Авиационная пушка Березина Б-20
Калибр,мм - 20
Длина общая,мм - 1240
Длина ствола,мм - 700
Масса,кг - 25,0
Темп стрельбы, выстр.\мин. - 800
В 1944 году Березин М.Е. на базе своего пулемета УБ создал 20-мм пушку под патрон пушки ШВАК, которая получила наименование Б-20. Удачная компоновка пулемета УБ позволила сделать это без каких-либо конструктивных изменений - простой заменой ствола. В результате вес пушки незначительно отличался от веса пулемета УБ. По своим весогабаритным характеристикам она не только превосходила все зарубежные аналоги, но даже и некоторые пулеметы. Так, широко распространенный 12,7-мм пулемет «Браунинг М3» был тяжелее на 8 кг.
В октябре 1944 г. на Ижевском машиностроительном заводе начался выпуск малокалиберной авиационной пушки М.Е. Березина Б-20. Ижевский машзавод выпускал Б-20 до 1949 г.
Пушка выпускалась в трех вариантах: синхронном, крыльевом и турельном. После окончания ВОВ турельный вариант Б-20 устанавливался в оборонительных огневых точках первого советского стратегического бомбардировщика Ту-4.
В 1944-1945 гг на Ижевском машзаводе было изготовлено более 9 тысяч пушек Б-20 всех вариантов.
В 1944 году изготовлено 2275 пушек, в 1945г. - 7240, в 1946г. - 440, в 1947г. - 780, в 1948г. - 1686, в 1949г. - 2931. На этом их производство прекратилось.
Пушка устанавливалась на самолетах Ил-2, Як-1, Як-ЗП, Як-76, Лагг-3, Ла-5, Ла-7, Ту-2, Ил-10.
Пушка Б-20 с длинным стволом устанавливалась на неподвижных установках (ею заменяли ШВАК).
Пушка Б-20 с коротким стволом в подвижных установках (ею заменяли УБТ-12,7).
Б-20, Б-20, Б-20-Э, пушка Березина
В январе 1947 г. в производство Ижевского машзавода запустили электрифицированную пушку Б-20-Э - для оборонительных огневых точек первого советского стратегического бомбардировщика Б-4 (Ту-4). От ранее изготавливавшейся на заводе пушки Б-20 электрифицированная пушка отличалась наличием агрегата электроспуска с новым спусковым механизмом. В электроспуск был вмонтирован датчик, который контролировал готовность пушки к стрельбе, обеспечивал работу счетчика патронов и в случае появления задержки в работе автоматики передавал импульс на реле автоматики перезарядки. Большинство деталей пушки Б-20-Э были унифицированы с ранее изготавливавшейся заводом пушкой Б-20.
Эффективность действия авиационных пушек в Великой Отечественной войне оценивалась по-разному. При действии по наземным объектам эффективность каждого типа пушки определяется характером цели. Так, при стрельбе по открыто расположенным живым целям действие 7,62-мм пули мало отличалось от действия 20-мм или 37-мм снаряда, т. к. их осколочное действие очень слабо и для поражения личного состава противника требовалось прямое попадание. При стрельбе же по автомобилям, железнодорожным станциям и небольшим плавсредствам пулеметы калибра 7,62 мм и 12,7 мм являлись неэффективными. Действие авиационных пушек резко возрастало с увеличением калибра и веса снаряда. Здесь как раз были нужны пушки калибра 37 мм и более.
Именно поэтому, параллельно тульским разработкам, в ОКБ-16 (Москва) велись работы по проектированию авиавооружения крупного калибра. В 1942 г. коллективом конструкторов ОКБ (А. Нудельманом, А. Сурановым, Г. Жирных, В. Неменовым, С. Луниным, М. Бундиным) была разработана авиационная пушка системы Нудельмана -Суранова.