ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Рулевое управление реечного типа с карданным рулевым валом (рис. 5.1 и 5.2). В приливах картера 13 (см. рис. 5.2) рулевого механизма на роликовом 11 и шариковом 2 подшипниках установлена приводная шестерня 1, которая находится в зацеплении с рейкой 14. Одним концом рейка поджимается к шестерне пружиной 9 через металлокерамический упор 10. Пружина упирается в гайку 7 со стопорной контргайкой 8. Другим концом рейка опирается на втулку 12, на которую надето резиновое кольцо. От продольного перемещения втулка фиксируется упорным кольцом 15. Шариковый подшипник шестерни на валу стопорится упорным кольцом 3, а к гнезду картера поджимается гайкой 4 с уплотнительной манжетой 5. Гайка стопорится в картере кернением в четырех точках и закрывается защитным колпачком 6, насаженным на вал приводной шестерни. На картере рулевого механизма и на защитном колпачке выполнены метки для правильной сборки рулевого механизма. С левой и правой стороны картера рулевого механизма надеты защитные чехлы 17, которые крепятся на картере с помощью хомута 16 и винта 36, а на шаровой тяге - кольцом 23. Шаровая тяга соединяется с рейкой через завальцованный наконечник 19, внутри которого установлены два вкладыша 21 и 22, упорное кольцо 20. Наконечник ввертывается в рейку и стопорится шайбой 18.
Ход рейки в обе стороны ограничивается наконечником, упирающимся через стопорную шайбу 18 в картер рулевого механизма.
Шлицевая часть шестерни 1 соединена болтом 7 (см. рис. 5.1) с вилкой нижнего шарнира б, а верхняя вилка нижнего шарнира соединена болтом 7 с промежуточным валом 9. Верхний шарнир одним концом соединен с эластичной муфтой промежуточного вала 9, а другим концом приварен к рулевому валу 16.
Рулевой вал опирается на два шариковых радиальных подшипника 15, которые находятся в трубе рулевой колонки 49, жестко прикрепленной к кронштейну педалей. На верхнем конце вала на шлицах крепится гайкой 33 рулевое колесо 30.
Рулевой привод состоит из двух горизонтальных тяг 24 (см. рис. 5.2) и поворотных рычагов, выполненных за одно целое с кулаком передней подвески. Длина каждой тяги изменяется за счет вращения шаровой тяги 24, которая ввертывается или вывертывается из наконечника 26 тяги и закрепляется гайкой.25.
В головке наконечника тяги расположены детали шарового шарнира: наружный 21 и нижний 31 вкладыши, шаровой палец 28, пружина 32, заглушка 33. Защитный чехол 30 шарового пальца 28 крепится кольцами 29 и 34.
ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЕ
При каждом техническом обслуживании проверяйте состояние и плотность посадки защитных чехлов 17 и 30 (см. рис. 5.2). Потрескавшиеся, порванные или потерявшие эластичность чехлы замените.
Убедитесь, что при прямолинейном положении колес автомобиля спицы рулевого колеса расположены симметрично вертикальной оси. В противном случае выявите причину неисправности и устраните ее.
Поворачивая рулевое колесо до упора влево и вправо, проверьте визуально и на слух:
- надежность крепления рулевого механизма и рулевого колеса на рулевом валу;
- нет ли зазора в шаровых шарнирах внутренних и наружных наконечников;
- надежность крепления внутренних наконечников к рейке и гаек пальцев шаровых шарниров наружных наконечников;
- нет ли заеданий и помех, препятствующих повороту рулевого колеса.
Если будут обнаружены стуки и заедания, отсоедините боковые тяги от поворотных кулаков и повторите проверку. Убедившись, что стуки и заедания исходят от узлов рулевого управления, снимите их с автомобиля и отремонтируйте.
Снятие и установка рулевой колонки
1. В салоне отверните винты крепления и снимите облицовочные кожухи 43 и 22 (см. рис. 5.1).
2. Разъедините колодки с проводами подрулевых переключателей 38,40 и выключателя зажигания 51.
3. Снимите крышку 19, отверните гайку 33 и снимите съемником рулевое колесо 30. При отсутствии съемника гайку крепления колеса окончательно не отворачивайте, оставьте приблизительно три витка. Покачивая за спицы, с силой дерните на себя рулевое колесо так, чтобы оно сошло со шлицев рулевого вала. Затем окончательно отверните гайку и снимите рулевое колесо.
4. Ослабьте болт крепления соединителя 39 и снимите соединитель с вала.
5. Отверните гайку и выньте стяжной болт крепления нижнего карданного шарнира б к промежуточному валу рулевой колонки. Вставьте в прорезь нижней вилки шарнира отвертку и ослабьте с помощью нее посадку вилки на валу шестерни.
6. Отверните четыре гайки крепления вала рулевого управления к кронштейну педалей и выньте вал в салон.
7. Установите рулевую колонку в обратном порядке с учетом следующего: перед установкой рулевого колеса необходимо выставить рейку в среднее положение, т.е. совместить метки на колпачке 6 (см. рис. 5.2) и картере. Расположите спицы рулевого колеса так, как показано на рис. 5.1 (допускается отклонение не более +5°). Перед установкой рулевого колеса рекомендуется отрегулировать схождение колес, так как после регулировки положение рулевого колеса может измениться.
Проверка технического состояния рулевой колонки и карданных шарниров
Проверьте карданные шарниры (рис. 5.3), наличие зазоров в соединении упругой муфты с валом, а также состояние сальников 7 подшипников карданного шарнира.
Трещины, разрывы и другие дефекты не допускаются. Поврежденные детали замените новыми.
Проверьте состояние подшипников 11 и 13 рулевого вала. Поворачивая вал 10, убедитесь, что он вращается в подшипниках без стуков и заеданий. В противном случае поврежденную рулевую колонку необходимо заменить.
Снятие и установка рулевого механизма
1. Выньте шплинты и отверните гайки 35 (см. рис. 5.2) пальцев шаровых шарниров с обеих сторон автомобиля.
2. Выпрессуйте пальцы из поворотных рычагов.
3. Отверните гайку и выньте стяжной болт крепления нижнего карданного шарнира б (см. рис. 5.1) к приводной шестерне 1 (см. рис. 5.2). Вставьте в прорезь нижней вилки шарнира отвертку и ослабьте посадку вилки на валу шестерни.
4. Отверните две гайки 38, выньте болты 39 крепления картера рулевого механизма к поперечине и снимите рулевой механизм.
5. Перед установкой рулевого механизма выставите рейку в среднее положение - совместите метки на колпачке б и картере.
6. Установите рулевой механизм на автомобиль, соединив при этом вал приводной шестерни с карданным шарниром. Вставьте болты крепления механизма и заверните их гайки.
7. Вставьте стяжной болт крепления нижнего карданного шарнира б (см. рис. 5.1) к приводной шестерне 1 (см. рис. 5.2) и заверните его гайку.
8. Подсоедините шаровые шарниры наконечников рулевых тяг к поворотным рычагам и заверните гайки пальцев шарниров моментом 27-35 Н-м (2,8-3,б кгстм).
9. Установите шплинты. Если прорезь гайки не совпадает с отверстием для шплинта, то доверните гайку до совпадения отверстия с ближайшей прорезью. Проверьте и при необходимости отрегулируйте углы установки колес.
РЕМОНТ РУЛЕВОГО МЕХАНИЗМА
Разборка
1. Снимите рулевой механизм с автомобиля и зажмите его в тисках с мягкими губками.
2. Снимите хомуты 16 (см. рис. 5.2) и кольца 23 крепления защитных чехлов 17 рейки рулевого механизма.
3. Снимите защитные чехлы 17.
4. Разогните грани стопорных шайб 18 и отверните внутренние наконечники 19 вместе с шаровыми тягами 24 и наружными наконечниками 26.
5. Отверните контргайку 8 упора рейки накидным ключом (S=41 мм).
6. Отверните гайку 7 упора и выньте пружину 9.
7. Проворачивая шестерню 1 по часовой стрелке, сдвиньте упор 10 рейки и специальными щипцами извлеките его из картера.
8. Снимите защитный колпачок б с шестерни.
9. Отверните гайку 4 ключом (5=24 мм).
10. Слегка постукивая по картеру пластмассовым молотком, выньте из картера шестерню 1 в сборе с шариковым подшипником 2.
11. Снимите упорное кольцо 3 и спрессуйте шариковый подшипник с вала шестерни.
12. Выньте рейку 14 рулевого механизма.
13. Снимите упорное кольцо 15 втулки и выньте втулку 12 рейки с кольцом.
Проверка технического состояния деталей
1. Промойте в керосине полости картера рулевого механизма и все металлические детали. Резиновые детали промойте в теплой воде и протрите чистой тряпкой.
2. Внимательно осмотрите, нет ли на рабочих поверхностях шестерни 1 (см. рис. 5.2) и рейки 14 следов износа, задиров или рисок. Незначительные повреждения устраните мелкозернистой шлифовальной шкуркой или бархатным напильником. Изношенные и поврежденные детали замените.
3. Шариковый подшипник 2 должен вращаться свободно, без заеданий. На поверхности колец и шариков не должно быть износа и следов заеданий. Ролики и обоймы переднего подшипника шестерни также не должны иметь износа и повреждений. При малейшем сомнении подшипники замените новыми.
4. Проверьте состояние защитных чехлов рейки и наружных наконечников, колпачка, манжеты шестерни и втулки рейки. Если они имеют трещины, разрывы или неплотную посадку на деталях, замените их.
5. Проверьте осевой и радиальный зазоры шаровых шарниров рулевых тяг и наружных наконечников. Если ощущается люфт в шаровых шарнирах или в них попали грязь, песок, а также при появлении коррозии на шаровых пальцах, замените их в сборе.
ПРИМЕЧАНИЕ
Номинальные размеры, допуски и посадки основных сопрягаемых деталей рулевого управления приведены в табл. 5.1.
Пределы допустимых износа, зазоров и отклонений геометрической формы основных сопрягаемых деталей рулевого управления приведены в табл. 5.2.
Сборка
1. Зажмите картер рулевого механизме в тисках с мягкими губками.
2. Установите втулку 12 рейки с кольцом (см. рис. 5.2) в картер рулевого механизма предварительно смазав цилиндрическую поверхность кольца смазкой ФИОЛ-1.
3. Установите упорное кольцо 15 втулки.
4. Запрессуйте в картер роликовый подшипник 11, заложив в него смазку ФИОЛ-1.
5. Установите рейку 14 гладким концом в картер со стороны шестерни, предварительно смазав рейку смазкой ФИОЛ-1.
6. Напрессуйте шариковый подшипник ; на шестерню и установите упорное кольцо 3.
7. Смажьте шестерню с подшипником смазкой ФИОЛ-1 и установите ее в картер.
8. Установите манжету 5 шестерни в отверстие гайки подшипника, смазав рабочие поверхности манжеты смазкой ФИОЛ-1.
9. Нанесите эмаль НЦ-273 на резьбовую часть гайки подшипника 4 и заверните ее в картер моментом 28-35 Н-м (2,8—3,6 кгс-м).
10. Закерните гайку подшипника в четырех точках.
11. Нанесите тонкий слой смазки на цилиндрическую поверхность картера и вставьте упор 10 рейки в картер.
12. Установите пружину 9 упора.
13. Нанесите эмаль НЦ-273 на резьбовую часть контргайки 8 упора и заверните ее в картер моментом 11-14 Н-м (1,1—1,4 кгс-м).
14. Вверните контргайку и в конце хода резьбы совместите середину грани контргайки с меткой гайки упора. Удерживая контргайку в этом положении, отверните гайку упора на 30° ( 1/2 грани контргайки). Затем, удерживая гайку упора, затяните контргайку моментом 64.7-78,5 Н.м ( 6,5-8 кгс.м).
15. Замерьте момент проворачивания шестерни, который должен быть 0,59-1,68 Н.м (0,06-0,17 кгс.м) по всему ходу рейки.
16. Установите стопорные шайбы 18, введя ее усики на внутреннем диаметре в пазы рейки, и заверните наконечники с шаровыми тягами моментом 64,7-78,5 Н.м (6,5-8 кгс.м). Загните усики на две противоположные грани наконечника 19.
17. Установите рейку в среднее положение, при этом разность значений хода рейки в одну и другую сторону до упора должна быть не более 1,5 мм, что соответствует разности углов поворота шестерни от среднего положения до упора в одну и другую сторону не более 15°.
18. Проверьте полный ход рейки вправо-влево до упора, который должен составлять (124±1,0) мм.
19. Установите защитный колпачок б на шлицы шестерни так, чтобы при среднем положении рейки указатель колпачка совпадал с выступом-указателем на картере рулевого механизма.
20. Установите защитные чехлы 17 рейки, закрепите их хомутами 16 на картере и кольцами 23 на тягах.
21. «Наживите» гайки 25 и наконечники 26 на резьбовые концы тяг.
22. Затяните гайки 25 моментом 44-55 Н.м (4,4-5,б кгс.м) после установки реечного механизма на автомобиль и регулировки схождения колес.
23. После сборки убедитесь, что при перемещении рейки со скоростью, соответствующей частоте вращения шестерни 30 мин на защитном чехле нет вздутий и пережимов, а момент вращения шестерни во время всего хода рейки находится по-прежнему в пределах 0,59-1,68 Н.м (0,06-0,17 кгс.м). В противном случае устраните причины выявленных дефектов.
См. также:
Автомобили Ижевского производства. Статьи - перечень.
Модельный ряд ижевского автозавода.
.rul2717_8
Это самый первый мост в Ижевске, возведенный в черте города-завода, соединил Заречную часть с Нагорной. От моста обычно двигались революционные манифестации металлургов. На нем же был убит Апполон Cосулин - и соратник, и противник Ивана Пастухова.
ПодробнееSome quick example text to build on the card title and make up the bulk of the card's content.
Go somewhere