Строительство дороги Ижевск - Балезино.

Автор: @vovd14 Всего просмотров: 1337

Технические изыскания для постройки железнодорожной линии Ижевск-Глазов начались еще в 1931 года.

12 октября 1941 года народный комиссариат путей сообщения (НКПС) принимает вариант выхода на Балезино, утверждает основные показатели проекта. Кадровые рабочие-строители – вышли на разметку трассы будущей дороги сразу же после принятия постановления о строительстве (25 декабря 1941г.), а уже весной 1942-го года начались работы по строительству путей: вырубка леса, а затем и земляные работы, объемом в 3 миллиона кубометров земли.

Железнодорожная линия Ижевск - Балезино протяжённостью 146 км построена в годы Великой Отечественной войны (1941-1943). Она стала примером трудового героизма жителей Удмуртии, в первую очередь колхозного крестьянства. Эта линия связала Урал, Сибирь и Север.

Дорога Ижевск-Балезино была разбита на участки по числу районов республики. Каждый район предоставлял людей и лошадей. Подростки тоже участвовали в этой стройке.

Почти сорок тысяч подростков и пожилых людей работали почти голыми руками, и днём, и ночью, практически без перерывов, построили дорогу, которая кратчайшим путём соединила Пермскую и Казанскую магистрали и улучшила снабжение фронта боевой техникой и продовольствием. В числе строителей дороги, награждённых орденом Ленина, была и 16-летняя Сабурова М. из деревни Доронята Кезского района.

Труднейшим местом при строительстве дороги стал Кекоранский перевал. Здесь более десятка тысяч людей вгрызались в землю, рвали ее аммоналом, сюда даже был направлен единственный имеющийся экскаватор. На отдельных участках высота насыпей достигала 22 метров, глубина выемок достигала 22 метров.

Летом 1942 года на строительстве ежедневно трудились 24 000 пеших и 7 500 конных колхозников.

27 января 1943 года по новой дороге уже было открыто рабочее движение. Станций на ней пока еще не было, вместо них стояли обычные теплушки. В январе 1944 года линия Ижевск - Балезино принимается во временную эксплуатацию, а 9 февраля 1945 года – в постоянную.

Эти 146 километров пути, построенного подростками, женщинами и стариками практически за год, стали настоящим подвигом.

В 1943-1944 гг. по линии Ижевск-Балезино было перевезено более 1 млн. 600 тыс. тонн различных грузов для оборонных предприятий.

Строительство дороги Ижевск Балезино.

Работы на Шарканской выемке Кекоранского хода железной дороги Ижевск-Балезино. 1944 г.

Секретарь Удмуртского обкома ВКП(б) Чекинов А.П. забивает последний костыль перед открытием сквозного движения по железнодорожной линии Ижевск-Балезино. 27 января 1943 г.

Колхозники Ярского района, разрабатывавшие выемку у ст.Пастухова. 1942-43 гг

Выгрузка балласта на строительстве железной дороги Ижевск-Балезино.

Кекоранский перевал железнодорожной линии Ижевск - Балезино, построенной в годы Великой Отечественной войны. Фото 2017 год.

Строительство железной дороги на Кекоранском перевале . Железнодорожная линия Ижевск - Балезино.

.izh_balez_6

Card image cap
Долгий мост - первый мост через ИЖ. Нижний Узенький ныне Интернациональный переулок.

Это самый первый мост в Ижевске, возведенный в черте города-завода, соединил Заречную часть с Нагорной. От моста обычно двигались революционные манифестации металлургов. На нем же был убит Апполон Cосулин - и соратник, и противник Ивана Пастухова.

Подробнее
Card image cap
2 - Card title

Some quick example text to build on the card title and make up the bulk of the card's content.

Go somewhere