Сарапульский электрогенераторный завод. (ЭКЗ) Завод № 284.
История Сарапульского электрогенераторного завода началась с Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 декабря 1939г. «О строительстве в г.Сарапул завода № 284 по производству авиационных самопусков и компрессоров». В 1941 году строительство первой очереди главного корпуса было в основном закончено. Однако, война внесла свои коррективы. В мае 1942 года на промплощадку прибывают рабочие и оборудование московского завода им. Лепсе. Основной продукцией предприятия стали авиационные генераторы и коробки регулирования.
Первые электрические генераторы для самолетов фронтовой авиации ПЕ-2 Сарапульский электрогенераторный завод выпустил уже в августе 1942 года. За период войны фронту было поставлено 31244 комплекта системы генерирования на 10622 боевые машины.
В последующие годы номенклатура продукции и производственная база завода постоянно росли. Завод осваивал до 20 новых изделий и систем ежегодно. Развитие авиационной техники требовало освоения самых современных конструкций и технологий. Завод участвовал в создании Ту-4, Ту-104, Ту-144, Ту-154, МиГ-21, МиГ-25, Су-7Б, Ил-18, Ан-124, Ми-26.
В настоящее время в номенклатуру выпускаемого авиационного электрооборудования входят синхронные электрические генераторы с воздушной и жидкостной системами охлаждения, статические и электромашинные преобразователи, электронные системы регулирования и защиты сетей электропитания, светотехнические устройства и блоки управления ими. Сейчас завод поставляет свою продукцию всем головным авиастроительным предприятиям, участвуя в создании самолетов: Ан-32, Ан-74, Ан-140, Ан-148, Бе-200, Ил-76, Ил-96-300, Ил-114, МиГ-29, МиГ-31, Су-27, Су-30, Су-34,Ту-204, Ту-214, Ту-160, вертолетов: Ми-17, -24, -26, -38, Ка-226, 32, Ка-50.
После окончания войны завод стал родоначальником отечественного производства электрокар.
Основная продукция завода – бортовые системы генерирования электропитания, управления и защиты электрических сетей, бортовая светотехника для всех типов отечественных самолётов и вертолётов. Впоследствии к производству систем генерирования добавились светотехника и двигательная автоматика, рулевые приводы для стратегических ракет, системы управления пуском ракетно зенитных комплексов противовоздушной обороны С-300 и Тор1М.
Название завода менялось несколько раз:
- Строительство завода № 284 (август 1940 г. - сентябрь 1941 г.),
- Завод № 284 (сентябрь 1941 г. - 1959 г.),
- Сарапульский электрогенераторный завод (январь 1960 г. - август 1982 г.),
- Сарапульское электрогенераторное производственное объединение (август 1982 г. до приватизации)
- ОАО "Сарапульский электрогенераторный завод"
Предприятием в разное время управляли:
- Чистяков Иван Иванович (с 1944 года)
- Левиатов Юлий Георгиевич
- Сторонкин Евгений Петрович
- Мусинов Сергей Васильевич