Кондукторы в ижевских трамваях появились одновременно с запуском первого маршрута. Водителей и кондукторов знали в лицо, с ними здоровались, при случае перекидывались словечком по-свойски». В 60-х Ижевск стал одним из первых в стране городов, где начали отказываться от кондукторов в трамваях. Причин тому было несколько, и главная из них – дефицит кадров, так как зарплаты в отрасли были ниже, чем на заводах. В вагонах маршрута №3 поставили металлические ящики, куда пассажиры бросали деньги. Никаких билетов при этом не было. Метод себя не оправдал: за проезд платили только самые честные горожане. Кроме того, нельзя было проконтролировать, все ли деньги из ящика попадают в кассу. Систему нужно было совершенствовать, и тогда на предприятии придумали кассы-копилки. Пассажир, оплачивая проезд, самостоятельно отрывал билет, причем деньги сначала попадали на открытый лоток для контроля, а затем в инкассаторскую сумку. Сумка автоматически захлопывалась, и доступа к деньгам не было. Затем эти сумки сдавали в кассу, где уже подсчитывалась выручка. Но и такой метод оплаты не был идеальным, так как пассажиры имели доступ к билетам, и недобросовестные горожане могли либо вообще не оплатить проезд, либо положить в сумку меньшую сумму. В итоге далеко не все билеты оказывались оплачены. По книге В. Беселева "Наш ижевский трамвай".
17 февраля 1972 года на заседании исполнительного комитета Ижевского городского Совета депутатов трудящихся Удмуртской АССР были рассмотрены итоги проведенного в г.Ижевске эксперимента по применению новых видов проездных билетов на трамвай и троллейбус. Было принято решение о широком распространении и продаже месячных проездных билетов и абонементов на трамвай и троллейбус в киосках отделения «Союзпечать», магазинах, столовых, предприятиях города. В качестве эксперимента долгосрочные проездные билеты стали стоить дешевле. Например, проездной на трамвай вместо 2 р. 40 коп. стал стоить 1 руб. 70 ком. Продажи таких билетов выросли на 25%. Предприятие стало получать средства в виде аванса и гарантированную оплату проезда пассажирам.
А с 1 июля 1972 года все кассы в городском электротранспорте заменили на компостеры – по четыре штуки в салоне. С их помощью нужно было пробивать купленные заранее билеты – абонементные талоны. Покупали их в киосках «Союзпечати», в магазинах, у водителей или в местах продажи проездных. «Зайцев» штрафовали сразу на 3 рубля. Для 80-х это была большая сумма: на нее семья могла жить неделю.
Компостер. Ижевск. СССР.
Абонементные талоны для проезда в общественном транспорте продавались в ларьках на улицах и там только и можно было купить разовые талоны поштучно. Водители продавали только "книжечками" (пачками) по 10 штук. Проездные на месяц и 2 недели тоже в таких киосках продавали, и ещё в "Союзпечати". В салоне их нужно было пробить компостером - "погасить". Талон, абонемент вставлялся в прорезь компостера, после этого нажимали педаль рукой. При этом несколько металлических штифтов пробивал в бумажном талоне несколько дырок.
За стеклом кабины водителя как правило находилась табличка с шифром, выбиваемым на билетах. Контролеры по соответствию этого шифра набору дырок на билете проверяли - в этом автобусе (трамвае троллейбусе) использован билет, или это другой (подобранный на улице выброшенный например). Шифры время от времени менялись.
Когда пассажиров в салоне было много, передавали талон и просили пробить его.
Улица Ленина 9 Ижевск. Фото конца 1980-х - начала 1990-х годов. Из коллекции С.Чекалкина. Трамвай №2 Tatra-T3. Остановка "Дом Обуви". Столб - весь заклеенный объявлениями. Ларёчек, продающий абонементы, талоны для проезда.
В 1997 году профессия кондуктора возродилась в автобусах, а в январе 1998 года – и в троллейбусах. Работники ИжГЭТ вспоминают, что тогда, 20 лет назад, из желающих устроиться на работу кондуктором выстраивались огромные очереди. Отбор был жестким: например, не брали слишком молодых. Обучение новичков длилось два дня.
2 февраля 1998 года кондукторы появились и в трамваях.
В 2010 году кое-что снова изменилось: в автобусах, а чуть позже и в троллейбусах и трамваях Ижевска появились терминалы для оплаты проезда. Это устройства, с помощью которых кондуктор отбивает билет, считывая деньги с транспортной карты пассажира или принимая наличные.
Трамвай КТМ-1. Кондукторы в ижевских трамваях. 1955 г.
Разворотное трамвайное кольцо у парка Кирова, первая половина 1950-х годов. Арки над входом в парк имени Кирова. Из книги "Наш ижевский трамвай. Следующая остановка..." автор Беселев В.И. Ижевск. СССР.
Кассы-копилки в ижевских трамваях.
См.также:
Маршрут №2, 3, 4, 5, 7, 10. Ижевский трамвай.
Маршрут №1, 8, 12, 13. Ижевский трамвай.
История развития транспорта в Удмуртии.
.
Это самый первый мост в Ижевске, возведенный в черте города-завода, соединил Заречную часть с Нагорной. От моста обычно двигались революционные манифестации металлургов. На нем же был убит Апполон Cосулин - и соратник, и противник Ивана Пастухова.
ПодробнееSome quick example text to build on the card title and make up the bulk of the card's content.
Go somewhere