ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ПОЭЗИИ ФЛОРА ВАСИЛЬЕВА О. Н. Шульмина, Россия, Глазов. 2014 г.

Автор: @vovd14 Всего просмотров: 1337

Среди героев Флора Васильева немало и женских образов - женщине посвящено множество стихотворений поэта. Героини совершенно разные, но их объединяет прекрасный облик (как внешний, так и внутренний) и сложная женская судьба. Образ женщины, такой разной, загадочной и прекрасной, занимает важное место в творчестве удмуртского поэта. Этот образ многолик. Верная подруга, любящая мать, духовный наставник - всё это ипостаси женщины Ф. Васильева.

«Добротой, теплом, светом, любовью, преклонением перед женщиной наполнены стихи поэта Ф. Васильева, человека большой души, нравственной чистоты» [2, с. 2]. Флор Васильев боготворит женщину, преклоняется перед ней, называет её ласково: «светик мой ясный», «робкая подруга», «милая, солнышко», «любимая», «нежная». Через чувства, ощущения, эмоции лирического героя поэт в первую очередь передаёт своё особое отношение к женщине. «Его лирический герой - эстет, относящийся к женщине, к женской сути как к совершеннейшей модели мироздания» [3, с. 132]. Существуют определённые типы женских образов и стереотипы их поведения. За отправную точку в изучении женских образов в поэзии Флора Васильева буду считать следующие стереотипы:

1.    Женщина - творение природы.

2.    Женщина — мать.

3.    Женщина - хозяйка.

Женщина - творение природы.

Наиболее близким женщине творением природы Флору Васильеву представляются цветы. И целый ряд стихотворений поэт посвящает этим хрупким созданиям, наделяя цветы женской внешностью, женским характером, женской душой. Образы цветка и женщины не просто стоят рядом, они переплетены. Так, за образами цветов вырисовывается нежный женский образ: то это по-весеннему хрупкое существо, то это женщина в расцвете своей зримой, чувственной красоты:

           Женщина воду несёт

           Словно декабрь тает.

           Словно весна наступает.

           Словно цветок расцветает. (Перевод Е. Храмова).

Образ девушки предстаёт хрупким, нежным, юным созданием, наполненным одновременно радостью и жаждой жизни:

           Да и вся ты прекрасней цветка и налива,

           Светишь в доме светлее огня...    («Не гони», перевод В. Солоухина).

Метафора теряет свою поэтическую условность и разворачивается в целую картину при изображении образа женщины в стихотворении «Ты для меня - как глубокий вдох...» (29.05.1966):

           Ты для меня - как глубокий вдох,

           За которым выдоха нету;

           Ты - италмас, мой нежный цветок,

           Горящий зимой и летом...

У Флора Васильева есть ряд излюбленных деталей - символов женской красоты. И наиболее ярким символом являются чувственные женские глаза:

           В зелёных лугах голубыми озёрами  

           Стоят незабудки, кажется свет их лазоревый  

           Светом твоих смеющихся глаз...

           А мне беспокойно, а мне тяжело,

           Мне холодно:

           Солнце моё зашло,

           Когда закрылись твои глаза... («Именем твоим» - Фаине).

Глаза милой приковывают внимание поэта не только своей красотой, но и живостью, игривостью, в них заключённой:

           Глаза моей любимой  

           Словно голубые цветы льна,

           Глаза моей любимой.

           Если бы небо  

           Могло завидовать,

           Оно завидовало бы

           Глазам моей любимой. («Глаза моей любимой»).

Используя такие изобразительные средства, как эпитеты и олицетворения, автор наделяет природу человеческими чувствами и переживаниями. Безнадёжностью, страхом и смирением веет от этой унылой картины, которая невольно вызывает ассоциации с таким же тягостным состоянием женщины. В стихотворении «Осенними лукавыми деньками...» поэт теми же мрачными красками рисует осенний пейзаж, тесно связанный с его идейным содержанием:

           Осенними лукавыми деньками,

           Смущённый лаской тёплого дождя,

           Расцвел шиповник

           Алыми цветами

           И светится от счастья, как дитя.

           Цветёт себе,

           Красуется на зависть,

           Но дышит небо холодом беды.

           Не успевает округлиться завязь -

           И вянут беззащитные цветы.

           Колючие рассветные морозы  

           Настороже у каждого куста.

           И плачешь ты, не утирая слезы,

           Шиповник мой, святая простота...

Осенняя природа радует глаз расцветшими «алыми цветами» шиповника, но в то же время тревожит душу небо своим «холодом беды».

Женщина-мать.

Что может быть на свете священнее, чем мать?

Материнская тема прослеживается у Ф. Васильева наряду с другими женскими образами. Верность, постоянство чувств, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и поэтизированы поэтом в образе матери. Облик матери обладает пленительными чертами хранительницы очага и предстаёт перед нами работящей и верной женой, защитницей собственных детей и неизменной радетельницей за всех обездоленных, оскорблённых и обиженных. Эти определяющие качества материнской души отображены и воспеты в стихотворении «Матери» (29.12.1964).

Поэт буквально не находит достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. Он относится к ней с любовью и преклонением. Подобное отношение к матери, помимо обычной сыновьей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:

           Знаешь, мама,

           На шалости мастер,

           В том себя я сегодня виню,

           Что тебе за морщинку не часто

           Мог дарить по счастливому дню... («Матери», 29.12.1964)

Нам стоит чаще задуматься о том, как не ранить сердце матери, как сделать так, чтобы разгладились морщинки на её лице. Ведь чем старше становятся дети, тем больше нуждаются мамы в их заботе, внимании и любви.

Удивительный женский образ создан Флором Васильевым в стихотворении «Мать» (11.01.1969). Его героиня - это прежде всего любящая мать, которая заботится о своём чаде. В ней покоряет феномен неслыханной силы духа и искренности чувства материнской любви. В этом чувстве заложена огромная сила, свет, тепло и забота. Оно наполняет мир маленького человека радостью, целостностью. Любовь матери - это дающая силы, возрождающая энергия, это чистый, тихий свет, который освещает собой мир.

В материнстве жизнь женщины обретает иной, подлинный смысл. Мать хочет уберечь, защитить своё дитя от несчастий и бед:

           Малыш шагнул,

           Смешно взмахнул ручонкой,

           Испуганно схватился за кровать.

           Но как горда собою и ребёнком  

           От радости смеющаяся мать!...

           Ты сумрачен -

           И мать вот-вот заплачет.

           Смеёшься - у неё весёлый вид.

           И малая сыновья неудача  

           Большой бедою к матери спешит.

Женщина-хозяйка.

Женщина-крестьянка - вдохновенная Муза для многих поэтов. Её образ живой и чувственный. Жизнь женщины-хозяйки с её безрадостными буднями и непосильным трудом описывается поэтом в своих стихотворениях. Ей даровано «вечное терпение» и при этом столько нежности и любви, сочувствия и тепла. Честная, гордая, глубоко и сильно чувствующая крестьянка - таков образ женщины, воспетой Флором Васильевым.

Божественный и дивный женский образ Флор Васильев создаёт в стихотворении «Женщина воду несёт».

           Женщина воду несёт.

           До земли нагнулось коромысло.

           Вода в ведре не шелохнётся,

           Сама она стройна, как свеча.

           Женщина воду несёт.

           Ноги шагают, не спеша.

           Под платьем играют бёдра.

           Упруго-налитые мышцы радуют глаз.

           Женщина воду несёт.

           Словно поёт любимую мелодию,

           Словно расплескивает своё счастье,

           Подобно солнцу, не жалеет света.

           Женщина воду несёт.

           Все прохожие любуются ею.

           Смотрят-обора чиваются.

           Наверное, похожая на песню,

           Она нравится им.                            Перевод В. Г. Пантелеевой [3, с. 135].

Это стихотворение было одним из любимых у Флора Васильева, он считал его несомненной удачей, поэтому в переводе он хотел добиться «той же нежности, свежести и тонкого чувства недоговорённости, которым пронизан этот лирический шедевр...».

Были рассмотрены далеко не все стихотворения поэта, в которых фигурирует образ женщины. Но из проанализированных произведений можно сделать вывод о том, что Флор Васильев изображает совершенно разных героинь, но их объединяет прекрасный облик (как внешний, так и внутренний) и сложная женская судьба. Образ женщины, такой разной, загадочной и прекрасной, занимает важное место в творчестве удмуртского поэта. Этот образ многолик. Верная подруга, любящая мать, духовный наставник - всё это ипостаси женщины Флора Васильева.

Список литературы

1. Васильев Ф. И. Стихотворения / Ф. И. Васильев; пер. с удм.; сост. А. Ермолаев. - Ижевск, 2003. - 664 с.

2. Когда женщина перед тобой: сб. стихов о любви Ф. И. Васильева / сост. В. Перевощикова (ученица 9 «Б» класса), О. Л. Астраханцева (учитель русского языка и литератуты). - Глазов, 2008. -48 с.

3. Пантелеева В. Г. Поэтический мир Флора Васильева. Национально-семантические особенности стиля: монография / В. Г. Пантелеева. - Ижевск: Удм. ин-т ист., яз. и лит. УрО РАН, 2000.- 196 с.

См. также:

- Флор Васильев Иванович. Биография.

- Стихи.

- КОНЦЕПТ «РОДИНА» В СТИХОТВОРЕНИИ Ф. И. ВАСИЛЬЕВА "В ЛЮБОЙ ЧАЩОБЕ"

- ОБРАЗ МАТЕРИ В ПОЭЗИИ ФЛОРА ВАСИЛЬЕВА

- РОДСТВЕННЫЕ ДУШИ (патриотизм в творчестве Ф. И. Васильева и народного художника Удмуртии А. Т. Русских)

- ГЛАЗОВСКИЙ ВЕКТОР СУДЬБЫ ПОЭТА

- ПЕСНЯ В ПОЭЗИИ Ф. ВАСИЛЬЕВА

- Культура Ижевска. Искусство Ижевска.

- Поэты Удмуртии. Список.

.

Card image cap
Долгий мост - первый мост через ИЖ. Нижний Узенький ныне Интернациональный переулок.

Это самый первый мост в Ижевске, возведенный в черте города-завода, соединил Заречную часть с Нагорной. От моста обычно двигались революционные манифестации металлургов. На нем же был убит Апполон Cосулин - и соратник, и противник Ивана Пастухова.

Подробнее
Card image cap
2 - Card title

Some quick example text to build on the card title and make up the bulk of the card's content.

Go somewhere