой трубчатых дуг. Для защиты перевозимого груза от атмосферных осадков кузов снабжен съемным тентом.

 

1— капот, 13— планка опорная, 14— фиксатор, 15— кузов, 16— рама с подвеской, 17— зацеп, 18— колесо, 19— грязевой щиток колеса, а— место регулировки положения спинки, 6— место регулировки зацепа.

 

Боковой прицеп состоит из кузова 15 (рис. 6.1) с ветровым стеклом 8, грязевого щитка 19 и рамы 16 с подвеской колеса. Кузов штампосварной конструкции с откидывающимся капотом 12, мягким сиденьем для пассажира, тентом и крышкой багажного отделения.

Устройство рамы с подвеской колеса подробно показано на рис. 6.4. Рама традиционно (как у мотоциклов ИЖ) сварная из трубчатых элементов, подвеска колеса рычажная с пружинно-гидравлическим амортизатором - рис. 6.12.

 

Рис. 6.2. Общий вид бокового прицепа ИЖ9.204: 1— колесо, 2, 9— панель, 3— фонарь задний, 4— щиток, 5— тент, 6— стойка, 7— дуга, 8— фонарь габаритный, 10— кузов, 11— рама

 

Колесо бокового прицепа взаимозаменяемое с колесами мотоцикла и имеет барабанный тормоз с приводом от педали ножного тормоза заднего колеса мотоцикла. Щиток колеса 19 жестко закреплен на раме. Электрооборудование бокового прицепа состоит из фонаря-указателя поворота, заднего и габаритного фонарей. Питание от сети мотоцикла напряжением 12 В.

Отличительной особенностью бокового прицепа ВМЗ 9.203 является возможность быстрого переналаживания его в грузовой вариант для перевозки различных грузов. Конструкция бокового прицепа предусматривает крепление к раме мотоцикла в 4-х точках: у рулевой колонки, в подседельном узле, к переднему кронштейну крепления двигателя и в точке крепления подножки пассажира с правой стороны мотоцикла. Элементами крепления бокового прицепа к раме мотоцикла являются два нижних эксцентриковых шаровых зажима и две верхние регулируемые по длине тяги.

 

Рис. 6.7. Присоединение бокового прицепа к мотоциклу: 1— растяжка задняя, 2— болт, 3— растяжка передняя, 4— втулка, 5— шаровой кронштейн, 6— шаровой зажим, 7— болт М 12x1,25, 8— тяга тормоза, 9— трос привода тормоза колеса прицепа, 10— упор троса тормоза, 11— шаровой рычаг, 12— шаровой зажим, 13— болт М12х 1,25, 14— болт, 15— болт

 

Подсоединяйте боковой прицеп к раме мотоцикла, согласно рис. 6.7, на ровной площадке. Перед этим проделайте следующее:

—    под левую сторону бокового прицепа установите подставки, обеспечивающие параллельность рамы по отношению к площадке;

—    снимите дуги безопасности с мотоцикла (если они установлены). Для облегчения выполняемых операций сборку начинайте с переднего кронштейна:

—    с правой стороны мотоцикла снимите передний кронштейн крепления двигателя и на его место установите шаровой кронштейн 5 (рис. 6.7);

—    удалите заглушки из поперечной трубы рамы под сиденьем мотоцикла, вставьте в нее болт 2 с шайбой с правой стороны мотоцикла и установите шайбу и две гайки, не затягивая их;

—    снимите правую подножку пассажира и установите под нее шаровой рычаг 11, закрепите его болтом и гайкой из прилагаемого комплекта. Положение рычага 12 регулируйте, присоединяя боковой прицеп к мотоциклу;

—    снимите правую крышку картера двигателя и замените звездочку, которая продается с комплектом бокового прицепа. Помните: на Планете она имеет 15 зубьев, на Юпитере — 16. Отрегулируйте натяжение цепи привода на заднее колесо согласно Руководству по эксплуатации и установите крышку картера на место, предварительно укоротив цепь на два звена;

—    установите на раму шаровые зажимы 6 (рис. 6.7) и закрепите их болтами. Передний зажим установите в трубе рамы горизонтально и закрепите болтами;

—    ослабьте болты шаровых зажимов и, перемещая мотоцикл к боковому прицепу, наденьте шаровые зажимы на кронштейны мотоцикла и заверните болты;

—    соедините растяжки 1 и 3 с кронштейнами на мотоцикле, после чего присоедините узлы электрооборудования к электрической схеме мотоцикла и проверьте ее работоспособность;

—    далее установите и отрегулируйте привод тормоза бокового прицепа.  

 

Тросовый привод тормоза устанавливайте следующим образом:

—    отверните гайку крепления оси маятниковой вилки мотоцикла, установите упор троса 2 (рис. 6.3) и закрепите его гайками;

—    снимите шплинт 3 и шайбу 5 с тяги тормоза 1. Наденьте трос 6 тормоза колеса бокового прицепа на тягу 1, вставьте оболочку троса в прорезь упора, наденьте на тягу 1 шайбу 5 и зашплинтуйте.

 

См. также:

Мотоциклы "иж". Модельный ряд.

Мотоциклы Иж. Статьи.

.ij_bok_pr_1

Card image cap
Долгий мост - первый мост через ИЖ. Нижний Узенький ныне Интернациональный переулок.

Это самый первый мост в Ижевске, возведенный в черте города-завода, соединил Заречную часть с Нагорной. От моста обычно двигались революционные манифестации металлургов. На нем же был убит Апполон Cосулин - и соратник, и противник Ивана Пастухова.

Подробнее
Card image cap
2 - Card title

Some quick example text to build on the card title and make up the bulk of the card's content.

Go somewhere