Кедра Митрей
Корепанов Дмитрий Иванович, 1892-1949.
Основоположник удмуртской прозы, драматург, публицист, педагог, поэт, переводчик, литературовед Кедра Митрей (Дмитрий Иванович Корепанов) родился 28 сенгября 1892 г. в семье крестьянина в с. Игра. В 1904 г. с отличием окончил Игринскую церковно- приходскую школу, в 1907 г. - двухклассное училище в с. Зура. Осенью того же года Кедра Митрей поступил в Казанскую инородческую учительскую семинарию. Здесь совместно с Михаилом Прокопьевым издавал конспиративный рукописный журнал "Сандал" ("Наковальня"), Из-за конфликта с законоучителем и активно проявленный атеизм Д. Корепанов был уволен из семинарии.
В поисках работы Кедра Митрей побывал в Ижевске, Сарапуле, Казани, Перми, Глазове, собирая образцы устной поэзии удмуртов. В 1913 г. сдал экзамены на учителя, а с февраля 1914 г. начал учительствовать в деревне Кулаки Сарапульского уезда. Тем временем шла активная творческая учёба будущего писателя у Пушкина, Мицкевича, Шекспира, Некрасова, Достоевского, Толстого, Горького, у первого удмуртского писателя Г. Верещагина, что идейно и художественно отразилось в его национальном сознании, а также первых поэтических и драматических опытах. В июле 1914 г. Кедра Митрей призван в армию и отправлен в Благовещенск. Там в 1915 г. вышла в свет его трагедия "Эш-Тэрек", в основу которой положена народная легенда, записанная им и опубликованная в петербургской газете "Столичные отзвуки" в 1911 г. В центре её - характер властолюбивого героя, его честолюбивые планы стать т?ро (предводителем). Осталась неопубликованной при жизни (за исключением фрагментов) написанная им в 1912 г. автобиографическая повесть "Дитя больного века", один из первых литературно-художественных памятников удмурт- ской художественной словесности.
В годы гражданской войны Кедра Митрей находился в Иркутске, принимал участие в партизанском движении в Сибири, был в плену у колчаковцев.
В 1920 г. писатель возвратился на родину, в 1922 г. вступил в партию большевиков. В течение трёх лет возглавлял отдел народного образования в Зуре и Дебёсах. С 1923 по 1928 гг. Кедра Митрей работал в редакции газеты "Гудыри" сначала литературным сотрудником, затем - редактором.
Кедра Митрей находился у истоков становления удмуртской литературы. 1920 - начало 1930-х гг. были творчески плодотворными для писателя. Он переработал и переиздал трагедию "Эш-Тэрек", создал вторую часть драматической трилогии "Идна-батыр", посвящённую взаимоотношениям удмуртов и марийцев в XIV в., пытаясь осмыслить место и роль удмуртов в историческом процессе, решить проблему взаимоотношений финно-угорских (удмуртов и марийцев) народов. Эти же проблемы волновали писателя, когда он создавал сначала первый вариант историко-революционной повести-хроники "Вуж гурт" ("Старая деревня", 1926), затем - литературно-худо- жественную повесть "Зурка Вужгурт" ("Содрогается Вужгурт", 1936), посвящённую событиям 1904-1920 гг., в центре которых молодой человек, удмурт Далко Семон - один из первых положительных героев удмуртской прозы, воплотивший типические черты национального характера.
В эти годы были написаны многочисленные публицистические статьи по разнообразным общественно-политическим и культурным вопросам, а также очерки и рассказы.
В 1926 г. вышел первый сборник рассказов Кедра Митрея "Пилем улысь шунды шоры" ("Из-за туч на сол- нышко"), в который наряду с рассказами вошли пьесы "Обокат" ("Адвокат"), "Калгись" ("Странствующий") и стихи. Главное в них созидание новых форм деревенской жизни, быта, просвещения и т. д. Теме гражданской войны посвящены рассказы "Ш?ртчи Ондрей" ("Храбрый Андрей"), "Чут Макар" ("Хромой Макар"), Писал Кедра Митрей и рассказы для детей, один из них "Сурсву" ("Березовый сок") стал хрестоматийным.
В 1928 г. Кедра Митрей опубликовал - первую в удмуртской поэзии историческую поэму "Юбер батар". События, описанные в ней, относятся к начальному периоду присоединения Удмуртии к России. Поэма не свободна от идеализации прошлого, приукрашивания личных качеств вождей удмуртских родов Идны, Юбера, тем не менее она заметное явление в эпической исторической поэзии.
В 1929 г. Кедра Митрей издал "Секыт зöбет" ("Тяжкое иго"), первый роман в удмуртской литературе. В 1932 г. он опубликован на русском языке в переводе автора в Москве в издательстве "Художественная литература". Непреходяще историко-литературное значение романа: в нем изображен процесс становления характера народного мстителя в конце XVIII - начале XIX вв. в период христианизации удмуртов. Роман Кедра Митрея закладывал в удмуртской прозе основы исторического, социально-бытового эпического жанра, утверждая традиции в изображении глубинных сторон народной жизни, позднее воспринятые М. Коноваловым, Г. Медведевым, Т. Архиповым, Г. Красильниковым, Г. Перевощиковым, О. Четкарёвым и др.
Кедра Митрей вёл большую научную и собирательскую работу, участвовал в фольклорных и лингвистических экспедициях. В его архиве хранится более 40 статей, посвящённых проблемам становления литературного языка (участвовал в дискуссиях), а также истории развития музыкального творчества.
В 1928 г. Кедра Митрей был делегатом Всесоюзного съезда пролетарских писателей в Москве, в 1934 г. - делегатом Первого съезда писателей СССР, вместе с Г. Медведевым, М. Коноваловым был принят А.М. Горьким.
Кедра Митрей - один из самых образованных удмуртских писателей своего времени. В начале 1930-х гг. он поступил в аспирантуру Коммунистического университета народов Востока в Москве, которую успешно окончил. Будучи доцентом, заведовал кафедрой литературы и языка Удмуртского педагогического института, сектором литературы и языка в УдНИИ. Член Союза писателей СССР с 1934 г. Кедра Митрей был председателем Союза писателей республики до 1937 г.
Жизнь Кедра Митрея, как человека, писателя и мыслителя, знатока многообразных областей человеческого духа, была преодолением общественно-политических, бытовых обстоятельств, чуждых ему нравственных принципов.
В диапазоне творческих интересов Кедра Митрея была и переводческая работа. Он перевёл на родной язык первую книгу романа "Бруски" Ф. Панфёрова, начинал переводить "Капитал" К. Маркса, переводил "Историю ВКП(б)" и т. д.
В 1937 г. Кедра Митрей был незаслуженно репрессирован, в 1946 г. освобождён, в 1948 г. снова репрессирован. Умер 11 ноября 1949 г. в ссылке, в селе Чумаково Михайловского района Новосибирской области.
Более четверти века Кедра Митрей честно и самоотверженно служил своему народу, развитию национальной духовной культуры.
В республике (в Ижевске, Игре) широко отмечены юбилеи Кедра Митрея: 90-, 100-, 110-летие со дня его рождения. В 1991 г. на родине писателя, в Игре, установлен памятник, открыты музейные уголки в школах Игринского района.
В 1992 г. в связи со 100-летием писателя вышел специальный выпуск "Литературная Удмуртия", посвящённый ему.
В 2003 г. в связи со 110-летием со дня рождения опубликована книга памяти о Кедра Митрее "Опалённый подвиг батыра", презентация которой успешно прошла 16 сентября 2003 г. в Игре, 15 декабря - в Москве.
Творчество классика удмуртской литературы Кедра Митрея находится в центре внимания удмуртских, русских и зарубежных исследователей.