Авиационная пушка системы Нудельмана-Суранова (НС-37)

Автор: @vovd14 Всего просмотров: 1337

Калибр,мм    -    37

Длина общая,мм   -     3400

Длина ствола,мм   -      2300

Масса, кг   -      160

Темп стрельбы, выстр.мин.   -   250

Боекомплект, выстрелов   -    30 (Як-9)     50*2 (Ил-2)

 

Авиационная пушка НС-37 была разработана в 1942 году коллективом конструкторов ОКБ-16 Нудельманом А., Сурановым А., Жирных Г., Неменовым В., Луниным С., Бундиным М. По сути НС-37 базировалось на изделии БМА-37. Снаряд НС-37 весом 735 г. надежно поражал самолеты противника на значительном расстоянии даже при одиночном попадании.  При применении пушки по наземных целям осколочно фугасный снаряд мог поражать незащищенные и легко бронированные цели, а бронебойный снаряд пробивал верхнюю броню всех типов немецких танков. Пушка устанавливалась на истребителях Як-9т в развале двигателя, а штурмовик Ил-2 нес две пушки под крыльями.

НС-37 была запущена на Ижевском машиностроительном заводе № 74 в сентябре 1942 г.

В 1944 году по той же схеме была создана еще более мощная авиапушка НС-45 калибра 45 мм. Ее осколочно фугасный снаряд весом в 1060 г. был взят от противотанковой 45-мм пушки. Его разрушающее действие в два раза превышало 37-мм снаряд.  

Принцип работы автоматики - использование энергии отдачи ствола при коротком ходе. Канал ствола запирался продольно скользящим поршневым затвором. Ускоритель кулачкового типа закреплен на неподвижной части автомата. После каждой очереди ударник с затвором и патроном останавливался на шептале в крайнем заднем положении, что исключало возможность самовоспламенения заряда в патроннике от нагревшегося во время стрельбы ствола. Непрерывное питание пушки патронами осуществлялось из патронного ящика при помощи звеньевой металлической ленты. Величина боекомплекта зависела только от габаритов ящиков и способа размещения в нем ленты.Противооткатные устройства пушки состоят из тормоза отката и тормоза наката. Надежность и безотказность такой схемы обеспечивается принудительностью подачи и досылки патронов на всем пути движения, а также принудительностью экстракции и удаления стреляной гильзы из автомата.  

Недостатком автомата является пикообразный характер силы отдачи. Для 37-мм автомата средняя сила отдачи около 2230 кг, но в момент удара затвора о затыльник она достигает 7500 кг. Велика отдача и во время окончания отката ствола, и в конце наката затвора. При стрельбе с самолета Як-9 на скоростях до 350 км/ч самолет сильно раскачивался, а прицельный огонь получался только при первом выстреле, при последующих - снаряды разбрасывались.  

Длина ствола пушки НС-37 2300 мм. Габариты пушки: длина 3400 мм, ширина 215 мм, высота 415 мм. Вес пушки в моторном варианте 171 кг, в крыльевом - 160 кг. Темп стрельбы 240-260 выстр./мин. Пушка допускала стрельбу непрерывной очередью в пределах имеющегося боекомплекта.  

В боекомплект пушки НС-37 входили снаряды БЗТ и ОЗТ. Снаряд ОЗТ весил 732 г и содержал 34 г мощного взрывчатого вещества A-IX-2. Взрыватель мгновенного действия, сначала МГ-7 и МГ-8, позже -А-37. Снаряд был оснащен само ликвидатором с временем срабатывания 9-12 секунд. Начальная скорость снаряда ОЗТ - 865 м/с. При попадании в дюралевую обшивку толщиной 1- 1,5 мм снаряд ОЗТ делал дыру диаметром 0,46 м на входе и 0,78 м на выходе. Снаряд БЗТ весил 770 г и имел начальную скорость 810м/с. На дальности 200 м снаряд БЗТ пробивал по нормали 50-мм броню, а под углом 45° - 30-мм броню. На дальности 400 м снаряд БЗТ по нормали пробивал 45-мм броню, а под углом 30° к нормали - 40-мм броню. Вес метательного заряда к обоим снарядам одинаковый - около 210 г. Вес гильзы 607 г, вес звена 160 г.  

Первый опытный образец пушки 11П был готов 27 июля 1941 г. В августе 1941 г. были произведены отладка и заводские испытания опытного образца. В начале октября 1941 г. этот же образец пушки был установлен на ЛаГГ-3 для государственных испытаний, которые были закончились в марте 1942 года. 30 марта 1942 г. ВВС решили провести повторные летные испытания пушки 11П. Одновременно была поставлена задача переделать пушку 11П под патрон с гильзой без бурта, т. с. под патрон LU-37. В течение трех месяцев конструкция была переработана и изготовлен новый образец под патрон Ш-37. Новый образец пушки был установлен на тот же экземпляр истребителя ЛаГГ-3, и с 21 июля по 17 августа 1942 г. были повторно проведены государственные испытания. Войсковые испытания пушки 11П проводились на ЛаГГ-3 с 21 апреля по 7 июня 1943 г. на Калининском фронте и на Як-9Т с 22 июля по 21 августа 1943 г. на Центральном фронте. После войсковых испытаний пушка была принята на вооружение под индексом НС-37.  

Самолет Як-9Т (танковый) выпускался с марта 1943 по июнь 1945 г. Всего произведено 2748 самолетов. В марте - апреле 1943 г. на двухместный Ил-2 с двигателем АМ-38Ф были установлены две пушки НС-37. Вес одной пушки со снарядами 237 кг.  

Производство пушек НС-37 велось на Ижевском заводе № 74, причем первоначально этот завод изготовлял параллельно НС-37 и Ш-37. С 18 октября по 7 декабря 1942 г. была собрана первая партия в 40 моторных пушек НС-37. В 1943 г. было изготовлено 1880 моторных и 2849 крыльевых пушек. В 1944 г. - 890 моторных и 197 крыльевых пушек. В 1945 г. всех пушек сделано 977 штук. На этом производство НС-37 было закончено. Итого было произведено 6833 пушки (по данным книги <50 лет КБП> - 8090 пушек).  

Эффективность действия крупнокалиберных авиационных пушек калибра 37 мм и более во Второй мировой войне по разному оценивается историками. По мнению автора при действии по наземным целям эффективность каждого типа пушки определяется характером цели. Так, при стрельбе по открыто расположенным живым целям действие 7,62-мм пули мало отличалось от действия 20-мм или 37-мм снаряда, так как их осколочное действие очень слабо и для поражения личного состава требовалось прямое попадание (речь здесь, понятно, не идет о многоэлементных снарядах). При стрельбе же по автомобилям, железнодорожным станциям и небольшим плавсредствам 7,62-12,7-мм пулеметы были неэффективны, а действие авиационных пушек резко возрастало с увеличением калибра и веса снаряда. Здесь как раз были нужны 37-мм - 45-мм пушки.  

Массовое поражение танков из авиационных пушек, широко разрекламированное в кинофильмах и мемуарах, в большинстве случаев относится к “охотничьим рассказам”. Пробить вертикальную броню среднего или тяжелого танка из 20-мм - 45-мм авиационной пушки попросту невозможно. Речь может идти только о броне крыши танка, которая в несколько раз тоньше вертикальной и составляла 15-20 мм у средних и 30-40 мм у тяжелых танков. В авиационных пушках применялись как калиберные, так и подкалиберные бронебойные снаряды. В обоих случаях они не содержали взрывчатого вещества, а лишь иногда - несколько граммов зажигательного вещества. При этом снаряд должен был попасть перпендикулярно броне. Понятно, что в боевых условиях снаряды попадали в крышу танков под гораздо меньшими углами, что резко уменьшало их бронепробиваемость или вообще получался рикошет.  

В ходе войны на полигоне НИИБТ был проведен опытный расстрел неподвижных танков из пушки НС-37. В спокойной обстановке с дистанции 300-400 м из 35 выстрелов с самолета ЛаГГ-3 попало 3 снаряда и из 55 выстрелов с Ил-2 - тоже 3 снаряда. К этому надо добавить, что не каждый малокалиберный снаряд, пробивший броню танка, выводил его из строя.  

Вот почему немцы и американцы для борьбы с танками пытались ставить на самолеты качающиеся части 50-мм - 75-мм противотанковых пушек. В большинстве случаев пушки эти были полуавтоматические, но это не имело существенного значения, так как прицельный выстрел мог быть все равно один.

В целом за время войны боевые потери советских средних и тяжелых танков по видам средств поражения составили: от артиллерии 88-91 %; от мин и фугасов 8- 4 %; от бомб и артогня авиации 4-5 %. Хотя в отдельных операциях потери от огня авиации доходили до 10-15%.

Советские истребители, вооруженные НС-37, получили у фашистов прозвище "летающих фердинандов" (от названия немецких танков). Задача во что бы то ни стало сбить самолеты с этой пушкой была поставлена лучшим асам Люфтваффе. Ее наконец выполнили, НС-37 оказалась в руках немцев - но специалисты прославленного завода "Фоке-Вульф", как ни бились, повторить пушку Ижевского машиностроительного завода не смогли.

В 1947-1967 годах НС-37, с рядом изменений, вновь выпускалась в Ижевске.

Орудие НС-37 подвешенное под крылом штурмовика ИЛ-2.

Сквозной пролом в броне башни легкого немецкого танка Pz.II Ausf.F в результате попадания бронебойного 37-мм снаряда.

Попадание бронебойно-трассирующего снаряда калибра 37 мм в пушку немецкого среднего танка Pz.II Ausf.J.

В конце войны конструкторы ОКБ-16 А. Суранов, В. Неменов, А. Рихтер, П. Грибков под руководством Нудельмана разработали авиационную пушку Н-37, но в серийное производство она была запущена уже после войны. Необходимость замены оружия авиации вызвали возросшие скорости самолетов, появление реактивной авиации. Для надежного поражения скоростных целей требовались авиапушки с более высоким темпом стрельбы.

 

Нудельман Александр Эммануилович

Родился в 1912 г. в Одессе, окончил Одесский индустриальный институт. В 1934 г. начал работать в небольшом КБ, выделившемся из инструментального завода в самостоятельную организацию и переименованном в 1936 г. в ОКБ-16 (Москва). Проектировал колесный станок с прицельным устройством для 40,8-мм автоматического гранатомета - нового средства для стрелковых подразделений, разрабатываемого коллективом. Участвовал в его отработке в войсковых испытаниях: осенью 1939 г. на корабле Днепропетровской флотилии в г. Пинске и в январе 1940 г. на Карельском перешейке во время советско-финляндской войны.

В 1940 г. разрабатывает новый механизм звеньевой подачи патронной ленты для пушки МП-6. Пушка МП-6 с этим механизмом испытывалась на самолете И-26, а затем, одновременно с пушкой ВЯ-23, на самолете Ил-2.

С 1940 г. работает начальником конструкторского отделения. Весной 1941 г. вместе с А. С. Сурановым и другими сотрудниками приступает к разработке 37-мм пушки и становится ее главным конструктором. В этой должности он руководит разработкой и испытаниями пушки НС-37, ее освоением на Ижевском машиностроительном заводе и в войсках. В боях Великой Отечественной войны применялись следующие пушки системы

Нудельмана: НС-37, НС-45 и НС-23 на самолетах ЛаГГ-3, Як-9, Ил-2 и Ил-10.

Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и пяти Государственных премий СССР, доктор технических наук, депутат Московского городского Совета народных депутатов. Награжден девятью орденами и медалями, в т. ч. орденом Трудового Красного Знамени, орденами Ленина и Кутузова I и II степени.

 

Суранов Александр Степанович

Начал свою деятельность в КБ завода ГАРОЗ № 1 в г. Коломне в 1929 г. В 1935 г. был переведен на работу в ОКБ-16 (Москва). Один из разработчиков и соавторов авиационной пушки НС-37, принятой на вооружение в 1943 г. и участвовавшей в боях Великой Отечественной войны. За работу по созданию пушки и активное участие во внедрении ее в серийное производство на Ижевском машиностроительном заводе в 1944 г. был награжден орденом-Ленина.

В дальнейшем принимал активное участие в создании ряда других образцов и является соавтором пушек НС-45 и НС-23, применявшихся на самолетах Як-9 и Ил-10. Лауреат Государственной премии СССР, награжден четырьмя орденами и несколькими медалями. Автор 14 изобретений.

 

Лента со снарядами к пушке НС-37.

Сборка пушек НС-37 на заводе в Ижевске.

 

См. также:

Спортивное   оружие.

Боевое оружие.

Гражданское и служебное оружие самообороны, газовое оружие самообороны, травматическое оружие характеристики, сигнальное оружие.

Ижевское охотничье оружие.

.

Card image cap
Долгий мост - первый мост через ИЖ. Нижний Узенький ныне Интернациональный переулок.

Это самый первый мост в Ижевске, возведенный в черте города-завода, соединил Заречную часть с Нагорной. От моста обычно двигались революционные манифестации металлургов. На нем же был убит Апполон Cосулин - и соратник, и противник Ивана Пастухова.

Подробнее
Card image cap
2 - Card title

Some quick example text to build on the card title and make up the bulk of the card's content.

Go somewhere