Человек и время, человек и общество, человек и история, человек в потоке жизни -главное в творчестве Олега Алексеевича Поскрёбышева. Он преклоняется перед людьми, много испытавшими, пережившими тяжёлую жизнь в годы Великой Отечественной войны, но сохранившими душевный свет. Он оставил людям дело ума и рук своих, оставил прочные «зарубки» в памяти и в наших сердцах. Особое место в его творчестве занимает тема Великой Отечественной войны. В это время он был подростком. Многое пережил вместе с жителями деревни Бани. Через восприятие подростка мы видим, как земляки уходили на фронт. Лирический герой его - это подросток, запомнивший войну и вынесший на своих плечах вместе со взрослыми тяготы жизни в тылу.
Минувшая война уже далеко позади. Но у него достаточный запас биографии, чтобы написать целую книгу о тружениках тыла не только по воспоминаниям, но и используя собственный опыт. Школа, где он работал во время войны, была госпиталем, в классах на полу сохранились вмятины от костылей раненых. Мужики из разных деревень (Бани, Бозгон, Тимошино и других) шли на защиту Отечества.
Ради вечного, святого дела
Покидал мужик семью и дом,
Вся деревня вслед ему глядела,
Вся - с надеждой думала о нём [8, с. 62].
Война, увиденная глазами женщин, стариков, детей, оставшихся в тылу со своими горькими печалями, тревогами, эхом отозвалась в творчестве поэта. В стихотворении «Плач о не-вернувшихся лошадях» поэт с болью в сердце пишет так: «Опять в глазах июльский тракт пылится. / На фронт мы отправляем лошадей... / Мосластые, без шлей, без седелок. И ложились лошади костьми / От полей российских до Берлина...» [7, с. 179]. А женщины на следующий день сами «входили в постромки». Они пахали, сеяли, корчевали пни «без жалоб и рыданий», силы не щадя, чтоб только вернулись их мужья и сыновья. Всю тяжёлую мужскую и лошадиную ношу взяли на себя.
Смертный бой и смертная работа.
Не сказать - где было тяжелей.
Два огромных, два великих фронта
Довелось держать ему и ей [8, с. 42].
От тяжёлого труда женщины едва возвращались домой, а там малые голодные детки. Автор пишет о женщинах, что даже седоволосые «они были красивы». Хватило силы у них, рыдая, получать похоронки.
- Где терпенья взять, -
Негромко
Говорит, волнуясь, мать.
- Я в руках не похоронку,
А внучат хочу держать [6, с. 303].
Человеческая сила не только в способности преодолевать трудности, но и в душевной стойкости. Вспоминается образ почтальонки Кати из поэмы Поскрёбышева «Порадевшая миру душа». Героине, её поступку противопоставлена война, как вселенское зло, и женщина борется с ней. Для Кати главное, чтобы люди хоть ненадолго, но поверили в то, что их близкие живы ещё, и похоронки не вручала односельчанам, а держала у себя. Целый стол был завален у неё этой бумагой. Со временем односельчане поняли её и простили. Восхищает читателей глубина милосердной души героини, способной на подвиг.
В своих воспоминаниях автор пишет: «Многое в жизни глядело мне в лицо и просилось на белый лист бумаги. И о чём бы я ни писал, это было о Человеке.
Война заставила и детей впрячься в непосильный труд. О себе он пишет так: «Я обливаюсь потом, стог мечу... / Мальчишки примеряли, напрягая силы, / Отцовские литовки, вилы, пилы...».
Летом 1943 года в деревне почти не осталось мужчин. С 13 лет довелось О. А. Поскрёбышеву встать за плуг.
Ой, Микулушки-Микулы Г розовых военных лет!
Руки вялы и немы,
Но Микулушки-Микулы Селяновичи - мы [4, с. 213].
Он пишет о себе и тех мальчишках, у которых отцы были на фронте.
От мала до велика поднялись на защиту Отечества. Моральная победа в войне не за вражеской силой. Об этом О. Поскрёбышев пишет в «Балладе о ружейных ложах».
Два старых друга, Андрей и Никита, сыновья которых воюют с гитлеровцами, отдавая последние силы, делают ложе для ружей. Старики трогательны в своих стремлениях и героичны, чтобы помочь фронту, а значит, и сыновьям. Хотя деревня Бани - это маленький уголок нашей большой Родины, но с какой любовью и гордостью поэт пишет о людях в цикле стихотворений «Деревня Бани». Погибли отцы, сыновья. Лишь немногие вернулись домой. Он поимённо вспоминает людей, которые погибли, которые вернулись и работали на земле родной, как на поле боя.
Пётр Георгиевич Пыхтеев, мой прадед, родом из деревни Тимошино, недалеко от деревни Бани. Ушёл на фронт, воевал под Сталинградом. В последнем письме сообщил, что готовятся к переправе ночью, а пока сушат у костра портянки. Больше писем не было. На Мамаевом Кургане высечено его имя: «Пыхтеев Пётр Георгиевич, артиллерист, погиб смертью храбрых». О нём не без содрогания сердца рассказывает бабушка Пыхтеева Фина Дмитриевна.
Олег Алексеевич подтолкнул нас к более активному утверждению на земле красивого, доброго, человеческого. Он обратился к людям деревни в стихотворении «Голоса»:
Поставьте памятник вы нам
У самой речки на откосе,
Где школа, где ребячий гам.
А дочери и сыновья
У выросшего обелиска
Поймут сердцами, как мы близки -
Стволов и корневищ семья [5, с. 95].
Да, много значат эти строки. Человек един с Родиной, друзьями, семьёй. И сила человека - в преодолении трудностей, в победе над врагом, в умении жить и понимать прошлое. Олег Поскрёбышев оставил нам великое наследие, по нему мы учимся понимать и ценить жизнь.
Наш мир не сам собою.
См. также: Биография, стихи - Поскрёбышев Олег Алексеевич.
.
Это самый первый мост в Ижевске, возведенный в черте города-завода, соединил Заречную часть с Нагорной. От моста обычно двигались революционные манифестации металлургов. На нем же был убит Апполон Cосулин - и соратник, и противник Ивана Пастухова.
ПодробнееSome quick example text to build on the card title and make up the bulk of the card's content.
Go somewhere