Детали: тормоз дисковый переднего колеса
мотоциклов ИЖ-Планета -5, -4, -3 и ИЖ-Юпитер  -5, -4, -3.
Мотоциклы "иж". Модельный ряд.
Мотоциклы Иж. Статьи.
тормоз дисковый мотоцикла иж, иж 7.107 015, иж 7.107 016, иж 6.113 025, иж 6.113 026

   А Блог     |  IZ-article.ru    |    А Блог    |    Турецкий язык     |     Статьи о Турции
Детали: тормоз дисковый переднего колеса  мотоциклов ИЖ-Планета -5, -4, -3 и ИЖ-Юпитер  -5, -4, -3.
Цилиндр главный тормоза дискового мотоцикла ИЖ
Тормоз дисковый переднего колеса

Поз.

Код ОКП

Обозначение

Наименование
Количество на мотоцикле, шт.

ИЖ 7.107-015

ИЖ 6.113-025
-01

ИЖ 7.107-016

Иж 6-113-026
-01


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28


29



45 4814 7301

45 4814 7304



45 4814 7305

45 9816 1067

45 9811 1207

45 4814 7287

45 4814 7295

45 4814 7294

45 4814 7297

45 4814 7296

45 4814 7309

45 4814 7308

45 4814 7302

45 4814 7601

45 4814 7307

45 4814 7288

45 4814 7598

45 4814 7293

45 4211 1193

45 4212 4139

45 4814 7298

45 4814 7292

45 4814 7291

45 9811 1206

45 9346 1532

45 4814 7596

45 4814 7289


45 4814 7306

7.109-3501082

7.109-3501104

360144-29

7.109-3501106

252157-29

252006

7.109-3501010

7.109-2501055

7.109-3501051

7.109-3501058

7.109-3501057

7.109-3501165

7.109-3501154

7.109-3501090

7.109-3501156

7.109-3501152

7.109-3501019

7.109-3501062

7.109-3501037

402-3501065 .

412-3501085

7.109-3501061

7.109-3501036

7.109-3501034

252005-29

201468-29

7.109-3501044

7.109-3501020
.СБ.

7.109-3501150
.СБ.

Диск тормозной

Пластина стопорная

Болт М8—6gX24

Болт М10Х1.25—бgХ36

Шайба 10

Шайба 10

Скоба тормозная

Поршень

Кольцо уплотнительное

Пыльник поршня

Кольцо стопорное

Противошумная пластина

Защелка

Колодка тормозная

Направляющая колодок

Палец направляющий

Чехол защитный

Фиксатор

Крышка индикатора

Колпачок

Клапан выпуска воздуха

Пробка

Чехол

Втулка

Шайба 8

Болт М8—6gX50

Корпус скобы

Корпус скобы тормоза


Направляющая колодок

1

3

6

2

2

2

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


1

1

3

6

2

2

2

1

1

1

1

1

1 -

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


1
Цилиндр главный тормоза диского

Поз.

Код ОКП

Обозначение

Наименование
Количество на мотоцикле, шт.

ИЖ 7.107-015

ИЖ 6.113-025
-01

ИЖ 7.107-016

Иж 6-113-026
-01





1

2

3


4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22



45 4814 7311


45 4814 7312

45 9963 6650

45 4814 7331


45 4814 7687

45 4814 7327

45 4814 7325

45 4814 7326

45 9422 1554

45 4814 7322

45 4814 7324

45 4814 7323

45 4814 7321

45 4814 7319

45 4814 7313

45 4814 7317

45 4814 7314

45 4814 7315

45 4814 7316

45 4814 7616

45 4814 2691

45 9811 1205

45 4814 7328

7.109-3505010


7.109-3505015

365493

7.109-3506092


7.109-3506050

7.109-3505135

7.109-3505131

7.109-3505132

233012-29

7.109-3505116

7.109-3505122

7.109-3505118

7.109-3505060

7.109-3505058

7.109-3505024

7.109-3505045

7.109-3505032

7.109-3505042

7.109-3505047

7.109-3505044

ИЖВ-20

252004-29

7.109-3505162

Цилиндр главный тормоза в сборе

Корпус цилиндра

Шайба уплотнительная

Болт патрубка М10Х 1,25—6gX21

Шланг

Чехол главного цилиндра

Указатель уровня

Кольцо уплотнительное

Винт М14—бgХ 12

Крышка

Диафрагма

Пластина

Чехол защитный

Кольцо стопорное

Поршень

Манжета

Клапан

Манжета главная

Шайба упорная

Пружина

Винт Мб—6gX20

Шайба

Кронштейн

1


1

4

2


1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1


1

4

2


1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1
    В отечественном мотоциклостроении серийное изготовление дисковых тормозов и комплектация ими мотоциклов начались с 1987 года (мотоцикл ИЖ-Планета 5 в комплектации 015 и 016). Применение дисковых тормозов позволило получить высокую стабильность тормозных характеристик мотоцикла в целом и значительное снижение трудоемкости при эксплуатации. Тормозной диск неподвижно крепится на ступице колеса. Материалом для дисков служат серый чугун, дюраль или нержавеющая сталь. Диаметр дисков современных тормозов колеблется от 200 до 300 мм — в зависимости от класса мотоциклов. Масса дюралевого диска обычно 0,4 кг, чугунного — 1,2 кг. Практика показала, что хотя чугунные диски обеспечивают лучший процесс торможения, нержавеющая сталь имеет ряд преимуществ. Она легко и точно обрабатывается и нечувствительна к коррозии.

    Имеется несколько способов расположения дискового тормоза на мотоцикле. Наиболее часто устанавливают односторонний дисковый тормоз на переднем колесе и барабанный — на заднем, реже — двусторонний дисковый тормоз на переднем колесе и барабанный — на заднем. Оснащают мотоциклы и только дисковыми тормозами в различных комбинациях (двусторонний — спереди и односторонний сзади, по два на обоих колесах). Двусторонний дисковый тормоз способен обеспечить очень короткий тормозной путь.

    Замена барабанного тормоза дисковым сопровождается ощутимым повышением неподрессоренной массы подвески. Поэтому задача конструктора состоит не только в том, чтобы создать работоспособный тормоз, но и в том, чтобы масса его была минимальной. В целях снижения массы применяют дюралевые диски с твердохромированным покрытием, скобы — из алюминиевого сплава, уменьшают до возможного предела толщину и диаметр диска. Чаще всего проблема снижения массы решается сверлением большого количества отверстий в диске, одновременно этим решается и проблема охлаждения. Большинство мотоциклетных дисковых тормозов имеют гидравлический привод, хотя существуют конструкции и с механическим приводом, применяемые, как правило, на легких мотоциклах. Основное преимущество гидравлического привода, обеспечивающего его широкое распространение,— большая степень усиления передаваемой нагрузки и высокая надежность в работе несмотря на конструктивную сложность.

    Преимущество механического привода — простота устройства и значительно меньшая стоимость. Но этот привод не обеспечивает точности тормозного действия и требует сравнительно большого усилия на рычаг для достижения тормозного момента.

    Дисковый тормоз мотоциклов ИЖ с гидроприводом состоит из главного цилиндра, расположенного на правой стороне руля, скобы тормоза, закрепленной на левом цилиндре резервуара (подвижной трубе) передней подвески, гидравлического шланга, соединяющего главный цилиндр со скобой тормоза, и тормозного диска, закрепленного шестью болтами на левой стороне переднего колеса (табл. 4.16).

Техническая характеристика дискового тормаза переднего колеса с гидравлическим приводом и плавающей скобой мотоцикла ИЖ
Рис. 4.27.
Табл. 4.17.
    Главный цилиндр тормоза (рис. 4.27, табл. 4.17), закрепленный на правой стороне руля мотоцикла с помощью кронштейна 22 двумя винтами, состоит из корпуса цилиндра 1, в верхней части которого расположен резервуар для тормозной жидкости, закрытый крышкой 9. Крепление крышки производится винтами 8. Уплотнение между корпусом и крышкой осуществляется диафрагмой 10. Кроме того, диафрагма выполняет роль буфера и служит для выравнивания давления, изменяющегося в резервуаре главного цилиндра при перемещении поршня с манжетами. Контроль уровня тормозной жидкости в резервуаре производится через указатель уровня (глазок), установленный в корпусе цилиндра через уплотнительное кольцо. В нижней части корпуса цилиндра расположен поршневой узел, соединенный с резервуаром двумя отверстиями. Поршневой узел состоит из поршня 14 с манжетами 15 и 17, зафиксированного в корпусе главного цилиндра с помощью стопорного кольца 13 и закрытого защитным чехлом 12 клапана 16, возвратной пружины 19 и упорной шайбы 18. Управление перемещением поршневого узла и, следовательно, работой всего главного цилиндра производится двуплечим рычагом привода (на рисунке он показан пунктиром).

    Для сигнализации о включении в работу переднего тормоза в корпусе главного цилиндра установлен включатель.

    Главный цилиндр тормоза работает следующим образом. При нажатии на рычаг привода он, поворачиваясь, освобождает контакты включателя и подает сигнал на задний фонарь о включении переднего тормоза, а также начинает перемещать через двуплечий рычаг и пяту поршень 14. Поршень, перемещаясь, манжетой 17 перекрывает отверстие резервуара главного цилиндра и начинает сжимать жидкость в над поршневом пространстве, перемещая ее через выходное отверстие в тормозной шланг 4. В тормозном шланге в зависимости от усилия, приложенного к рычагу, возникает давление, которое передается на скобу тормоза. Возвращение поршня в исходное положение осуществляется посредством возвратной пружины 19, а перетекание жидкости происходит через клапан 16. Основным рабочим элементом главного цилиндра является главная манжета 17, посредством которой создается давление в системе и от состояния которой зависит работоспособность всей системы. Следующий элемент тормозной системы — это тормозной гидравлический шланг 4, соединяющий главный цилиндр тормоза со скобой тормоза. Тормозной шланг состоит из рукава-шланга и двух наконечников, посредством которых с помощью специальных болтов и уплотнительных шайб он соединяется с главным цилиндром и скобой тормоза. Верхнее соединение, то есть соединение тормозного шланга с главным цилиндром, закрыто защитным чехлом 5.

    Поскольку давление жидкости в тормозном шланге может достигать значительной величины, можно использовать только фирменный шланг.

    Корпус скобы дискового тормоза для удобства замены изношенных накладок делают из двух частей, соединенных между собой болтами. Материал накладок тот же, что и для дисковых тормозов автомобиля. При проектировании дискового тормоза учитываются следующие требования:

— зазор между колодками и диском в нейтральном положении должен
быть не более 0,5 мм; желательно, чтобы по мере износа накладок этот зазор автоматически восстанавливался;
—    в процессе торможения, когда на рабочих поверхностях диска и накладок возникает сила трения, диск не должен испытывать одностороннего усилия;
—    зазор столь малого размера обусловлен стремлением к возможно большему эффекту действия руки водителя, которое ограничено как по усилию, так и по диапазону движения.

    В тормозном устройстве с гидравлическим приводом для сохранения зазора в колодках применяются резиновые кольца (на мотоциклах ИЖ эту роль выполняет уплотнительное кольцо, установленное в корпусе скобы, которое при рабочем ходе поршня деформируется). После снятия давления в гидросистеме уплотнительное кольцо, выпрямляясь, перемещает поршень от диска на величину деформации, и таким образом автоматически устанавливается зазор между накладками и диском, не превышающий 0,5 мм.

    Стремясь упростить конструкцию скобы и уменьшить ее размеры, применяют систему привода с одним поршнем, что приводит к необходимости шарнирно крепить скобу, чтобы обеспечить равномерное распределение тормозного зазора и предупредить появление бокового усилия на диск. Этот способ применен в тормозе мотоциклов ИЖ.

    Этому же служит способ установки диска на зубчатый венец (так называемый плавающий диск).

   Встречаются конструкции дискового тормоза с жестким креплением скобы и плавающим диском, без применения какого-либо устройства, раздвигающего колодки; в этом варианте колодки после торможения несколько раздвигаются за счет биения диска и мягко трутся о его поверхность.

    Конструкция дискового тормоза мотоциклов ИЖ показана на рис. 4.28, каталог деталей в табл. 4.18.


    Скоба переднего тормоза состоит и з направляющей колодок 15, направляющего пальца 16, корпуса скобы 27, колодки тормозной 14, защелки 13, поршня 8 с уплотнительным кольцом 9 и пыльником поршня 10 со стопорным кольцом, клапана выпуска воздуха 21 с защитным колпачком. Такая конструкция скобы переднего тормоза называется "плавающей", так как направляющая колодок жестко с помощью болтов 4 крепится к амортизатору передней подвески, а сама скоба 28 относительно направляющей перемещается по направляющему пальцу с защитным чехлом 17. Таким образом, скоба тормоза вместе с тормозными колодками,"плавая", выбирает такое положение, при котором обеспечивается равномерный как слева, так и справа минимальный зазор между тормозными колодками и тормозным диском. При нажатии на рычаг ручного тормоза давление по тормозному шлангу подводится к поршню 8, в результате чего поршень, перемещаясь, передает усилие на тормозную колодку 14. Перемещение поршня происходит в пределах упругой деформации уплотнительного кольца.

    Колодки сближаются и зажимают между собой тормозной диск с усилием, зависящим от усилия, приложенного к рычагу ручного тормоза. Возвращение колодок в исходное положение и установление необходимого зазора после снятия усилий с рычага ручного тормоза происходит за счет упругих свойств резины, из которой изготовлено уплотнительное кольцо. Такая конструкция “плавающей” скобы с перемещающимся поршнем позволяет постоянно иметь одинаковый зазор между тормозными колодками и тормозным диском. При износе тормозных колодок (за их состоянием можно следить через отверстие, закрытое пробкой 22) зазор между тормозным диском и колодками автоматически поддерживается в нужных пределах за счет перемещения (проскальзывания) поршня относительно кольца уплотнительного при приложении усилия к рычагу ручного тормоза.

    В процессе эксплуатации дисковых тормозов с гидравлическим приводом необходимо следить за наличием тормозной жидкости в системе по указателю уровня, расположенному на главном цилиндре тормоза. Контроль необходимо проводить перед каждым выездом, для чего мотоцикл надо поставить на центральную подставку на горизонтальном участке дороги. Руль должен находиться в положении для движения прямо, при этом уровень тормозной жидкости в главном цилиндре тормоза должен быть несколько выше указателя уровня жидкости. В случае, если этот уровень ниже, необходимо долить тормозной жидкости. Для этого надо отвернуть два винта, снять крышку и диафрагму, долить жидкость до необходимого уровня и произвести сборку в обратной последовательности.

    Необходимо также следить, чтобы жидкость не подтекала из системы гидропривода. В случае течи определяют место и устраняют ее. Если течь обнаружена в местах крепления гидрошлангов к цилиндру или скобе, соединение следует подтянуть. Течь возможна и из-за чрезмерного износа манжет в главном цилиндре тормоза или из-за выхода из строя уплотнения в скобе. В обоих случаях устранение течи производится заменой деталей. Для замены манжет в главном цилиндре тормоза необходимо снять рычаг, вынуть защитный чехол, с помощью специального инструмента в виде пинцета или заточенных ножниц вынуть стопорное кольцо и после этого вынуть поршень с манжетами. Заменить изношенную манжету новой и произвести сборку в обратной последовательности. В случае течи через уплотнение скобы тормоза, что бывает очень редко, скобу с мотоцикла снять, вынуть из нее тормозные колодки, осторожно снять защитный пыльник, вынуть поршень и кольцо уплотнительное. Заменить изношенные детали и произвести сборку в обратной последовательности.

    Следует контролировать износ тормозных колодок. Толщина асбомассы, приформованной к арматуре колодки, составляет 7 мм. В процессе эксплуатации допускается уменьшение толщины асбомассы до 1 мм, после чего тормозные колодки необходимо заменить. Для смены колодок отверните болт крепления скобы к направляющей и поверните скобу, выведя ее из зоны тормозного диска. Выньте тормозные колодки, замените их новыми. С помощью монтажной лопатки осторожно вдвиньте поршень внутрь скобы и произведите обратную сборку, обратив внимание на правильность закрепления колодок пружинными защелками на подвижной тормозной колодке и на закрепление противоскрипной пластины, направление стрелки которой должно совпадать с направлением вращения колеса.

    В отрегулированном и исправном гидроприводе дискового тормоза при нажатии на рычаг ручного тормоза после выбора свободного хода (15—25 мм) водитель должен ощутить жесткий упор. Отсутствие такого упора (ощущение "проваливания рычага") говорит о неисправности в системе. Причиной "провала" рычага может служить наличие воздуха в гидравлической системе (система не прокачана) или большой износ главной манжеты в главном цилиндре тормоза.

    После всех замен, естественно, систему надо снова заполнить тормозной жидкостью "Томь" (0,2 л) и удалить из нее воздух — на языке автомобилистов это называется "прокачать тормоза".

    Необходимость этой операции вызвана тем, что жидкость, как известно, несжимаема. Поэтому создаваемое в главном цилиндре давление передается по шлангу к скобе и вызывает перемещение поршня (и колодок). Пропорционально усилению на рычаг меняется и сила, прижимающая колодки к диску.

    Воздух, в отличие от жидкости, сжимаем. Даже небольшое его количество, попавшее в систему, делает тормоз "мягким": в системе не создается давления, тормоз не работает. Из системы необходимо удалить воздух, то есть прокачать ее. Прокачивание системы выполняйте в следующем порядке:

—    заполните резервуар главного цилиндра тормоза жидкостью до рекомендуемого уровня (порядок заполнения приведен выше);
—    очистите от пыли и грязи клапан выпуска воздуха на скобе тормоза и снимите с головки клапана резиновый защитный колпачок;
—    наденьте на головку клапана резиновый шланг. Свободный конец шланга погрузите в тормозную жидкость, залитую в чистый стеклянный сосуд емкостью не менее 0,5 л, заполненный наполовину;
—    резко нажмите на рычаг ручного тормоза последовательно 3—4 раза с интервалом между нажатием в 1—2 с, а затем, оставив рычаг нажатым, отверните на 1/2—3/4 оборота клапан выпуска воздуха — при этом в вытекающей жидкости будут появляться пузырьки воздуха;
—    повторите две последние операции до тех пор, пока полностью не прекратится выделение пузырьков воздуха.

    При удалении воздуха из системы гидропривода постоянно следите за уровнем тормозной жидкости и не допускайте его снижения (он должен быть не ниже 2/3 нормальной величины).

    После прекращения выхода воздуха из шланга, удерживая рычаг ручного тормоза нажатым, заверните до отказа клапан выпуска воздуха и только после этого снимите с его головки шланг. Далее наденьте на головку клапана защитный колпачок и добавьте жидкость до нормального уровня.

Тормоза мотоцикла ИЖ

другой источник


Табл. 4.18.