Основные характеристики
Заводских прудов Удмуртии.
Общий список памятников Ижевска.
Зыретэн табань (табани с зыретом).
Рецепт.
продукция ижевского, крицей, передельный, ижевский железоделательный завод,  гора благодать, гороблагодатский, рудник  на урале, Крица.
Село и пристань Гольяны.
Ижевские кавтанщики.
Промышленность XVIII века на территории Удмуртии.

Ижевский оружейный завод в Советское время.
Номерные заводы.

Купцы Удмуртии.
Список предпринимателей (фабрикантов) удмуртии (династии Камско-Вятского региона), список торговых домов.

 гора благодать, гороблагодатский, рудник  на урале
Рудник в окрестностях горы Благодать на урале. В XVIII-XIX вв ижевский и воткинский заводы работали на привозном гороблагодатском чугуне.
Молотовой цех Ижевского завода.
Молотовой цех
Крица. Ижевский завод.
Крица.
Люди связанные с историей Удмуртии.
Оружие Ижевского оруженого завода.
(список)
Фабрикант-оружйник
Евдокимов А Н
Фабрикант-оружейник
Петров В И
Обзор частных фабрик ижевского охотничьего оружия.
СИМВОЛ  ГОРОДА   ИЖЕВСКА
Оружие Ижевска.
Фото, характеристики.
История Воткинского завода .
Номерный завод №235.

История  улиц Ижевска(список).
Завод №524
Ижевский мотозавод.

Ижевский
Старинный  фольклор.
молот, приводился в действие с помощью воды
Ижевское железо XVIII.
Первая специализация Ижевска.
Строительство Ижевского завода.

   Что за продукция определяла лицо Ижевского завода? Это видно из его названия: железоделательный, железо кованный или железный. Был он передельный. Первую выплавку из железной руды - чугун - отжимкой под кричными молотами и перекалкой "переделывали" в сталь (в быту просто железо).
   Начиналось рождение ижевского железа у Благодати, где плавили пудовые болванки первосортного чугуна, грузили в коломенки. Огромные приземистые баржи, бравшие до 12 тысяч пудов, плыли по Чусовой и Каме до Гольян. Чугун переваливали в телеги, и в телегах везли через увалы в Ижевский завод. Чугун и уголь смешивали в двух бревенчатых фабриках, стоявших на одном водоводе. Водяные колеса через систему рычагов гоняли поршень в цилиндрических мехах. Бруски калили в горнах, затем рубили мельче, снова бросали на огонь, смешав на сей раз с древесным углем и шлаком. От постоянного дутья мехов уголь занимался все жарче, и чугун спекался. Горновой месил двенадцати пудовую, пышущую жаром, слепящую массу длинным ломом. На него налипал мягкий металл. Так постепенно вырастала свежая глыба вываренного из чугуна железа. Раскаленный ком, называемый крицей, подмастерья волокли под кричный водяной молот. Там уже после ряда отжимок и поковок рождалось полосковое, брусковое или листовое железо.
   Из первоначальной массы чугуна получали около двух третей ковкого железа. Остальная часть уходила в шлаки. Для производства железа требовалось огромное количество древесного угля. Чтобы получить его, ежегодно вырубалось около 3 тысяч гектаров леса.
   В лучшие годы Ижевский завод вывозил в Гольяны до двухсот тысяч пудов железа. Прибывший сюда в конце XVIII века академик Иван Герман перечислял ижевскую индустриальную мощь : "11 горнов, 14 полу горнов, 20 молотов, из коих 16 беспрестанно действуют, а 4 запасных. Весом кричные молота и для дела якорей до 18, а колотушечные от 2 до 8 пудов." В 1850 году сорок колёс работали на оружейное производство и семнадцать - на кричное. Диаметр наливных колес увеличился до семи метров. Усилие от окованных железом, смазываемых дегтем валов передавалось на добрую сотню метров в кузни, пильни и шустовальны при помощи канатов. Впоследствии канатная тяга была заменена ременной передачей. Мощности водяных двигателей достигала тогда двадцати лошадиных сил.
   Ковка из чугуна железа - первая специализация Ижевска.
   Из полученного железа наши предки ковали якоря и различную мелочь по нарядам Адмиралтейской коллегии. Якоря испытывали на прочность особым способом. Якорь весом от 60 до 250 пудов с помощью ручных воротов поднимали на высоту 8-10 метров и бросали на камни. Если якорь не получал заметных трещин или изгибов, на нём ставилась проба мастера, из которой можно было узнать, где и кем изготовлена вещь. Не прошедшие испытания якоря исправлялись за счет мастеров.
Вторая специализация - Ижевский оружейный завод.


   IZarticle                |   IZ-article.ru  |   А Блог  |  Турецкий язык   |  Статьи о Турции  |
    На рисунках показано молотовая мастерская. Мы видим водяные колеса, приводившие в движение подкидные и хвостовые молоты и горновые мехи. Путем последовательных ударов крица (слиток) обжималась до нужных размеров. Количество у ударов за один оборот вала определялось числом насаженных зубцов (3-5-8-15). Любопытно, что все оборудование, за исключением наконечника и наковальни, было сделано из дерева.
    Самой трудной работой, требовавшей большой физической силы и особой сноровки, была обжимка крицы. Надо было беспрерывно поворачивать железную глыбу в 10 —12 пудов и успевать за ударами молота. Обжатая и вытянутая крица разрезалась на части. Их снова разогревали и расплющивали, вытягивая в листовое, полосовое и четырехгранное железо.

    По техническим условиям того времени товарный «откованный» прокат должен быть гладким, без пленок, без следов удара молотом, без изгибов и длиной в пределах до 4 метров. Для проверки качества кусок металла с силой бросали на наковальню и шесть раз изгибали в разные стороны. Высокое качество железа, изготовляемого на уральских заводах, в том числе и на Ижевском, было общепризнано. Как отмечалось в печати, «уральское железо «Старый соболь» могло лежать 100 лет и не ржаветь» (из письма русского консула с острова Корфу в местный департамент).