Удмуртский языческий храм - куала храм.

Автор: @vovd14 Всего просмотров: 1337

Великая Куала (Бадӟым куалу). Начало XX в. (близ дер. Кузебаево Алнашский р-н) Священное место моления Инмару.

Куала или куа - шалаш - обычная удмуртская изба без каких-либо индивидуальных архитектурно художественных черт. Удмуртский храм не посвящался какому-либо одному празднику или божеству, оставаясь недифференцированным зданием - пантеоном. Индивидуальный колорит здесь мог формироваться только за счет ансамблевых соотношений культовой постройки с природным окружением.

Известны только две функциональные разновидности куалы. Самая внешне непритязательная - малая или семейная куала. По древней традиции малую куалу ставили на каждом удмуртском дворе, причём она служила там ещё и летней кухней.  Значительно более эффектна и сложна большая или Великая Куала (бадзым куа). Сруб имел в основании прямоугольник около 4 на 6 метров. Его ставили всем миром за чертой поселения. Такая куала обслуживала духовные потребности одной деревни или даже их группы и становилась центром самостоятельного архитектурного ансамбля в пределах священной рощи (луд). Роща обычно венчала какой-нибудь холм неподалёку от речки. Лужайку в роще огораживали и обсаживали по краям берёзами и черёмухами. Глухой сруб выглядел в их окружении по особому сурово и монументально. Окон там обычно не делали. Крыша делалась несомкнутой. Вентиляционно световая щель позволяла одновременно выпускать дым, и освещать интерьер. Внутри Великой Куалы эффектно и разнообразно смотрелись нарядные полотенца, расшитые подушки, резная культовая посуда зооморфного типа, изображения Инмара с бородой из болотных трав и родовыми знаками. К полкам нередко приколачивали берёзовые ветки как для красоты, так и в связи с обрядом почитания дерева.

Домашняя куала - место для молений. В тёплое время служила летней кухней.

 Кумышка.

Кумышка - алкогольный напиток четырёх сортов, содержавший около 2% сивушного масла. Это были обязаны пить и кормящие матери, и дети. "Вотяк с кумышкой рождается, с кумышкой и умирает". Многие удмурты сочетали возлияния кумышки с употреблением особым образом приготовленных ядовитых грибов.

Многие десятилетия удмуртские язычники боролись за право варить напиток, служивший наряду с хлебом ещё и жертвой богам. Противодействие доходило у удмуртов до вооружённых засад и убийств, сложнейших маскировочных операций и даже добровольных переселений целых деревень в глушь, подальше от полицейских, врачей, учителей, священников и иных цивилизаторов.

В 1917-1918 гг. борьба за возобновление кумышковарения возобновилась. В феврале 1918 г. кумышковарение было легализовано всеудмуртским съездом.

Запрет кумышковорения  в советский и следующие периоды привела к всплеску суицидов.

Жертвоприношения удмуртов.

Под сенью Великой Куалы, окружённой возбуждёнными ритмами и кумышкой односельчанами, чистые после непременной бани выборные жрецы в праздничных белых рубахах, перехваченных узорчатыми поясами, любовно вышитыми их жёнами (и никем иным), под протяжные ритуальные песнопения, сопровождаемые игрой на гуслях и страстными обращениями требованиями тому или иному богу строго определённую по важности (величине) и масти жертву: уток, баранов, быков, коз, лошадей... Наиболее ценными при жертвоприношении удмуртов являлись белые и рыжие масти животных.

Жрец в ритуальных одеждах. Удмурты.

Языческие боги удмуртов.

Преимущественно добрые: Боги-Булдо, Гудыри-Мумы, Инвожо, Инмар, Куазь, Кылдысин, Солтан, Шунды-Мумы. Духи - гидкузё, гидкылчин, йыр-утись, коркакузё, утись-вордись...

Преимущественно злые: Боги - Матра, Нюлес-кузё. Духи - акшан, аман, вукузё, вумумы, вумурт, вуныл, вупери, искал-пыдо-мурт, кузпине-мурт, нюлэс-мурт, палэс-мурт, толпери...

Очень злые: Боги- Акташ, Вожо, Керемет, Луд, Чер, Шайтан. Духи - адями-высь, албасты, бустырган, зин, кулэм-убир, кутысь, кылчин, луд-кылчин, луд-мурт, луд-утись, луд-шайтан, мунчо-албасты, обинь-мурт, обыда, пери, убир, убир-кышно...

Языческие молитвы удмуртов.

"Мы будем веять деревянной лопатою, а пусть падает серебряное зерно. Дай бог иметь соловую лошадь и чтобы бежала она без принуждения. На ней была бы серебряная узда, а голова золотая, на ногах была бы легка. Дойные коровы были молочны и масляны. Одна рука была бы медовая и масляная, а другая денежная и счастливая. Дно у сундука было бы полно денег, дно у горшка было бы всё в сале и масле".

"Счастья, добра подай!... Разбросанные зерна уроди, - с горсточки посеянного зерна пусть взойдёт площадь равная двору. Уроди посеянный наш хлеб с четырьмя десятками корней, золотым зерном, с соломой как речная верба. При жатве из трёх соломинок, чтоб горсть была, из трёх горстей, чтоб получился сноп, из трёх снопов, чтоб получился юсись, из юсися, чтобы получился воз, из воза чтоб получился овин, из овина чтоб получилась кладуха; во время молотьбы чтоб от каждого удара сотнями, тысячами разлетелись зёрна". (юсись - груда снопов)

В 1930-е гг. удмуртские жрецы были объявлены врагами народа, кулаками и подвергнуты физическому уничтожению, ссылке.

.

Card image cap
Долгий мост - первый мост через ИЖ. Нижний Узенький ныне Интернациональный переулок.

Это самый первый мост в Ижевске, возведенный в черте города-завода, соединил Заречную часть с Нагорной. От моста обычно двигались революционные манифестации металлургов. На нем же был убит Апполон Cосулин - и соратник, и противник Ивана Пастухова.

Подробнее
Card image cap
2 - Card title

Some quick example text to build on the card title and make up the bulk of the card's content.

Go somewhere