Редукторный завод - один из старейших предприятий Ижевска. Основанный в конце XIX века (в 1898 году) как чугунолитейный завод купца Березина по выплавке серого и ковкого чугуна, идущего на нужды оружейного производства. Выплавка серого и ковкого чугуна пользовалась большим спросом – из него изготавливались оружейные и печные детали, домашняя посуда. Чугунолитейное производство было минимально механизировано, разлив чугуна осуществлялся вручную, среднегодовой объем выпуска на первых порах составлял 240 пудов, однако, к 1917 году достиг уже 70 тонн.
В начале 1918 г. исполком Ижевского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов санкционировал конфискацию частных оружейных фабрик, имущества и капиталов их владельцев. На этом закончилась история предприятия Березиных. Но база чугунолитейного производства осталась. В 1921 г. завод был восстановлен и пущен в эксплуатацию.
В первые годы советской власти завод большого развития не получил, находился практически в законсервированном состоянии, и это видно из цифр: в 1917 году выпуск чугуна составил 70 тонн, а спустя 10 лет, в 1927 году – 91 тонну. Производство стало развиваться вместе с ростом всей советской промышленности в целом в годы первых пятилеток, к 1940 году валовой объем выпуска продукции вырос в 127 раз. В 1938 году завод переводится во вторую группу предприятий, а в 1939 – в первую.
В октябре 1941 года на его производственные площади эвакуирован Харьковский завод подъемно-транспортного оборудования им. Ленина, и ему было присвоено звание "Ижевский завод подъёмно-транспортного оборудования им. В.И.Ленина". В годы Великой Отечественной войны завод выполнял оборонный заказ по производству деталей для танков Т-34 (танковые домкраты, водяные насосы) и стрелкового оружия. Меняется специализация предприятия – оно становится машиностроительным, в его номенклатуре появляются тельферы, кран-балки, электротали, краны, подвесные дороги, чугунные детали стрелкового оружия, автомобильные домкраты, 5-тонные танковые домкраты.
Танковые домкраты. Ижевский завод подъёмно-транспортного оборудования им. В.И.Ленина.
В 1943 году завод был передан Наркомтанкопрому СССР и включен под номером 46 в состав Главного управления по ремонту танков (ГУРТ), в ведении которого и находился до окончания войны.
В 1946 году завод приступает к освоению выпуска редукторов. В 1946 г. завод перешел в ведение Наркомата строительного и дорожного машиностроения.
В 1947 г. был объединен с Ижевским механическим заводом № 4 и получил название «Ижевский завод строительных машин им. В.И. Ленина».
В ноябре 1954 г. редукторное производство было закреплено приказом Министра строительного и железнодорожного машиностроения СССР, в котором определялась специализацию завода – редукторостроение и оборудование для тонкой керамики.
Было создано специальное конструкторско-технологическое бюро редукторостроения (СКТБ). Постепенно завод стал научной базой для многих институтов страны. С ним стали сотрудничать Киевский институт ВНИИредуктор, Ижевский механический институт, Киевский институт сверхтвердых металлов, Харьковский политехнический институт и многие другие.
В 1965 году предприятию было присвоено звание «Ижевский Опытно-показательный редукторный завод». Он становится крупнейшим заводом страны и обеспечивает 75% ее потребности в цилиндрических редукторах. Его продукция экспортируется в 49 стран мира. В 1967 году собран миллионный редуктор, а четыре года спустя - трехмиллионный редуктор.
Двухмиллионный редуктор.
С 1965 по 1985 год завод работал над выполнением правительственного задания по освоению космической техники: редукторы для механизмов космодромов и стартовых площадок, а также оборудование для космических тренажеров, изготовление специальных редукторов ПТ 58Р для крупнейшего в мире радиоастрономического телескопа "Ратан-600". Так же, были изготовлены редуктора для оборонной промышленности, используемые в механизмах запуска ракет.
Наряду с этим, было освоено производство редукторов для шлюзов и затворок крупнейших гидроэлектростанций (Куйбышевская, Волгоградская), лебедок с редукторами для добычи соли. Был выполнен специальный заказ для Кремлевского Дворца Съездов, лифты были оснащены редукторами нашего производства.
В 1970-е гг. завод относился к ведомству ВПО «Союзмашнормаль» при Министерстве станкостроительной и инструментальной промышленности.
С 1967 - 1977 год директором завода был - Яковлев Анатолий Григорьевич.
В 1976 году создано производственное объединение "Редуктор", куда вошли Ижевский редукторный завод имени В.И.Ленина и Можгинский завод машиностроительных деталей. Объединение построило свой цех в поселке Рябово Увинского района.
1981 - 1995 гг. - директором завода был - Корытко М.Ф.
Корытко М.Ф., директор Ижевского редукторного завода (1981-1995 гг.)
Сергей Михайлович МОЛЧАНОВ – генеральный директор ижевского редукторного завода кандидат технических наук.
После приватизации в 1994 году завод стал акционерным обществом. Сегодня он известен в стране как группа предприятий «Редуктор».
В 2007 г. началось перемещение производственных мощностей за пределы Ижевска на пригородную площадку.
Фабрика Березина.
Чугунолитейный завод Березина, позднее объединение Редуктор.
Ижевский государственный чугуно-литейный завод (бывший завод Н. И. Березина) на улице Вятской (ныне Кирова) - «Чугунка». Фото: 1930 год, ЦГА УР.
Завод №46. Корпус основного производства. Ижевск.
Заводской клуб имени Пастухова. Ижевск.
Клуб имени И.Д. Пастухова в районе Березинских бараков. Улица Удмуртская, окрестности завода им. Ленина. В клубе показывали фильмы. В бараке стены были дощатые, засыпаны опилом. Фото: 1942 г., из книги "Мы шли к Победе трудною дорогой".
Работники завода №46. 1940 г.
Продукция завода №46 во время войны.
В настоящее время (2015 год) завод является одним из ведущих производителей промышленных редукторов, а также оборудования для экстракции масла. Развитие современных технологий, современных испытательных стендов и лабораторий, использования новых твердых материалов, термическая обработка обеспечивают постоянные прочные характеристики для колес и валов зубов. Редукторы, произведенные в Ижевске используются в судоходных шлюзах и замах ГЭС (Куйбышев и Волгоград), в оборудовании космодромов, стартовых площадок в военной промышленности и т.д.
Продукция:
- Цилиндрические редукторы горизонтальная скорость одностадийного 1Cu-100, 1Cu-160, 1Cu-200, 1Cu-250 типов.
- Цилиндрические редукторы горизонтальная скорость двухэтапном 1C2U-100, 1C2U-125, 1C2U-160, 1C2U -200, 1C2U-250 типов.
- цилиндрические редукторы горизонтальная скорость двухступенчатые РК-450 (RM-750), РК-500 (RM-850), РК-600 (RM-1000) типы.
- цилиндрические горизонтальные трехкомпонентной скорость стадии редукторы 1C3U-160, 1C3U-200, 1C3U-250 типов.
- Два и три ступени редуктора скорости для блока полированного штока насосная C2NSH-450 и C3NSH-450.
- Beam насосные агрегаты SKDR6-2.5 и SKDR8-3.
Остатки старой 50-метровой котельной трубы ТЦ «Флагман», которая раньше принадлежала заводу «Редуктор». 21.10.2017 20:43. ДВА.
По словам сотрудников завода «Редуктор» труба не функционирует уже 1,5 года. Раньше на этом месте было две трубы: меньшую из них разобрали в 2013 году.
ТЦ «Флагман» на территории завода «Редуктор». 21.10.2017 20:54. ДВА.
Ижевский редукторный завод им. В.И. Ленина. Новогодняя елка в клубе. Фото: 31 декабря 1944 года ЦДНИ УР Ижевск.
Общежитие Редукторного завода имени Ленина. Фото: 1988 год. Ижевск г.
Здание заводоуправления Ижевского завода строительных машин им. В.И. Ленина. 1955 год. Фото НМУР.
Кирова 142 Ижевск. Торгово-офисный центр Алые Паруса. 2020. ДВА.
Редукторный завод. Ижевск.
Профессиональное техническое училище 20 (ГПТУ 20) . Фото 1988 года из книги "Ижевский редукторный завод им. В. И. Ленина, 90 лет".
Профессиональное техническое училище 20 (ГПТУ 20) - подготовка кадров для Редукторного завода имени Ленина. Сейчас (2019 г) в этом здании размещаются офисы, небольшие магазины и различные студии, а памятник Ленину по-прежнему стоит лицом к улице Кирова.
Редукторный завод. Перекресток улиц Кирова и Коммунаров. Ижевск.
Северный пер., Раздельный пер., Улица Щорса, Ростелеком, ПО Редуктор. Ещё стоят деревянные дома. Фото из ПО Редуктор. 2000-е годы.
Старый план Ижевского Редукторного завода имени Ленина.
В центре - Сад имени Пастухова с памятником Ленину, в котором выступал духовой оркестр завода и гуляла публика Южная граница (справа на схеме) - улица Кирова, к ней примыкают здание заводоуправления, литейный и редукторный цеха, на Западе - улица Коммунаров (ТЦ "Алые паруса"), на Востоке (вверху) - будущая улица Удмуртская (ныне здесь ТЦ "Флагман"), на Севере (слева) - переулок Северный Схема из книги "Ижевский Редукторный завод имени Ленина, 90 лет", Ижевск, 1988 г.
Здание заводоуправления, 1930-1940-е годы (ныне завод "Редуктор") Фото из книги: Редукторщики в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг.
Стела с профилем В. И. Ленина на бывшей территории завода "Редуктор". 10.10.2021 13:40. ДВА. Осколки прошлого...
Ветераны ПО Редуктор - участники Великой Отечественной войны сажают деревья рядом с дворцом культуры завода, 9 мая 1985 года. На этом месте в 2022 году строится арбитражный суд. Ижевск.
.i_redukt_8
Это самый первый мост в Ижевске, возведенный в черте города-завода, соединил Заречную часть с Нагорной. От моста обычно двигались революционные манифестации металлургов. На нем же был убит Апполон Cосулин - и соратник, и противник Ивана Пастухова.
ПодробнееSome quick example text to build on the card title and make up the bulk of the card's content.
Go somewhere