Ижевский трамвай. История.

Автор: @vovd14 Всего просмотров: 1337

18 ноября 1935 года в 9 часов утра первый в истории Ижевска трамвай №1 вышел на улицы города. Управляла им Мария Ивановна Рязанова. Первые трамваи ходили в старом Ижевске редко, к тому же по единственному маршруту (маршрут №1 начинался от Ястребовского переулка и шел до переулка Вятского – сейчас это улица Кирова) по одной колее (разводные пути были только на остановках). По протяженности первый маршрут составлял 5 километров. Приходилось долго ждать, когда встречные трамваи уступят друг другу путь. А мальчишки, прильнув ухом к рельсам, оповещали о приближении трамвая. Трамваем не просто пользовались, им гордились. Водителей и кондукторов знали в лицо, с ними здоровались, при случае перекидывались словечком по-свойски. Очень быстро трамвай сделался органичной частью Ижевска, неотъемлемой его принадлежностью, хотя трамвайный парк насчитывал всего 5 вагонов.  Первый маршрут трамвая начинался от Воткинской линии (пер. Ястребовский) и шёл до пер.Вятского (ныне ул.Кирова). Линия на всём этом участке была однопутной с разъездом между ул.Советской и Труда (ныне ул.Ленина), общая протяжённость – 4,9 км.   Первые трамваи были деревянные поэтому когда вагон сходил с рельсов, кондуктор просил пассажиров поставить его обратно.

Трамвай Ижевск 1935 г.

Первый трамвай. Ижевск. 1930-е годы. НБ УР, ЦГА УР.

Вульф Исаакович Беселев, почетный работник транспорта России и Удмуртии, возглавлявший трамвайно-троллейбусное управление 42 года, в своей книге «Наш ижевский трамвай» рассказывает: «Появление нового вида транспорта стало для ижевчан подлинным праздником, крупным событием городской жизни. Трамваем не просто пользовались – им гордились. Водителей и кондукторов знали в лицо, с ними здоровались, при случае перекидывались словечком по-свойски».

Первый трамвай по улице К. Маркса от Вятского переулка до Воткинской ж/д линии. 18 ноября 1935 года.

К 1941 году были введены в эксплуатацию трамвайные пути на ул.Труда (ныне Ленина) и Орджоникидзе до Промышленной. На инвентаре уже значилось 19 трамвайных вагонов Мытищинского завода, в т.ч. прицепные. Был организован второй маршрут трамвая: ул.Кирова – ул.Промышленная. Все трамвайные пути были однопутные с разъездами.  Тариф за проезд, в зависимости от расстояния, был 10 и 20 копеек.

Трамвай на улице Карла Маркса (ранее называлась ул. Старой), большой каменный - дом связи (Главпочтамт) на Карла Маркса 206. В старом Ижевске кварталы этой улицы, как и соседних с нею, состояли, в основном, из крупных деревянных домов зажиточных ижевчан. Это самая старая трамвайная линия в Ижевске. Она была построена в 1935—1936 годах и первоначально была однопутной.

Улица Карла Маркса. Остановка Бородина, 1951 год. На месте дома № 213, который виден за трамваем, сейчас находится верхняя проходная Мотозавода. Фото из книги С.Селивановского. Ижевск.

До 1951 года линии ижевского трамвая были однопутными с разъездами. Строительство вторых путей позволило увеличить выпуск вагонов на линию, тем самым сократить интервалы движения на действующих маршрутах и открывать новые. В 1951 году проложены вторые пути по улице Карла Маркса от Советской до Кирова. Через семь лет, в 1958 году, построены вторые пути от Октябрьского переулка до Центра. В следующем, 1959 году, введено в эксплуатацию 4,4 км вторых путей на участках: от Воткинской линии до Октябрьского переулка, по улице Труда (ныне ул.Ленина) и улице Орджоникидзе до улицы Промышленной, от трамвайного депо №1 до улицы Пойма. Трамвайные линии от улицы Пойма до железнодорожного вокзала и улицы Московской, по улице Кирова в городок Металлургов и на Буммаш, по улице Труда (ул.Ленина) до Восточного посёлка и далее до улицы Тимирязева, а также линия до улицы Ворошилова строились уже двухпутными.

В 1955 году в Ижевск поступили два первых моторных вагона КТМ-1 (прицепной КТП-1). В линейной эксплуатации вагоны этой серии находились до середины 1960-х годов, пока не были вытеснены следующей разработкой завода - вагонами КТМ-2. Вагоны КТМ/КТП-1, в отличие от довоенных вагонов, не имели тележек. Колесные пары подвешивались непосредственно к раме кузова. Для приведения в действие тормозной системы трамвайного вагона, песочниц, дверей, стеклоочистителей и звонка водителя в трамваях КТМ/КТП-1 использовался сжатый воздух. Для подачи сжатого воздуха применялся компрессор с электрическим двигателем. Токосъем с контактного провода у вагонов КТМ-1 производился дуговым токоприемником — бугелем. 

Схема трамвайных маршрутов города Ижевска за 1960 год. Старые названия остановок, всего 2 маршрута: 1-й и 2-ой.

Старые названия остановок.

"Пушкинскую амбулаторию" впоследствии переименуют в "Речку Подборенку", а в первой половине 1980-х упразднят после нескольких крупных ДТП.

"РУ №3" — это ремесленное училище №3, ныне Промышленно-экономический колледж.

Остановка, называемая тут "Орджоникидзе" - это современная Краева. Нынешняя же Орджоникидзе появится позже, с 8 маршрутом.

Остановка "Волочаевская" сейчас называется "Международный университет", а сама улица с таким названием перестала существовать в 1980-е годы.

А вот остановка "Улица Коммунаров", получается, два года назад вернула себе историческое название.

2-я Подлесная теперь Зоопарк.

Остановка трамвая "Парк им. Кирова" 1965 год. Ижевск.

Трамвайные пути уже проложены в двух направлениях, пару лет назад в Ижевск прибыли новые трамваи КТМ/КТП-2 (на фото - остановка трамвая "Парк им. Кирова" 1965 год). Обратите внимание на уличные часы - такие же часы были в то время размещены и на других крупных перекрестках города. Ижевск.

 1 апреля 1965 года было введено в эксплуатацию трамвайное депо №2. Ижевск.

Трамвайное депо №2. Ижевск. 2018 г.

История трамвайных вагонов Татра Т3. В 1966 году Ижевск получил 10 вагонов типа Татра Т3. Успешное освоение первой партии вагонов позволило уже на следующий год получить ещё 30 трамваев. Благодаря беспрерывным поставкам новых вагонов, общее количество трамваев к 1973 году составило 170 единиц. Естественно, что массовое получение новых вагонов позволило более интенсивно вести работы по развитию трамвайных линий, одновременно развивая маршрутную сеть и уменьшать интервалы движения на существующих маршрутах. В 1965 году построено 8 км путей, в том числе трамвайный маршрут №2 продлён от завода им.Ленина (ПО "Редуктор") до ул.Тимирязева. На следующий, 1966 год, второй маршрут был продлён до жилого микрорайона "Буммаш". Тем самым маршрут №2 приобрёл уже знакомые нам очертания. В 1968 году было построено ещё 3,2 км путей, соединены маршруты №2 и №5 на улице Тимирязева.

Современный Ижевск (2013 год) имеет развитую систему общественного транспорта и транспортных коммуникаций. По объему пассажирских перевозок первое место в Ижевске принадлежит электротранспорту. На нем перевозится 52 процента пассажиров, на трамваях - 23 процента, доля троллейбусных перевозок составляет 29 процентов.

В 2014 году в Ижевск привезли Татры КТ4 с узкой колеей, оставленные от эксплуатации в Берлине. В Ижевске им провели рестайлинг и поставили усть-катавские оси. Трамваи были стандартного цвета берлинской транспортной компании. Там весь транспорт жёлтый.

В 2014 году в Ижевск привезли Татры КТ4 с узкой колеей.

2019. На балансе МУП "ИжГорЭлектроТранс" по состоянию на 1 июля 2019 года числится 210 трамваев. Каждый будний день из двух трамвайных депо на линию выходят 130 вагонов. Они обслуживают 11 маршрутов. Протяжённость трамвайных путей в Ижевске 75,6 км.

См.также: 

Маршрут №2, 3, 4, 5, 7, 10. Ижевский трамвай.

Маршрут №1, 8, 12, 13. Ижевский трамвай.

Кондукторы в ижевских трамваях. Компостеры.

Фотографии ижевских трамваев.

История развития транспорта в Удмуртии.

.

Card image cap
Долгий мост - первый мост через ИЖ. Нижний Узенький ныне Интернациональный переулок.

Это самый первый мост в Ижевске, возведенный в черте города-завода, соединил Заречную часть с Нагорной. От моста обычно двигались революционные манифестации металлургов. На нем же был убит Апполон Cосулин - и соратник, и противник Ивана Пастухова.

Подробнее
Card image cap
2 - Card title

Some quick example text to build on the card title and make up the bulk of the card's content.

Go somewhere