Реле регулятор ИЖ-56 сб.32 и  реле-регулятор ИЖ-РР-1
Мотоциклы "иж". Модельный ряд.
Мотоциклы Иж. Статьи.
реле регулятор иж 56, реле рр 1 иж

Реле-регулятор ИЖ-56 сб.32.
    Неисправность его нарушает нормальную работу всей системы электрооборудования и даже других приборов. Перегорание ламп, выкипание электролита аккумулятора, сильный нагрев катушки зажигания, генератора и самого реле-регулятора — это сигнал о его неисправности.

    Реле-регулятор — очень чувствительное устройство, и регулировать его можно только с помощью электроизмерительных приборов и при соответствующей квалификации регулировщика. Не рекомендуется вскрывать реле-регулятор без надобности. Если повысилось напряжение в сети, о чем свидетельствует слишком яркое горение электроламп или их перегорание, надо снять седло, вскрыть крышку реле-регулятора и проверить его работу с помощью вольтметра постоянного тока. Заводская регулировка реле-регулятора ИЖ-56 сб. 32 проводится на холостом ходу генератора, то есть без каких-либо нагрузок. Поэтому, регулируя регулятор на мотоцикле, необходимо проложить изоляционную прокладку из бумаги между контактами реле обратного тока. В этом случае катушка зажигания будет питаться от аккумуляторной батареи и нагрузки на генераторе не будет.

    Вольтметр подсоединяют к клеммам «Я» и «М». В положении ключа замка зажигания, соответствующем дневной езде, производится запуск двигателя. На средних оборотах напряжение должно быть в пределах 7,3 7,8 в.

    Если напряжение выходит из требуемых пределов, то сначала следует зачистить контакты стальной пластиной толщиной 0,05—0,1 мм. Контакты реле изготовлены из серебра и легко обрабатываются.

    Применять для зачистки контактов наждачную или стеклянную бумагу недопустимо. Зачистку можно производить только при неработающем двигателе. Если она не дала положительных результатов, проверяют зазоры между вибратором 1 (рис. 42) и верхней пластиной электромагнита, а также между контактами 5 и 6. Зазор устанавливается следующим образом: между вибратором 1 и пластиной электромагнита вставляют щуп толщиной 1 мм и усилием руки прижимают вибратор к пластине. В этот момент зазор между контактами 5 и 6 должен быть в пределах 0,1—0,15 мм (проверяется вторым щупом). Если величина зазора не выдержана, необходимо отвернуть винты 7 и снять верхний угольник 3, затем слегка отвернуть винт крепления нижнего угольника и передвинуть угольник, чтобы установить нормальный зазор. После этого устанавливают прокладки и верхний угольник 3 и не полностью завертывают винты 7 (на винтах обязательно должны быть изоляционные втулки). Вставив второй щуп между контактами 5 и 6, прижимают верхний угольник 3 до соприкосновения с контактом 4 и полностью завертывают винты 7. Теперь надо снова проверить правильность установки зазоров и напряжение при работающем двигателе. Если потребуется, напряжение необходимо отрегулировать, изменяя натяжение пружины 2 вибратора путем подгибки регулировочного ушка угольника 3. С увеличением натяжения пружины напряжение будет увеличиваться, с ослаблением — уменьшаться.

    Подгибать ушко угольника надо при неработающем двигателе, а при проверке напряжения вольтметром двигатель должен работать на повышенных оборотах.

    Необходимо помнить, что зазор между контактами регулятора должен быть обязательно 0,1—0,15 мм.

    Замыкание всех трех контактов при работающем двигателе недопустимо.

    Окончив регулировку регулятора напряжения, вынимают изоляционную прокладку, вставленную между контактами реле обратного тока.

    Для регулировки реле обратного тока необходимо иметь, кроме вольтметра, амперметр с нулевым положением стрелки в середине шкалы (шкала 5-0-5А). Вольтметр подсоединяется так же, как и при регулировке регулятора напряжения, а амперметр нужно подключать последовательно к аккумуляторной батарее.

    Для этого провод отсоединяют от батареи и присоединяют его к амперметру, а другую клемму прибора соединяют с той клеммой батареи, от которой был отсоединен провод. Затем заводят двигатель и, плавно добавляя обороты, проверяют напряжение, при котором контакты замыкаются.

    В момент замыкания контактов стрелка вольтметра слегка вздрагивает. Контакты должны замкнуться при 6,0—6,4 в. Если напряжение замыкания будет выше, то подгибают регулировочное ушко нижнего угольника 12, ослабляя усилие пружины 13. Если ниже — ушко отгибается и усилие пружины возрастает.

    До регулировки напряжения замыкания проверяют правильность установки зазоров, которые должны быть между контактами 0,35—0,45 мм, а между вибратором и пластиной —0,6— 0,7 мм.

    Зазоры устанавливаются следующим образом: слегка отвертывают винты 8, затем вкладывают щуп толщиной 0,6—0,7 мм между верхней пластиной электромагнита и заклепками отлипания на вибраторе 14, прижимают вибратор и, передвигая верхний угольник 9, замеряют щупом толщиной 0,4 мм зазор между контактами 10 и 11. После установки зазора винты 8 завертывают.

    Обратный ток выключения реле при правильно установленных зазорах и напряжении включения должен быть в пределах 0,5—4 а.

    Для проверки надо на двигателе установить обороты, при которых контакты реле замкнутся (контрольная лампа не горит), и затем плавно снижать их. При этом необходимо заметить показания амперметра при крайнем положении стрелки (момент отключения генератора) и показания амперметра при разомкнутых контактах (контрольная лампа горит, и ток аккумуляторной батареи идет только на питание системы зажигания). Разница показаний при этих двух положениях стрелки и дает величину обратного тока.

    Отклонение показаний обратного тока от заданных пределов (0,5—4 а) свидетельствует о том, что зазоры установлены неправильно. Обмоточные данные реле-регулятора ИЖ-56 сб. 32 приведены в таблице 17.
Схема реле-регулятора ИЖ-РР-1
Таблица 17. Обмоточные данные реле - регулятора ИЖ-58 сб.32



Обмотка напряжения


Обмотка токовая

основная



дополни-
тельная

Марка провода и диаметр по металлу

Число витков

Количество рядов

Сопротивление прповода, ом


медная
ПЭЛ-0,41 мм

480-490

11

3,6

константан
ПЭВМ1-0,4 мм

25

2

суммарное с
основной 10


медная
ПЭЛР-1,4 мм

6,25

1

0,0075
    Регулировка реле-регулятора ИЖ-РР-1 проводится так же, как реле-регулятора ИЖ-56 сб. 32. Зазоры между контактами регулятора напряжения должны быть 0,25—0,3 мм. Регулировка осуществляется за счет подгибки держателя контакта (рис. 43).

    Зазор между якорем и сердечником регулируется- смещением держателя контактов при ослабленных винтах п должен составить 0,6—0,8. Между контактами реле обратного тока зазор регулируется подгибкой стойки контакта и должен равняться 0,25—0,35 мм. Момент включения реле должен происходить при напряжении 6,0 - 6,4 в (регулируется на холостом ходу).
Таблица 18. Обмоточные данные реле-регулятора ИЖ-РР-1


Материал


Марка провода и диаметр, мм

Количество
витков

Регулятор напряжения

Компенсационная обмотка

Шунтовая обмотка

Сериесная обмотка

Реле обратного тока

Шунтовая обмотка

Сериесная обмотка




медь

медь

медь



медь

медь



ПЭВ-2 0,62

ПЭВ-2 0,29

ПЭВ-2 1,81



ПЭВ-2 0,19

ПЭВ-2 1,81



31

1010±10

2,5



1500 ±10

18,25
    Реле-регулятор ИЖ-РР-1 может быть использован вместо реле-регулятора ИЖ-56 сб. 32. В этом случае необходимо отсоединить дополнительное сопротивление катушки возбуждения на генераторах Г-36М, Г-36М1, Г-36М2, для чего отцепить вывод, присоединенный к массе, и изолировать его. Для закрепления реле на мотоцикле надо изготовить из любой стали кронштейн, который устанавливается на болтах крепления инструментальных ящиков. Кроме того, со щитка заднего колеса следует удалить кронштейн крепления старого реле. Для обеспечения нормальной работы реле-регулятора ИЖ-РР-1 при его установке присоединительные клеммы должны быть обращены вниз. Реле-регулятор ИЖ-РР-1 обладает лучшей внброустойчивостью, стабильностью параметров при работе и более надежен.

    Во время эксплуатации мотоцикла контроль за работой реле-регулятора осуществляется по красной лампочке, расположенной в фаре. При включении зажигания лампочка горит, а после заводки двигателя, при оборотах коленчатого вала 1100—1200 в мин., — гаснет. Когда лампочка горит, ток для потребителей идет от аккумуляторной батареи, когда гаснет — от генератора.

    Горение контрольной лампы при повышенных оборотах двигателя свидетельствует о неправильной работе реле-регулятора или генератора. До устранения неисправности езда на мотоцикле недопустима. Иначе разрядится аккумуляторная батарея.

   IZarticle              |   IZ-article.ru  |   А Блог  |  Турецкий язык   |  Статьи о Турции  |