Приходы  русской  православной церкви Ижевска.
Старообрядчество в Удмуртии.

(Русская Православная Старообрядческая Церковь, до 1988 г. Древлеправославная Церковь Христа)




1. Беглопоповщина, главный центр Камбарка, в 1910 г. выстроен молельный дом.
2. Единоверие. Единоверие широко распространилось в Удмуртии.  Господствующая Церковь стремилась приручить менее стойких старообрядцев. Единоверцам оказывалась солидная помощь от казны. Например, казной, под личным контролем Николая I были возведены и оборудованы два крупнейших единоверческих храма Удмуртии: Храм Ильи Пророка в Ижевске(1842г.), храм Николая Угодника в Сарапуле (1848). В Вятской губернии в 1870-е годы стало восемь единоверческих приходов с 6423 прихожанами из 170 населённых пунктов. Старообрядцам официально дозволялось в этих храмах (и только там) свободно служить по старым церковным книгам, петь по крюкам и молиться на старые, двое перстные иконы.
3. Белокриницкая иерархия (австрийцы). Приверженцы Белокриницкой иерархии в Удмуртии подразделяли себя на окружников и противоокружников.
4. Беспоповство (помарцы (даниловцы), филипповцы (часовенные), бегуны (странствующие)). Для свершения таинств и отправления духовных служб они избирали мирян из своего круга. Молельни строили без алтаря и престола. Монельны Беспоповства группировались в основном в Сарапульском и Глазовских уездах. Беспоповство было занесено в Удмуртию из Пермской губернии. На Камских (Ижевском и Воткинском) заводах лидером беспоповства стал Яков Гайдуров, завербованный в 1807 г. из Тулы в качестве опытного "стального мастера". В Глазовском уезде наиболее мощно беспоповцы оказались представлены в приходах сел Кулига (Кезкий р-н) и Карсовай (Балез. р-н). Исповедь карсовайские "раскольники" проводили только принародно , причём исповедовать могла и женщина. "Кто грамотен - тот и поп".
5. Глазовское братство святого Ангела Хранителя.

   В 1911 г. в России нашлось 3708 удмуртов старообрядцев. Почти все они жили в Вятской губернии.


   Враждебное православию - "старое русское сектантство" - духоборы, иоанниты, хлысты, скопцы, трезвенники действовали в Удмуртии лишь на уровне единичных, малолюдных общин. С 1865 г. в Сарапульском уезде действовали немоляки и молокане.

   К середине XX в. все они практически распались.
Белокриницкое духовенство: диакон Георгий Малых и священник Вавила Зайцев. Камбарка. 1907 г.
Белокриницкое духовенство: диакон Георгий Малых и священник Вавила Зайцев. Камбарка. 1907 г.
Старообрядчество в Удмуртии виды история фото Белокриницкое духовенство Георгий Малых Единоверие Белокриницкая иерархия Беспоповство
Храмы  города Сарапула.
Список. Фотографии.
Женский Благовещенский
       Мужской Иоанно-Предтеченский Старцевогорский монастырь
Православное старообрядческое духовенство Удмуртии в начале 1920 гг.
Православное старообрядческое духовенство Удмуртии в начале 1920 гг.
Распределение старообрядческого населения Удмуртии на толки и согласия в 1908 г.
Старобр. толки и согласия.
Количество населения.
Глаз.у.
Мал.у.
Ел.у.
Сар.у.
Всего
Поповцы всего
10548
11525
241
6116
28430
В т.ч. беглопоповцы
9
0
79
5235
5323
Австрийское согласие (окружники)
7136
11509
87
124
18856
Астрийское согласие (противоокружники)
3403
16
75
757
4251
Беспоповцы всего
13518
4231
1034
846
19629
В т.ч. Даниловцы
8699
2148
0
249
11096
Федосеевцы
1301
1532
809
0
3642
Аввакумовцы
0
0
0
127
127
Филлиповцы
3266
312
0
127
3705
Рябинники
0
143
0
9
152
Часовенники
252
96
0
0
348
Поморцы
0
0
210
0
210
Бегуны
0
0
15
186
201
Немоляи
0
0
0
27
27
Молокане
0
0
0
26
26
Хлысты
0
0
0
61
61
Спасовцы
0
0
0
34
34
Итого
24066
15756
1275
6962
48059
Источник: Вятская епархия. Историко-географическое и статистич.описание.Вятка,1912.
Конфессиональный состав населения Удмуртии на 1897 г.
Конфессия
Численность населения
Глаз.у.
Мал.у.
Ел.у.
Сар.у.
Всего
%
Православие
330037
212716
192507
376770
1112030
85,66
Ислам
7871
48678
41699
15777
114025
8,78
Раскольничество
30602
17214
1798
13618
63232
4,87
Язычество
0
1778
4915
950
7653
0,58
Иудаизм
22
0
4
543
569
0,04
Протестантство
12
19
35
224
290
0,02
Католицизм
35
20
22
172
249
0,01
Итого
368579
280425
240980
408054
1298048
100
Источник:Первая всеобщая перепись населения. 1897 г. Вятка.
Крестный ход старообрядцев. Ижевск.
Крестный старообрядцев ход в с.Шаркан Сарапульского уезда. 1912 г.Шарканский район.

IZarticle
Ижевск. Крестный ход старообрядцев к месту закладки Храма Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческий). Фото 1910 г.
Ижевск. Крестный ход старообрядцев к месту закладки Храма Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческий). Фото 1910 г.
Фотографии Покровской старообрядческой  церкви на улице Советской, Троицкой в Ижевске.
Уничтожена.
Ижевск. Крестный ход старообрядцев.
Старообрядчество в Удмуртии. 1909 год. Улица Красная. Ижевск.
Село Балаки, Камбарский район. Крайняя восточная точка Удмуртии. Староверческий храм во имя святителя Николая Чудотворца, освящен в 1913 году.
Село Балаки, Камбарский район. Крайняя восточная точка Удмуртии. Староверческий храм во имя святителя Николая Чудотворца, освящен в 1913 году.
Фото: 1910-е гг., крестный ход старообрядцев по Троицкому переулку Ижевского завода, из архива С.Н. Селивановского.
Фото: 1910-е гг., крестный ход старообрядцев по Троицкому переулку Ижевского завода, из архива С.Н. Селивановского.
Крестный ход старообрядцев по ул. Куренной возле Александро-Невского собора к месту закладки Храма Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческий). Фото 1909 года со стороны собора. Ижевск.
Ижевск. Дом торговца Мушина на Куренной ул. (Красная ул.). Бывшая церковь старообрядцев. 17 мая 1909 г. Крестный ход старообрядцев от дома И.З.Леушина  к месту закладки Храма Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческий).
Ижевск. Дом торговца Мушина на Куренной ул. (Красная ул.). Бывшая церковь старообрядцев. 17 мая 1909 г. Крестный ход старообрядцев от дома И.З.Леушина  к месту закладки Храма Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческий).