За статус "оборонпромовского" автомобильного производства боролись несколько городов СССР - Киев, Минск, Свердловск, Пермь. Почти готовый законсервированный производственный корпус "Прогресс" стал веским доводом в пользу Ижевска. Плюс наличие в Ижевске специалистов мотоциклостроения.
Дмитрий Устинов (Маршал СССР и министр обороны СССР) выбрал Ижевский машиностроительный завод (Ижмаш).
21 октября 1965 года вышел приказ о создании автомобильного производства с присвоением учётного номера 101 (филиал №1) в составе "Ижмаш" на площадях корпуса "Прогресс". Производственные мощности занимают 460 гектаров земли.
Автозавод проектировала компания Renault. Она же выступала генподрядчиком при строительстве и техническом оснащении. Renault привлекла в Ижевск компании Erfurt, Bliss, Spirtz, Kliring (Германия), Kamatsu (Япония). Монтажники из Франции стали первыми иностранцами, которым разрешили въезд на территорию "закрытой" Удмуртии.
Основное оборудование для прессового, сварочно-кузовного, окрасочного, гальванического и сборочного производств решено было приобретать по импорту через фирмы «Рено» (Франция) и «Эрфурт» (ГДР). В технологию прессового производства здесь заложено 40 автоматических и поточно-механизированных линий. Шесть из них в составе 33 прессов были заказаны фирме «Репо», а та, в свою очередь, привлекла для изготовления этого оборудования известные фирмы «Блисс», «Спирц», «Клиринг». 26 линий взялась поставить фирма «Эрфурт».
12 декабря 1966 с конвейера корпуса «Прогресс» Ижевского автозавода сошел первый легковой автомобиль «Москвич – 408» белого цвета (фотографии). До конца года завод собрал 300 автомобилей. Работников обучили на МЗМА (АЗЛК). Первый ижевский автомобиль состоял из 20 тыс. деталей. Кто поставлял основные узлы: двигатель — Уфимский моторостроительный завод, задний мост — Ижевский механический завод, переднюю подвеску и рулевую колонку — Пермское объединение им. Октябрьской революции, приборы — владимирский «Точмаш», радиоаппаратуру — Сарапульский радиозавод, радиаторы и отопители — Боткинский машиностроительный завод и т. д. Завод — это не только основные цехи. Это, например, и обширное энергетическое хозяйство. И тут, чтобы его охарактеризовать, нам вновь придется обратиться к цифрам. 82 километра высоковольтных кабелей, 592 низковольтных, 130 километров телефонных, 13 километров технологических трубопроводов, 78 километров трубопроводов отопления и горячего водоснабжения, 55 километров водопроводов — вот какой разветвленной выглядела сеть инженерных коммуникаций. И все это нужно было «спрятать» под землю, под крышу, уложить так, чтобы бесперебойно работало и в то же время не мешало основному производству, обеспечивало его четкий ритм.
4 500 рублей (эквивалент 5 000 долларов США) стоил в 1967 году «Москвич-408». Средняя зарплата в то время составляла 100 рублей, булки хлеба — 20 копеек, литра молока — 22 копейки, бутылки водки — 2,6 рубля.
В Ижевске «Москвич-408» выпускали по 1968 год.
Москвич-408» снялся в бессмертном фильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» в «роли» автомобиля Шефа и одной из серий «Улиц разбитых фонарей».
В 1967 году началось производство более совершенной модели "Москвич-412". "Москвич-412" выпускался параллельно в Ижевске и в Москве. На базе "Москвич-412" ижевские конструкторы создали ряд модификаций. Первая - "Иж-2125" "комби".
В 1969 году Ижевский автозавод впервые внедрил в серийной комплектации транзисторный радиоприёмник "Урал-Авто", разработанный Сарапульским радиозаводом по инициативе Дмитрия Устинова.
Главный конвейер автозавода заработал позднее - в 1971 году.
Секретарь ЦК КПСС Устинов Д.Ф. среди рабочих автозавода. Ижевск. 1966 г.
1966, Устинов Д.Ф. и Марисов В. на строительстве "Ижавто".
В 1972 году Автозавод выпустил первую партию фургона "Иж-2715". Этот автомобиль сменил на конвейере фургон "Москвич-434".
1975 год. Автозавод экспортирует автомобили в Венгрию, Финляндию, Кубу, Турцию, Китай, Афганистан, Панаму, Сирию, Никарагуа, Ямайку.
Рекордный выпуск продукции - почти 190 000 автомобилей - зарегистрирован в 1988 году.
100 новых "Иж-2126" изготовлено в 1990 году.
В 1996 году Ижевский завод получает самостоятельный и новый юридический статус.
1996: 160 гектаров - территория автозавода, 550 тыс. кв. метров - общая площадь зданий и сооружений завода.
200 комплектов для сборки автомобилей Hyundai получил завод из Южной Кореи в 1998 году.
В июле 1998 подписан приказ АО "АВТОВАЗ" и ОАО"Ижмаш" подписан приказ об организации совместного предприятия "Иж ВАЗ Авто". Собраны первые ВАЗ-21213 "Нива" на Ижевском автозаводе.
В 2000 году началось производство полноприводного автомобиля "Иж-2126".
2001 году началось производство ВАЗ-2106, а впоследствии и "четверки".
В 2002 году ДО АО "Ижмаш-Авто" производил следующие виды автомобилей: Иж-2126 "Ода", ИЖ-2717 (фургон), Иж-27171 (пикап). Иж-2126 производства "4х4" конвейер был запущен в 2000 году около 100 тысяч автомобилей различных модификаций планируется выпустить в 2002 году.
2004 год - модельный ряд ИЖАВТО расширился автомобилем KIA Spectra. В 2005 году Spectra вошла в десятку самых покупаемых иномарок в стране.
2006 году завершилось производство автомобилей семейства "Иж" и "четвертой" и "шестой" моделей ВАЗ. "Шестерке" приготовили смену, ИЖ-27175, грузовую модификацию с использованием узлов ВАЗ-2104.
2007. 23 марта. С конвейера ОАО «Ижавто» сошел первый ижевский внедорожник KIA Sorento цвета белой ночи.
2009 году Ижевский автозавод вынужденно приостанавливает производство и сокращает сотрудников.
2010 год после белее чем годового перерыва автозавод снова заработал. Для возобновления производства на ИЖАВТО Сбербанком России была создана "Объединённая автомобильная группа" ("ОАГ"), которой для оздоровления предприятия был предоставлен кредит в 500 млн. рублей. В результате процедура банкротства завершилась сменой юридического лица.
27 октября 2011 года АВТОВАЗ приобрёл за 1,7 млрд. рублей ООО "Объединённая автомобильная группа", куда входит Ижавто.
В 2012 году последняя "классическая" LADA 2104 сошла с конвейера 17 сентября.
С апреля 2015 года автозавод стал выпускать 230 автомобилей "Лада Веста". Ранее завод выпускал на 100 автомобилей меньше. Увеличение производства связано с ростом спроса на автомобили.
Новый российский седан Lada Vesta. 25 сентября 2015 года в Ижевске был дан официальный старт серийного производства этой модели.
Автомобили-«миллионники» Ижевского автозавода разных лет. Фото: музей автозавода.
17 апреля 2017 года «Объединённая автомобильная группа», работающая на базе ижевского автомобильного завода, сменило название. Теперь предприятие именуется ООО «Лада Ижевский автомобильный завод» или ООО «Лада Ижевск». Ижевский автомобильный завод входит в состав ПАО «АвтоВАЗ» и с 2011 года производит автомобили на базе ижевского автозавода. Сегодня с его конвейеров выпускаются LADA Vesta, Granta и Nissan Sentra, Tiida.
Ноябрь 2017 года. Специально для Кубы Ижевский автозавод изготовил первую партию из 320 желто-оранжевых автомобилей "Лада Веста" (седан). Все они будут работать в таксопарках.
См. также: Автомобили Ижевского производства. Статьи - перечень.
Фотографии Ижевских автомобилей.
Фотографии Ижевского автозавода.
Фотографии: конвейер Ижевского автозавода.
.iz_avto_8
Это самый первый мост в Ижевске, возведенный в черте города-завода, соединил Заречную часть с Нагорной. От моста обычно двигались революционные манифестации металлургов. На нем же был убит Апполон Cосулин - и соратник, и противник Ивана Пастухова.
ПодробнееSome quick example text to build on the card title and make up the bulk of the card's content.
Go somewhere