Мотоцикл ПМЗ-А-750 (НАТИ-А-750).

Автор: @vovd14 Всего просмотров: 1337

Мотоцикл ПМЗ-А-750

Решение об освоении в СССР производства мотоциклов для Красной Армии было принято ВСНХ 5 октября 1931 года. В конце 1931 года группа конструкторов НАТИ приступила к созданию первого советского тяжелого мотоцикла. Работы возглавил Петр Владимирович Можаров, создатель одного из первых отечественных мотоциклов марки ИЖ.

Новый мотоцикл, получивший обозначение НАТИ-А-750, по своим внешним данным был во многом новаторским: в ходовую часть, сделанную по образцу BMW, был вмонтирован V-образный нижнеклапанный 750-кубовый силовой агрегат по образцу американского типа Harley-Davidson, а дуплексная рама из штампованных профилей с вложенным внутрь бензобаком сочеталась с передней рессорной вилкой.

Силовой агрегат с рабочем объемом 746 см3 развивал мощность 15 л.с. Система смазки - замкнутая. Масло подавалось непосредственно из картера двигателя шестеренчатым маслонасосом. Привод механизма газораспределения осуществлялся по американскому образцу - набором шестерен, две из которых несли кулачки привода клапанов. Коробка передач размещалась сверху на масляном резервуаре двигателя. Передачи включались ручным рычагом с левой стороны мотоцикла. Силовая передача осуществлялась цепным приводом на заднее колесо.

Первый опытный образец был собран на ОМЗ к февралю 1933 года, но на ход поставлен не был. К 1 мая было собрано еще три мотоцикла, теперь на ходу, после чего мотоциклы прошли испытательный пробег Ижевск - Сарапул - Горький - Москва и армейские полигонные испытания, по результатам которых было принято решение начать серийный выпуск, но инженеры не успели подготовить необходимую для этого документацию. Поэтому производственники, не теряя времени даром, поспешили загрузить мощности ОМЗ массовым изготовлением другой модели мотоцикла. Тогда НКТяжПром принял решение передать всю документацию НАТИ-А-750 на ПМЗ, в цехах которого уже в марте 1934 года начали делать первую десятку тяжелых мотоциклов. Им дали новое название ПМЗ-А-750. В июле девять из них продемонстрировали наркому С.Орджоникидзе. Узнав, что в следующем году работники подольского завода собираются изготовить 500 таких машин, он возразил: "Таких мотоциклов необходимо выпустить не менее полутора тысяч!"

Мотоцикл предполагалось использовать не только в армии, но и на гражданской службе. Часто мотоцикл использовался для перевозки почты, его снимали в кино, например, именно ПМЗ-А-750 под управлением Марины Ладыниной можно увидеть в фильме 1939 года "Трактористы". Это был единственный отечественный довоенный мотоцикл, оснащенный не только приборным щитком, но и замком зажигания. И, хотя машина получилась весьма прочной, но оказалась очень ненадежной, капризной. В народе, из-за постоянных проблем с опережением зажигания при запуске, название мотоцикла получило юмористическую расшифровку ПМЗ - Попробуй Меня Заведи. Многочисленный нарекания и рекламации привели к тому, что в 1939 году ПМЗ-А-750 был снят с производства и с вооружения РККА, хотя некоторые свидетельства говорят о том, что в единичных случаях этот мотоцикл применялся советскими войсками на начальных этапах Великой Отечественной войны. Все довоенные мощности мотоциклостроения были брошены на производство лицензионного мотоцикла BMW P-71, выпускавшегося в СССР под обозначением М-72.

За период с 1933 по 1939 гг. советская промышленность выпустила 4 мотоцикла НАТИ-А-750 и 4636 мотоциклов ПМЗ-А-750.

ТТХ мотоцикла ПМЗ-А-750

 Двигатель

 
 Тип четырехтактный, V -образный
 Число цилиндров 2
 Диаметр цилиндра 70 мм
 Ход поршня 97 мм
 Рабочий объем 746 см3
 Мощность 15 л.с. при 3600 об/мин
 Степень сжатия 5,0 :1
 Расположение клапанов нижнее
 Карбюратор 1, тип МК-1
Система смазкициркуляционная
Сцеплениемногодисковое, сухое
Передача на заднее колесоцепью
Число передач3, переключение ручное
Передаточные числа коробки передач3,03/1,75/1,00

Электрооборудование

 
Магдинотип ГМН-97
Зажиганиебатарейное

Ходовая часть

 
Рамадуплексная, штампованная
Передняя подвескарессорная, 8 листов с регулирующим демпфером
Задняя подвескажесткая
 Размеры шин 4х19 дюймов
 Передний тормоз барабанный
 Задний тормоз барабанный

 Габариты и вес

 
 Длина - ширина - высота 2085х890х950 мм
 Колесная база 1395 мм
Клиренс115 мм
Вес206 кг
  
Емкость топливного бака18 л
Расход топлива 6 л/100 км
Максимальная скорость95 км/ч
Охлаждение двигателя воздушный, двойной, возвратный, продувной
Размеры шин, диаметр и ширина в дюймах19*3,25 

П.В. Можаров около НАТИ-А-750, Ижевск, 1933 г.

См. также:

Мотоциклы "иж". Модельный ряд.

Мотоциклы Иж. Статьи.

.ij750_1

Card image cap
Долгий мост - первый мост через ИЖ. Нижний Узенький ныне Интернациональный переулок.

Это самый первый мост в Ижевске, возведенный в черте города-завода, соединил Заречную часть с Нагорной. От моста обычно двигались революционные манифестации металлургов. На нем же был убит Апполон Cосулин - и соратник, и противник Ивана Пастухова.

Подробнее
Card image cap
2 - Card title

Some quick example text to build on the card title and make up the bulk of the card's content.

Go somewhere