В.Г.Юхименко, старший преподаватель НОУ ВПО "КИГИТ" (Ижевск).
Контакты: сот.тел: 8 912 742 0151, Е-mail: vad221@yandex
Арсений Савельевич Полушкин родился в 1909 году в деревне Лусники Пермской волости Глазовского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область) в многодетной (в семье было еще 5 детей) крестьянской семье. Жизнь начала испытывать на прочность почти сразу: едва ему исполнилось четыре года, как умерла мама. Отец женился вторично, но жизнь с мачехой не сложилась, и Арсения с братом отдали на воспитание совершенно чужим людям.
Вроде жизнь в новой семье начала налаживаться, но…через год умер новый "папа". В восемь лет Арсений как все дети пошел в школу, но долго учиться не пришлось, т.к в деревне была только начальная школа, да и денег катастрофически не хватало.Пришлось Арсению идти работать. Получилось как в повести А.М.Горького "Детство", когда дед говорит герою, что он не медаль ему на шею и пусть он лучше идет "в люди". Примерно так же сложилась жизнь и у Полушкина. Как он позднее сам: возил с отцом продукты из одного города в другой, потом чернорабочим на заводе, и наконец "бурлаком" (сплавщиком леса на реке Вятка).
И только в 1928 году он после ну очень долгого перерыва продолжил свою учебу - в комсомольской политической школе. Наверное, он так истосковался по учебе, что учился там на "отлично". И эта тяга к знаниям осталась у Арсения Савельевича навсегда - независимо от того, где бы он ни учился. После школы Полушкин продолжает обучение в Ухтымской школе огнестойкого строительства (в Нижегородской области), а с 1930 по 1933год в Уральском сельско-строительном техникуме (в Перми). Учился хорошо, активно участвовал в общественной жизни техникума (сохранились даже грамоты, где Полушкину присваивается звание ударника). Однако, несмотря на внешнюю привлекательность полученной профессии (по окончании он получил специальность строителя обобществленного сектора сельского хозяйства) с ней можно было работать только в деревне, а это после голодного детства вряд ли хотелось. Тогда видимо и появились мысли продолжить образование в ВУЗе.
С 1933 по 1935 год прошел срочную службу в Красной Армии. А так как он имел законченное среднее техническое образование и репутацию активиста, то попал не в пехоту, а в "элиту" вооруженных сил - Военно-Воздушные силы: полгода служил в Воронеже( в метеорологической службе аэрологом), а потом их эскадрилью перевели в Читу(на границу с Китаем).
После службы в армии Арсений Савельевич решил поступать в высшее учебное заведение - в Московский государственный университет (на механико-математический факультет), но "первый блин оказался комом" - не прошел по конкурсу. Вторая попытка оказалась более удачной и в сентябре 1935года он стал студентом Казанского университета ( геолого-почвенный факультет). Специализировался по бурению скважин и инженерной геологии. В период учебы успешно сочетал отличную учебу с общественной деятельностью (Арсений год был старостой группы) - получал премию и благодарность от лица руководства университета. А с университетскими товарищами (которые остались живы после Великой Отечественной войны) дружба сохранилась на ВСЮ ЖИЗНЬ (по воспоминаниям его дочери Г.А.Дмитриевой). Впервые на практике столкнулся с разведочными работами на нефть в 1938 году, во время прохождения производственной практики в Башкирии, в это время шли работы по разведке нового, но весьма перспективного по запасам нефти района нашей страны. По окончании университета (в январе 1941 года) Полушкину была присвоена квалификация "почвовед" и он был распределен в Украинский геологический трест по изысканию и проектированию дорог
(Черновицкая область) - "Главпроектдорупр", где он начал работать геологом в бурении.
Казалось ВСЕ здорово - есть прекрасная профессия (даже две, если считать первую полученную в Пермском техникуме), опыт, здоровье, место работы. Но….началась Великая Отечественная война.
В начале войны Полушкин добрался до Киева, откуда и был призван в действующую армию. Воевал достойно. В сентябре 1944 году при форсировании реки Одер был контужен и оказался в плену, а потом в концлагере, откуда был освобожден в конце апреля 1945 года советскими войсками. Прошел госпроверку и демобилизовался только в июле 1946 года, т.е уже после Победы. Военнопленные в нашей стране в то время считались предателями, изменниками Родины. Людей попавших в плен зачастую в раненном состоянии и натерпевшихся от врагов в лагерях дома встречали без особого доверия. Лишь в 1995 году (через 50 лет после ПОБЕДЫ!!!) бывшие военнопленные были признаны в России невиновными и реабилитированы. Может быть, поэтому после демобилизации Полушкин поехал не в места, где работал до войны, а в глубокую нефтяную провинцию страны - в Удмуртию, где интересовались не военной биографией, а знаниями и умениями.
В Удмуртии Полушкин работал с 1946 по 1963 год (в Ижевской государственной союзной конторе геологоразведочных и буровых работ) - сначала простым геологом, а потом главным геологом.
В этот период жизни А.С.Полушкина происходит, наверное, самое замечательное событие. Он участвует в выработке стратегии предприятия - определении участков, где возможно получение (после разбуривания) промышленных притоков нефти. В этой работе ему пригодились и знания, полученные в университете, и опыт геолога по бурению, и …интуиция. В результате долгих споров с коллегами, руководством предприятия, наконец, с собственными мыслями и сомнениями был УДАЧНО выбран Вятский участок Арланского месторождения, на котором в 1954 году были получены первые промышленные притоки нефти на территории Удмуртии.
Это была ПЕРВАЯ, но не последняя ПОБЕДА удмуртских геологов. Уже в 1958 году было открыто Тарасовское, а в 1960 году Кырыкмасское. И как венец работы Полушкина в Удмуртии в 1962 году были открыты такие месторождения как Архангельское (оно войдет в историю нефтедобычи в Удмуртии, как первое месторождение, запущенное в промышленную эксплуатацию), и Чутырско-Киенгопское, которое до сих пор считается крупнейшим на территории республики.
Это было время нелегких решений. Запасы и свойства нефти на территории республики отличались в худшую сторону не только по сравнению с Западносибирскими месторождениями, но и даже с соседними регионами (Татарстан, Башкортостан). Но как говорится "игра стоила свеч", так как развитие нефтяной промышленности давало толчок для дальнейшего развития других отраслей промышленности.
Кроме рабочей деятельности Арсений Савельевич активно занимался и общественной деятельностью. Сохранились свидельства И.И. Рысина (д.г.н., профессор, зав. кафедрой физической географии и ландшафтной экологии УдГУ, председатель Удмуртского республиканского отделения ВОО "Русское географическое общество") об его активном участии (в качестве члена Президиума) в работе Удмуртского отделения Всесоюзного Географического Общества
На этом закончился "удмуртский" период жизни А.С.Полушкина. Работавший в этот же период начальником Удмуртской геофизической экспедиции В.А.Любишев вспоминает А.С.Полушкина такими словами: "Это умный и добросовестный человек, и хороший специалист, великолепно знавший геологическое строение Удмуртии".
Осенью 1962 года начался "западносибирский" период - он прибыл в Тюмень (здесь Полушкин проработал до ухода на пенсию в 1975 году). Организация, в которую они прибыли на работу, называлась Тюменский филиал СНИИГГИМСа (Сибирский научно-исследовательский институт геологии, геофизики и минерального сырья, г. Новосибирск). Филиал возник в конце 1960 г. и находился еще в стадии формирования.
После прибытия на работу Полушкин начал в тематической партии № 47 главной задачей, которой на 1962-1965 г.г. было исследование проблемы: роль вертикальной миграции УВ в формировании месторождений нефти и газа. Руководителем (научным) проблемы являлся профессор Ростовцев Николай Никитич, будущий Лауреат Ленинской премии (1964г.), очень известный в стране геолог - нефтяник. До Тюмени он возглавлял отдел опорного бурения во ВСЕГЕИ (г. Ленинград). Именно ему принадлежат основные заслуги в обосновании заложения почти всех опорных скважин в Западной Сибири (многие из этих скважин связаны с получением нефте и газопроявлений; а Березовская опорная скважина № 1 дала первый промышленный фонтан газа в Западной Сибири).Н.Н. Ростовцев предложил А.С. Полушкину начать создавать нефтегазопромысловую группу с целью создания базы для решения вопросов методики промышленной разведки месторождений нефти и газа.
А вот как вспоминает этот период А.В.Рыльков, работавший в это время в той же тематической партии № 47 (а позднее заместителем директора Объединенного института ЗапСибИПГНГ по научной работе (директором ЗапСибНИГНИ), ныне он профессор кафедры геологии месторождений нефти и газа ТюмГНГУ). По его словам, Ростовцев так и сказал, что прежде чем пригласить их на работу он навел справки в разных местах, и везде ему рекомендовали А.С.Полушкина как очень грамотного и весьма опытного геолога при этом с ярко выраженными склонностями именно к работе нефтепромыслового и методического характера.
В этот период группа сотрудников тематической партии под руководством Арсения Савельевича строила самые разнообразные карты (структурные, изопахит, изменения фильтрационно-емкостных свойств пород и т.д.). Важнейшим звеном совместной работы стала реализация способов и приемов корреляции продуктивных пластов. Спокойно, с шуточками и прибаутками (он был человеком с очень высоким чувством юмора), учил он сотрудников этому весьма ответственному, а самое главное, довольно сложному виду геологической работы.
В 1963 г. Арсений Савельевич возглавил сектор методики разведки месторождений нефти и газа, который вошел в отдел промысловой геологии (руководитель Андрей Михайлович Волков, будущий доктор наук, профессор, заместитель директора ЗапСибНИГНИ по науке, заведующий отделением математической геологии, создатель первой в СССР кафедры математической геологии в Тюменском индустриальном институте).
В 1964 году на базе Тюменского филиала СНИИГГИМСа был создан институт ЗапСибНИГНИ. В этом же году в ЗапСибНИГНИ прибыл для работы главный геолог Якутского треста Юрий Петрович Тихомиров, который возглавил отдел методики разведки месторождений (через 2 или 3 года отдел стал отделением) и сектор методики, который возглавлял Арсен Савельевич, стал его составной частью.
Казалось, пути разошлись, но это только формально. Помимо весьма большого опыта, умения решать сложнейшие геологические задачи, Полушкин обладал просто удивительными свойствами: он всегда стремился передавать свои знания другим, и в первую очередь молодым специалистам. Довольно часто звучала его шутка: "я жив!!" И это не было каким - то хвастовством, Он просто знал цену своему опыту. Арсений Савельевич даже самые сложнейшие и научные и житейские проблемы всегда воспринимал с юмором, без крика, без шума. Этим он разительно отличался от окружающих его людей. Он был человек не просто бесконфликтным, а абсолютно не конфликтным.
Арсений Савельевич работал в Тюмени в тот период, который был связан с началом эксплуатации (первые тонны Тюменской нефти на переработку в г. Омске поступили в 1964г.) нефтяных месторождений и занимался он чрезвычайно важным делом. С 1970г. ЗапСибНИГНИ был переведен в состав "Главтюменьгеологии" - самой крупной в стране геологоразведочной организации. Произошло слияние науки и производства. Возможно, это небесспорное решение, но главная цель была достигнута: все удачные разработки института сразу же шли в дело. И вот здесь то Арсен Савельевич оказался буквально "на коне". Его разработки, как правило, получали одобрение на НТС Главка и активно внедрялись. Роль группы ученых и специалистов, которую возглавлял Арсений Савельевич, была весьма заметной. Особенно велик его вклад в разведку первых нефтяных месторождений Западной Сибири: Усть-Балыкского, Западно - Сургутского, Мегионского, Покурского и др.
На основе изучения методики промышленной разведки и условий разработки указанных месторождений в 1969 году была составлена (в соавторстве с В.П.Саниным, Е.П.Горшуновым, В.И.Конюховым, О.А.Ремеевым) "Методика промышленной разведки нефтяных месторождений Тюменской области". Кроме этого Полушкиным были написаны (в соавторстве с Саниным Валерием Петровичем, который приехал вместе с Полушкиным из Удмуртии) 5 (!) статей в журнал "Геология нефти и газа", кроме этого также им (в соавторстве с другими учеными) были разработаны методики разведки нефтегазовых залежей Среднеобской нефтегазоносной области, юрских отложений Вэнгапурского месторождения(они были опубликованы в сборниках трудов ученых ЗапСибНИГНИ).
Чувство юмора по отношению к себе и бывшим коллегам Арсений Савельевич сохранил до конца жизни. Вот что он писал Геннадию Михайловичу Шинкееву: "Мне скоро 90 лет. Наверное, надо подаваться в долгожители. Правда "волчатам" (так он называл тех, с кем начинал работать в Тюмени под руководством А.М, Волкова) что ничего страшного в этом нет. Пускай тоже подаются".
Труд А.С.Полушкина был высоко оценен государством. За время работы в Удмуртии он неоднократно получал денежные премию Это было как по линии Министерства нефтяной промышленности (в декабре 1955 года за пробуренную скважину № 2 на Вятской площади, в ноябре 1956 года за пробуренную скважину № 7 на Вятской площади), так Главного управления геологии и охраны недр при Совете Министров РСФСР за открытие новых месторождений нефти (в июле 1961 года) - как непосредственному и особо отличившемуся участнику в разведке и открытии Вятского месторождения нефти в Удмуртской АССР". Неоднократно награждался благодарностями и грамотами как на предприятиях, где работал, так и от .Министерства геологии СССР.
Полушкин активно участвовал в общественной жизни коллектива: он был членом народной дружины, возглавлял штаб гражданской обороны института.
В начале 1976 года Арсений Савельевич вышел на пенсию и уехал на постоянное место жительства в Псков (там жили его дети - сын и дочь). В этот период ему было 67 лет. По воспоминаниям его дочери Г.А. Дмитриевой Арсений Савельевич вполне мог еще работать по специальности - интерес к специальности не иссяк, здоровье, и умственные способности тоже были на высоте. Но… в Пскове нет нефтяных и газовых месторождений. Пришлось ВСЮ энергию перенести на семью. Ведь он был мужем, отцом, дедушкой. И не просто числился, а действительно реально и ощутимо заботился о своей СЕМЬЕ. Был настоящим Патриархом клана Полушкиных. Много читал, любил путешествовать. К сожалению, из работавших с Полушкиным в Удмуртии практически никого (кроме В.А.Любишева) никого в живых не осталось, а работающие пенсионеры в ЗапСибНИГНИ почти все хорошо помнят Арсения Савельевича - опытнейшего специалиста и замечательного человека, человека, который любые невзгоды творческого и жизненного порядка встречал спокойно, с юмором и самое главное - он сразу начинал искать пути их преодоления. Наверное, и прожил он столько лет (93 года) по этой причине.
А для Удмуртской республики он НАВСЕГДА останется Прометеем, "подарившим" ей нефть.
Источники:
Официальные архивы:
1. Архив КГУ. Личные дела студентов. Опись 1926-1952гг. Св.174.,ед.хр.8009.
2. Архив ТюмГНГУ. Приказы института ЗапСибНИГНИ по личному составу сотрудников за 1963-1974гг. Личная карточка ф.Т-2.
Неопубликованные источники:
3. В.А.Любишев Воспоминания о работе в Удмуртской геофизической экспедиции.
4. А.В.Рыльков Воспоминания о А.С.Полушкине.
5. Г.А.Дмитриева Воспоминания об отце.
См. также:
- История добычи нефти в Удмуртской Республике.
.kto82_8
Это самый первый мост в Ижевске, возведенный в черте города-завода, соединил Заречную часть с Нагорной. От моста обычно двигались революционные манифестации металлургов. На нем же был убит Апполон Cосулин - и соратник, и противник Ивана Пастухова.
ПодробнееSome quick example text to build on the card title and make up the bulk of the card's content.
Go somewhere