Генератор Г36 мотоциклов ИЖ. Реле-регулятор ИЖРР1.

Автор: @vovd14 Всего просмотров: 1337

 

Генератор и уход за ним.

 

Источниками электрического тока на мотоциклах моделей «ИЖ» служат генераторы постоянного тока (рис. 62) с параллельным возбуждением и номинальной мощностью 45 вт при 1700 об/мин.

 

Статор генератора содержит 6 катушек возбуждения, соединенных последовательно. На статоре крепятся: клеммник 9, щеткодержатели 8, прерыватели 1 и конденсаторы 7. Якорь 3 имеет обмотку, состоящую из 31 секции, и коллектор 10.  

 

На мотоциклах ИЖ-56 применялся генератор Г-36М. На ИЖ-Ю применяется Г-36М2, на ИЖ-П — Г-36М1. На ИЖ-Ю2 и ИЖ-ЮЗ установлен генератор Г36М8, на ИЖ-П2 и ИЖ-ПЗ — Г36М7. Генераторы Г-36М1, Г-36М2 отличаются от Г-36М7 и Г-36М8 дополнительными сопротивлениями на катушке возбуждения. Поэтому для использования генератора Г-36М7 и Г-36М8 на мотоциклах ИЖ-Ю, ИЖ-П и ИЖ-56 необходимо устанавливать реле-регулятор РР-1, вместо реле-регулятора сб. 32. При установке нового двигателя ИЖ-ЮЗ или ИЖ-ПЗ на мотоциклы ИЖ-Ю, ИЖ-П или ИЖ-56 реле-регулятор сб. 32 можно не менять, а переставить только статор генератора со старого двигателя на новый, если он находится в хорошем состоянии. Уход за генератором во время эксплуатации сводится в основном к проверке крепления контактных соединений проводов, состояния коллектора и щеток. Допускается чистка коллектора стеклянной шкуркой. Применять наждачную шкурку не рекомендуется — при чистке наждачные зерна врезаются в пластины (ламели) коллектора и ведут к быстрому износу щеток.

 

Обмоточные данные генераторов

Наименование обмоток

Данные обмоток

Обмотка якоря

 

Марка провода и его диаметр по меди

ПЭЛБО или ПЭВ-2-0,8 мм

Количество витков в секции 

9

Количество витков в пазу

18

Шаг витка по пазу 

с 1 на 6

Шаг витка по коллектору 

с 1 на 11

Число пазов в пакете якоря

31

Обмотка возбуждения

 

Марка провода и его диаметр по меди

ПЭЛ-0,9 мм

Количество витков в катушке

126

Количество катушек 

6

Обмотка сопротивления

 

Марка провода и его диаметр по меди

ПЭВММ-0,5 мм

Сопротивление

6-7 ом

Длина провода (приблизительно) 

2700-3000 мм

Число рядов

2

Число витков в каждом ряду

8-9

Ремонт генератора.

 

Возможные неисправности генератора: заедание щеток в щеткодержателях; загрязнение межламельных пазов или износ коллектора; замыкание обмоток генератора на корпус или их витковое замыкание; задевание якоря о статор вследствие неправильной установки статора, якоря или износа правого коренного подшипника коленчатого вала; переполюсовка генератора из-за неправильного подключения проводов. Для определения причин и устранения неисправностей генератора необходимо:

 

1.    Снять правую крышку картера.

2.    Отсоединить провода от клеммника.

3.    Отвинтить винты крепления статора и снять его.

4.    Отвинтить болт крепления якоря.

5.    Ввинтить в отверстие съемник якоря из комплекта инструмента и снять якорь.

6.    Вынуть шпонку из паза полуоси.

 

После разборки детали протереть салфеткой, смоченной в бензине, и осмотреть. Задиры рабочих поверхностей ламелей удалить мелкозернистой стеклянной шкуркой. При большом износе коллектора его можно проточить на конусной оправке (конусность 1:5), углубить межламельные пазы на глубину 0,5 мм и удалить заусенцы. Поврежденную изоляцию катушек возбуждения и оголенные места их выводов закрасить эмалью. Осмотреть правую полуось коленчатого вала и конусное отверстие якоря. При наличии забоин зачистить их мелкозернистой наждачной шкуркой. При большом радиальном люфте заменить правый коренной подшипник коленчатого вала.

 

   Для установки генератора на место следует:

 

1.    Вставить в паз полуоси шпонку и установить якорь.

2.    На болт крепления якоря надеть пружинную шайбу и кулачок прерывателя.

3.    Ввернуть и затянуть болт, проследив за тем, чтобы усик вала якоря вошел в паз кулачка.

4.    Поднять за провода щетки в щеткодержателе и установить статор на место, при этом штифт на правой половине картера должен войти в паз на торце статора.

5.    Закрепить статор винтами и подсоединить провода к клеммнику.

 

После разборки и сборки генератора необходимо проверить опережение зажигания и при необходимости отрегулировать его.

 

Реле-регулятор ИЖРР1

 

Генератор постоянного тока Г36 работает в комплекте с реле-регулятором ИЖРР1, который состоит из регулятора напряжения (РН) и реле обратного тока (РОТ).

 

В системе электрооборудования мотоцикла аккумуляторная батарея и генератор Г36 соединены между собой параллельно. С увеличением числа оборотов коленчатого вала двигателя повышается число оборотов якоря генератора, а следовательно, и его напряжение. Поэтому, если в цепи генератор—аккумуляторная батарея не будет никакого регулирующего устройства, то аккумуляторная батарея при повышении напряжения генератора будет систематически перезаряжаться, что приведет к выходу ее из строя. Если же напряжение генератора будет ниже напряжения аккумуляторной батареи, то последняя будет разряжаться через генератор, который при этом может также прийти в негодность.

 

Функции такого регулирующего устройства выполняет реле обратного тока (РОТ) (рис. 63). Для обеспечения нормальной работы потребителей, установленных на мотоцикле, а также рационального режима заряда аккумуляторной батареи в заданных пределах в один блок с реле обратного тока включен специальный прибор - регулятор напряжения (РН).

 

Реле обратного тока состоит из сердечника электромагнита 4, якорька 3 с пружиной 12, двух контактов 1,2 и ярма 13. На сердечник намотаны две обмотки: тонкая шунтовая (ШО) и толстая сериесная (СО). В свободном состоянии и при холостых (малых) оборотах двигателя контакты находятся в разомкнутом состоянии и все потребители получают питание от аккумуляторов. При возрастании числа оборотов якоря генератора повышается напряжение в сети. Соответственно повышается сила тока, проходящая через тонкую обмотку (ШО), сила притяжения сердечника преодолевает усилие пружины, якорек притягивается к сердечнику, контакты замыкаются, и электрический ток от генератора идет на зарядку аккумуляторной батареи и к другим потребителям. Как только напряжение генератора станет меньше э. д. с. (электродвижущая сила) аккумуляторной батареи, контакты реле под действием пружины разомкнутся и отсоединят генератор от аккумуляторной батареи.

 

 

 

Регулятор напряжения состоит из сердечника электромагнита 7, якорька 6, неподвижных и подвижного контактов 5, возвратной пружинки 8 и сопротивлений 9, 10. На сердечник регулятора напряжения намотаны три обмотки: шунтовая — ШО, компенсационная — КО и сериесная — СО. Когда якорь генератора не вращается или вращается с малым числом оборотов, двухсторонний подвижный контакт регулятора напряжения усилием пружины якорька прижат к верхнему неподвижному контакту, соединенному с "массой". В этом случае обмотка возбуждения 11 генератора соединяется с массой через компенсационную обмотку КО и контакты 5 регулятора.

 

С увеличением числа оборотов якоря генератора электрический ток, идущий через сериесную обмотку, намагничивает сердечник электромагнита и притягивает якорек 6 регулятора и его двухсторонний контакт 5 перемещается в среднее положение, то есть размыкается. При этом в цепь обмотки возбуждения генератора и компенсационной обмотки включаются соединенные последовательно сопротивления 10 и 9 на 4,4 и 1,2 ом. При дальнейшем возрастании числа оборотов якоря добавочного сопротивления недостаточно для предупреждения возрастания напряжения генератора сверх заданного предела. Якорек 6 сильно притягивается к электромагниту и двухсторонний контакт 5 прижимается к нижнему неподвижному контакту, замыкая накоротко обмотку возбуждения генератора. Напряжение генератора уменьшается, якорек регулятора напряжения возвращается в среднее положение или замыкается с верхним неподвижным контактом. Вибрируя, якорек 6 с двухсторонним контактом поддерживает напряжение генератора в пределах 6,5—7 в.

 

При перегрузке генератора сериесная обмотка регулятора, дополнительно намагничивая электромагнит, ограничивает величину максимального тока генератора.

 

См. также:

Мотоциклы "иж". Модельный ряд.

Мотоциклы Иж. Статьи.

.

Card image cap
Долгий мост - первый мост через ИЖ. Нижний Узенький ныне Интернациональный переулок.

Это самый первый мост в Ижевске, возведенный в черте города-завода, соединил Заречную часть с Нагорной. От моста обычно двигались революционные манифестации металлургов. На нем же был убит Апполон Cосулин - и соратник, и противник Ивана Пастухова.

Подробнее
Card image cap
2 - Card title

Some quick example text to build on the card title and make up the bulk of the card's content.

Go somewhere