Ижевск - Родина отечественных мотоциклов.

Автор: @vovd14 Всего просмотров: 1337

Работа по созданию советских мотоциклов в Ижевске началась на Ижевском заводе (мотозавод) в 1928 г.  

Документы тех лет, газетные публикации свидетельствуют о том, что инициатива энтузиастов автомобиле- и мотоциклостроения имела поддержку как на месте, так и в центральных органах. «В связи с решением облисполкома о строительстве в Ижевске автомобильно - мотоциклетного завода, — писала 15 апреля 1932 года газета «Ижевская правда», — при ОСНХ (областном сонете народного хозяйства) организуются опытные мастерские, которые к 1 августа должны будут дать 10 пробных мотоциклов и 10 автомашин. Внимание всей общественности должно быть сосредоточено на соблюдении сроков выпуска этих машин и особенно на качестве их, ибо этим самым на Всесоюзном автопробеге решится вопрос, можно ли дать Ижевску такое ответственное строительство...»

23 апреля 1932 года президиум Центрального совета общества Автодор принял постановление, в котором говорилось:

«1. Всемерно приветствовать и поддержать инициативу, проявленную советскими и общественными организациями Удмуртской автономной области в деле постройки опытного мотоциклетного завода в г. Ижевске.

2.    Войти в НКТП (НКТП — Народный комиссариат тяжелой промышленности) и СНК СССР с просьбой санкционировать постройку этого завода и обеспечить его необходимыми средствами, сырьем и полуфабрикатами.

3.    Для немедленного развертывания работ по постройке завода отпустить Удмуртскому облисполкому из средств ЦС Автодор 275 тыс. руб.

4.    Принять шефство над Ижевским опытным мотозаводом и присвоить ему имя Всесоюзного общества Автодор».

А уже через год, 1 мая 1933 года, та же газета «Ижевская правда» сообщила: «Пролетарии Ижевска празднуют еще одну победу — пуск механического цеха первого в СССР мотозавода».

Пусть и небольшим по нынешним меркам был тот цех, но поражают сроки его строительства — всего одни год! Таким был в то кипучее время темп жизни. И история создания ижевских мотоциклов дает немало тому примеров. Попробуем вспомнить наиболее яркие из них.

Инженеру П. В. Можарову и его сподвижникам понадобилось всего восемь месяцев, чтобы разработать пять моделей мотоциклов. Сутками не выходили они из мастерской, сложные детали изготавливали прямо но эскизам, многое делали своими руками, потому что это было их детищем. Что двигало ими? Энтузиазм первой пятилетки или желание быстрее осуществить заветную инженерную мечту? Или срочное задание правительства? Скорее всего, и то, и другое, и третье.

Вот что вспоминает И. И. Чекмарев, который стоял у истоков мотоциклостроения в Ижевске, а затем был первым директором мотозавода: «В начале 1928 года Ижевскому оружейному производству, входившему в состав Ижстальзавода, было поручено начать подготовку к освоению мотоциклов. Вскоре я был назначен заместителем директора завода по выпуску этой продукции. В нашей стране в то время не было опыта производства мотоциклов, поэтому конструкторы завода не имели практики в этом деле. Начинать приходилось па пустом месте.

На заводе срочно было организовано конструкторское бюро по проектированию мотоциклов. Руководил этим бюро П. Можаров. В состав ведущих конструкторов входили Л. Владимиров, К. Лутс, Д. Гроссман, С. Кульпин, П. Щукин, Д. Зебзеев и другие. К новому делу привлекли наиболее квалифицированных рабочих. Особенно выделялась среди них бригада Иосифа Шадрина, которая собирала первые ижевские мотоциклы.

В Германии были куплены образцы изделий лучших мотоциклетных фирм. Конструкторы взялись за изучение этих машин и стали работать над созданием типа мотоцикла, который бы отличался от всех заграничных марок».

Попытки создать отечественный мотоцикл делались и до Можарова. Так, в 1924 году московский инженер П. И. Львов сконструировал 500-кубовый «Союз» с задней пружинной подвеской. Но дело тогда развития не получило. Понадобилось еще пять лет, чтобы вплотную подойти к рождению мотоциклетного производства в стране.

Дата выпуска первого ижевского мотоцикла «ИЖ-1» четко обозначена в документах заводской истории. 17 ноября 1929 года он под восторженные возгласы собравшихся выкатил из ворот Ижстальзавода. Эта уникальная машина, установленная в наши дни в музее объединения «Ижмаш», была по тем временам довольна прогрессивной — имела четырехтактный двухцилиндровый 24-сильный двигатель с рабочим объемом в 1200 кубических сантиметров, штампованную раму, задняя часть, которой использовалась в качестве глушителя, а также карданную передачу, считавшуюся тогда смелым техническим решением. На своем первенце конструкторы применили взаимозаменяемые колеса. Без коляски мотоцикл весил 300 килограммов, но особенно громоздким не казался, так как был сконструирован очень рационально.

За 8 месяцев группа, которой руководил Можаров, собрали и спроектировали 5 различных моделей (ИЖ-1, ИЖ-2, ИЖ-3, ИЖ-4, ИЖ-5) мотоциклов. ИЖ-2 отличался вентилятором для охлаждения двигателя и приводом на колесо коляски. ИЖ-3 имел двухцилиндровый V-образный 750 - кубовый двигатель, коленчатый вал которого был расположен поперечно, а привод на заднее колесо осуществлялся цепью, работавшей в герметично закрытом корпусе кожуха, заполненном маслом. ИЖ-4, самый легкий, отличался одноцилиндровым двухтактным двигателем "Шток" и приводом на заднее колесо карданным валом. В модели ИЖ-5, прозванной "композиция", был применен агрегат 500 - кубового мотоцикла "Неандлер", но с оригинальной передней вилкой и измененной рамой.

Карданный вал, штампованная рама, выпуск отработавших газов через внутреннюю полость рамы, герметичный кожух защиты главной передачи и другие конструктивные элементы, выполненные на первых Ижевских мотоциклах, в зарубежных моделях появились значительно позднее.

17 сентября 1929 года Можаров Петр Владимирович сам впервые выехал на ИЖ- за пределы Ижевска. Это был громоздкий мотоцикл весом в 300 кг. Но это был первый мотоцикл отечественной конструкции, причем очень надежный в поездках по неблагоустроенным грунтовым дорогам.  

В сентябре 1929 года 4 мотоцикла ИЖ-1 участвовали в 25-дневном испытательном мотопробеге по маршруту Москва-Ленинград-Харьков-Москва 4000 км.

На вновь организованном мотопроизводстве на Ижевском машиностроительном заводе в 1932 году выпускались мотоциклы ИЖ-7, ИЖ-8, ИЖ-9 и ИЖ-12. Во время Великой Отечественной войны производство мотоциклов было временно прекращено, а уже в 1946 году был начат массовый выпуск модели ИЖ-350. С 1946 по 1951 год было выпущено 108400 мотоциклов.

В 1950 году был освоен выпуск мотоцикла ИЖ-49.  

В 1955 году было образовано специальное конструкторское бюро. Им разработана новая модель мотоцикла ИЖ-56. Часть мотоциклов модели ИЖ-49 и ИЖ-56 выпускались с боковыми прицепами.  

В 1961 году появился новый мотоцикл ИЖ-Юпитер с двухцилиндровым двигателем мощностью 18 л.с., предназначенный для эксплуатации как с боковым прицепом, так и без него. А уже в следующем году завод приступил к выпуску мотоциклов ИЖ-Планета. Экипажные части мотоциклов ИЖ-П и ИЖ-Ю унифицированы, введено легкосъемное седло, объединенное с задним грязевым щитком, инерционный воздухоочиститель заменен контактно-масляным. Подрессорный передний щиток улучшил проходимость бокового прицепа за счет увеличения объема кузова и откидного ветрового стекла.

С 1966 года было начато производство новых моделей ИЖ-П2 и ИЖ-Ю2. Обе модели явились дальнейшим усовершенствованием предыдущих. Мощность двигателей увеличена у ИЖ-П2 до 15,5 л.с., у ИЖ-Ю2 - до 19 л.с. Применение разборных глушителей создало удобство для ухода и обслуживания, а внедрение литых ступиц и тормозных колодок сократило тормозной путь. За счет применения колес с шинами 3,5-18, вместо 3,25-19, улучшена комфортабельность и проходимость мотоцикла. Модель ИЖ-Ю2 также выпускалась с боковым прицепом.

В 1971 году освоены новые модели мотоциклов ИЖ-Планета-3 и ИЖ-Юпитер-3. В конструкции этих мотоциклов, с целью унификации, сохранены некоторые узлы прежних моделей, хорошо зарекомендовавшие себя в процессе длительной эксплуатации. За счет изменения формы бензобака, грязевых щитков, инструментальных ящиков мотоциклы приобрели красивый внешний вид.  Впервые мотоциклы оснащены световыми указателями поворота. Высокий полуспортивный руль обеспечил удобную посадку водителю и снизил его утомляемость. Мощность двигателя мотоцикла ИЖ-П3 возросла до 18 л.с., а мощность двигателя ИЖ-Ю3 - до 25 л.с.  19-дюймовые колеса уступили место 18-дюймовым.

Боковой прицеп  БП-1, предназначенный для мотоцикла ИЖ-Ю3, отличался не только внешним видом, но и конструкцией. Вместо торсионной подвески колеса установлена маятниковая подвеска с гидравлическим тормозом с приводом от рычага ножного тормоза мотоцикла. Для удобства посадки пассажира передняя часть капота кузова сделана выдвижной.

На модернизированных моделях ИЖ-Юпитер 3-01 и Иж-Планета 3-01 введен ряд новшеств, направленных на улучшение эксплуатации и повышение активной и пассивной безопасности.

На мотоциклы с боковым прицепом устанавливаются стояночный тормоз, расположенный в зоне рычага ножного тормоза. Для постановки мотоцикла на стоянку необходимо нажать на рычаг ножного тормоза и повернуть по часовой стрелке до упора рычаг стояночного тормоза.

Рукоятка управления дросселем катушечного типа, вместо ползунковой, уменьшает угол поворота руки до полного открытия дросселя.

На рулевой колонке устанавливается противоугонное устройство с замком, позволяющее фиксировать рулевую колонку при повернутом вправо руле.

Безопасность езды повышается за счет: введения защищенных дуг, закрепленных на передней трубе рамы; зеркала заднего вида, смонтированного на руле слева; откидывающихся подножек пассажира; резиновых шариков на концах рычагов тормоза и сцепления на руле.

В кронштейне рычага ручного тормоза установлен включатель стоп - сигнала и при нажатии на рычаг загорается лампа стоп - сигнала в заднем фонаре.

Передний щиток так называемого циркульного типа имеет конструкцию крепления, позволяющую регулировать зазор между щитком и шиной в зависимости от дорожных условий.

Для облегчения установки мотоцикла на центральную подставку служит боковая ручка (с левой стороны над амортизатором).

В семидесятых годах освоен выпуск оригинального, лишенного унификации с рядовыми моделями мотоцикла ИЖ-Планета-Спорт. Одноцилиндровый двухтактный короткоходный двигатель с пятиканальной продувкой имел мощность 30-32 л.с. в зависимости от комплектации карбюратором и свечей зажигания. Вместо цепи моторной передачи - косозубые шестерни. Некоторые образцы мотоциклов комплектовались системой раздельной смазки. Термообработанная рама из легированной стали, бесштоковая телескопическая вилка, задние амортизаторы с регулировкой предварительного поджатия пружины, 12 - вольтовая система электрооборудования.  

Со временем некоторые агрегаты с ИЖ-ПС были применены на мотоциклах Юпитер и Планета (передние щитки, амортизаторы, 12-вольтная система электрооборудования и др.).

С 1987 года начался выпуск мотоциклов ИЖ7.107-010 (Планета 5), ИЖ7.108-010 (Планета 5К) с боковым прицепом, ИЖ6.113-01 (Юпитер 5-01), ИЖ6.114-01 (Юпитер 5К-01), оборудованных модернизированными двухтактными двигателями. Эти модели имеют ряд усовершенствований. Двенадцативольтная система электрооборудования с генератором мощностью 140 Вт обеспечивает отечественные и международные нормы освещенности полотна дороги и яркости светосигнальных приборов. Фара типа “Европейский луч” исключает слепящее воздействие пучка света на водителя встречного транспорта. Щиток приборов оборудован необходимыми информативными световыми указателями.

Для повышения надежности системы электрооборудования замок зажигания вынесен из щитка приборов (не требуется разобщения жгута проводов при заводской транспортировке). Соединительные колодки жгутов проводов закреплены непосредственно на основании щитка приборов и защищены чехлами. Переключатели на руле позволяют управлять светосигнальными приборами, не отрывая рук от рукояток руля.

Двухкулачковый тормоз переднего колеса с тросовым приводом или дисковый с гидравлическим приводом эффективны и надежны.

В подвесках колес использованы пружинно-гидравлические амортизаторы. Применяются колеса двух типов: сборные спицованные с литыми ступицами и цельнолитые из алюминиевого сплава. Для повышения комфортабельности увеличена ширина седла эргономичной формы. Инструментальные ящики оборудованы съемными крышками с замками. Противоугонное устройство, откидывающиеся подножки, дуги безопасности и виброгасители руля повышают потребительские качества мотоциклов.

Мотоцикл Планета 5 оборудован одним глушителем выпуска отработавших газов.

Комплектации 7.107-015, 7.107-016 в подвеске переднего колеса имеют бесштоковые амортизаторы с увеличенным ходом и пневморегулированием.

Модернизированная модель мотоцикла ИЖ7.107-01 (Планета 5-01), сохранив положительные качества модели Планета 5, имеет свои достоинства. Электронная бесконтактная система зажигания с генератором на постоянных магнитах обеспечивает работу двигателя без аккумуляторной батареи. Автоматически изменяющийся угол опережения зажигания уменьшает усилие и повышает надежность пуска двигателя. Система зажигания и генератор не требуют обслуживания и регулировок в эксплуатации.

"Раздельная" (а не в смеси с бензином) система смазки обеспечивает дозированную подачу в двигатель масла в зависимости от нагрузки и оборотов коленчатого вала двигателя, что снижает расход масла в несколько раз, исключает дымность отработавших газов, повышает долговечность двигателя и значительно упрощает заправку мотоцикла топливом. Применение широкой моторной цепи от коленчатого вала на сцепление многодисковой (7 пар) муфты сцепления с усиленными шлицами ведущих дисков и кулачковым механизмом выключения сцепления повышает долговечность и надежность работы этих узлов, снижает усилие выключения сцепления и соответственно — утомляемость водителя. Контактно-масляный воздухофильтр в комплекте с виброгасителями ребер и головки цилиндра снижает уровень шума мотоцикла, улучшая экологические показатели. В амортизаторы, как передней, так и задней подвесок колес, введены пружины "отбоя", что исключает стуки в амортизаторах при езде по дорогам с высокими препятствиями и глубокими ямами и повышает комфортабельность. Измененный угол наклона рулевой колонки (26° вместо 29°) и измененная конструкция привода тормоза заднего колеса, включая педаль, повышают управляемость мотоциклом и его активную безопасность в эксплуатации. Переключатели в пластмассовых корпусах, улучшенного дизайна и информатики, закреплены на руле. Фонари-указатели поворота трапецеидальной формы — на эластичной подвеске.

Все новые узлы мотоциклов Иж7.107 и ИЖ7.107-01 могут применяться и на предыдущих моделях с 12-вольтным электрооборудованием.

Модель мотоцикла ИЖ6.115 (Планета 6) в дополнение к модернизации ИЖ7.107-01 имеет новый двигатель с жидкостной системой охлаждения. Моторная часть двигателя Планета 6 во многом унифицирована с двигателем Планета-Спорт. С целью снижения уровня шума мотоцикла применен глушитель отработавших газов новой конструкции.

Значительные конструктивные изменения внесены в двигатель Юпитер 5. Сб. 1-08 с системой жидкостного охлаждения.

С целью расширения сферы применения мотоциклов ИЖ в 90-х годах началось производство специальных грузовых боковых прицепов и грузового модуля, который позволяет переоборудовать обычный мотоцикл в транспортное средство с большой грузоподъемностью и симметричным расположением колес. Специальная раздаточная коробка грузового модуля увеличивает тяговое усилие на колеса, обеспечивает дифференциальную связь ведущих колес и передачу заднего хода мотоцикла.

Сборочный конвейер мотоциклетного производства (Motorcycle assembly line), 80-е годы. ИЖМАШ.

Мотоциклы ИЖ (IZH Motorcycles) 80-е годы. ИЖМАШ.

Несколько моделей мотоциклов "Иж" производились в ОАО "Ижевский Мотоциклы" после распада СССР. В 90-х инженеры, в качестве прототипа представили модель ИЖ Планета-6, с жидкостным охлаждением двигателя. Мотоцикл достаточно интересный, но в серию так и не пошел.

Новый "Иж 6.113-05 Юнкер" производства класса чоппер мотоцикл был начат в 2001 году. Новый продукт 2002 года является "Иж 2,673 Корнет" мотоцикл с 50 см 3 двигателя. И в 2007 с конвейера завода сошла модель ИЖ Планета-7, также имеющая индекс 5.103.

В 90-ых годах ИЖ фактически оказался не готовым к новым реалиям и никому не нужным. Предприятие стало разваливаться, а попытки хоть как-то исправить ситуацию не увенчались успехом. Модели ИЖ Юнкер и ИЖ Корвет, выпущенные в этот период уже не могли заинтересовать покупателей. 

Согласно Приказа Владимира Гродецкого N 694, "в связи со значительным увеличением убытков предприятия ОАО "Ижевский мотоциклетный завод", связанных с производством мотопродукции, ростом кредиторской задолженности, а также учитывая рекомендации Совета директоров ОАО "Ижевский машиностроительный завод" по срочному принятию эффективных мер, снижающих затраты Общества..." увольняется весь персонал. При этом, по итогам работы в 2007 году гендиректор ОАО "Ижевский машзавод" Владимир Гродецкий вошел в десятку лучших управленцев в категории "Машиностроение" рейтинга топ-менеджеров по версии Ассоциации менеджеров России и Издательского дома "КоммерсантЪ".

На протяжении 2007 года производство ижевских мотоциклов сокращалось - если в феврале "ИжМото" выпустило 3 тыс. мотоциклов, то в августе - всего около двух десятков. Назначенный в сентябре новый директор завода Виктор Копытцев заявлял, что перспективы у предприятия есть - имеются планы возобновления поставок по "старым адресам", в том числе в Монголию, на Кубу, есть и новые заказы. Однако желания инвестировать в возрождение производства у владельцев предприятия, видимо, не оказалось. Реальной помощи "ИжМото" не получило и от руководства Удмуртской Республики.

В результате в 2008 году легендарный завод был признан банкротом – первый и самый популярный советский мотоцикл стал частью истории.

В 2008 году производство мотоциклов "ИЖ" было прекращено.

Ижeвский мaшиностроительный зaвод. Главный конвейер, 1966 год.

Главный сборочный конвейер мотоциклов «Иж» Фото: 1983 год.

Ижевский мотоциклетный завод. СССР. ИМЗ.

Прощай ИЖ. 28 марта 2008 года 12:15.

См. также: Мотоциклы "иж". Модельный ряд.  Мотоциклы Иж. Статьи.

.moto_istoria_1

Card image cap
Долгий мост - первый мост через ИЖ. Нижний Узенький ныне Интернациональный переулок.

Это самый первый мост в Ижевске, возведенный в черте города-завода, соединил Заречную часть с Нагорной. От моста обычно двигались революционные манифестации металлургов. На нем же был убит Апполон Cосулин - и соратник, и противник Ивана Пастухова.

Подробнее
Card image cap
2 - Card title

Some quick example text to build on the card title and make up the bulk of the card's content.

Go somewhere