Приборы  электрооборудования
мотоциклов ИЖ-Планета -5, -4, -3 и ИЖ-Юпитер  -5, -4, -3.

Мотоциклы "иж". Модельный ряд.
Мотоциклы Иж. Статьи.
электрооборудование юпитер 5, электрооборудование иж планета 5

   А Блог     |  IZ-article.ru    |    А Блог    |    Турецкий язык     |     Статьи о Турции
    К приборам электрооборудования (источникам питания) мотоциклов ИЖ относятся генераторы в комплекте с регуляторами и выпрямителями и аккумуляторные батареи.

    В генераторах постоянного тока магнитное поле создается при помощи специальной обмотки, называемой обмоткой возбуждения. Она размещена в статоре генератора. Ротор состоит из сердечника, набранного из тонких пластин электротехнической стали, обмотки и коллектора.

    Во время работы генератора по поверхности коллектора скользят графитные щетки, прижатые к нему пружинами. Со щеток снимают постоянное напряжение, пригодное для питания потребителей и для подзарядки аккумуляторной батареи. Напряжение зависит от оборотов ротора, но поддается регулировке за счет изменения тока в обмотке возбуждения.

    Большой недостаток генераторов постоянного тока — наличие коллектора и щеток. Последние изнашиваются, требуют периодического контроля, Коллектор же подгорает из-за постоянного искрения между ним и щетками, забивается графитовой пылью. Все это вместе взятое приводит к тому, что нормальная работа генератора нарушается, сокращается срок службы. Оснащение мотоциклов более мощными осветительными приборами, увеличение их количества потребовали дальнейшего повышения мощности генераторов. Вместе с ростом мощности, естественно, возросла и сила тока. Условия работы щеток становились все более тяжелыми, и долговечность их резко падала. Поэтому возникла необходимость каким-то образом снизить силу тока, не проиграв при этом в мощности. Вывод был только один — увеличить напряжение. Это и было сделано: 6-вольтное электрооборудование заменили 12-вольтным. При этом в новой системе сила тока в два раза меньше, чем в 6-вольтной, поэтому нагрузка на щеточный узел меньше. Чем мощнее становились генераторы, тем большими были их габаритные размеры и масса, что связано с необходимостью использовать в обмотках более толстый провод. Их стало все труднее размещать под крышкой картера двигателя. Кроме того, массивный ротор отрицательно сказывался на работе подшипников коленчатого вала, его долговечности.

    Дальнейшее повышение мощности генераторов постоянного тока вновь привело в возрастанию силы тока в коллекторе, а значит, и к снижению надежности работы щеточного узла. Поэтому на смену им пришли альтернаторы — трехфазные генераторы переменного тока с электромагнитным возбуждением и полным выпрямлением вырабатываемого тока.

    У такого генератора обмотка возбуждения размещена на роторе, и для питания ее также используются графитные щетки. Но максимальный ток возбуждения здесь составляет только 10% от того, который генератор может отдавать потребителям. Кроме того, щетки скользят по гладким контактным кольцам, а не по коллектору, работа их менее напряженная, чем у генераторов постоянного тока.

    При одинаковых размерах трехфазный генератор переменного тока почти 1,5 раза мощнее генератора постоянного тока.

    На моделях мотоциклов ИЖ с переходом на 12-вольтную систему электрооборудования в качестве источников электрического тока используют генераторы переменного тока. В этом случае электрическая система оборудуется полупроводниковым выпрямителем, который преобразует переменный ток, обеспечивая подзаряд батареи и питание всех приборов.

    На моделях мотоциклов от ИЖ350 до ИЖПЗ и от ИЖЮ до ИЖЮЗ применялся генератор постоянного тока Г36М7 для одноцилиндрового двигателя и Г36М8 — для двухцилиндрового двигателя. Эти генераторы между собой унифицированы (кроме прерывателей).

    Генератор постоянного тока Г36 мотоциклов ИЖ состоит из двух основных частей: статора и ротора (якоря). Статор крепится двумя винтами к картеру двигателя. В корпусе статора по окружности располагаются шесть полюсных башмаков, на которые надета обмотка возбуждения, выполненная в виде последовательно соединенных между собой катушек. С наружной стороны корпуса приварена крышка, на которой размещаются клеммовая панель, щеткодержатель и прерыватель, на другой стороне корпуса имеются проточка и паз, служащие для фиксации генератора на картере двигателя.

    Ротор (якорь) представляет собой вал, на котором собран пакет тонких пластин, отштампованных из электротехнической стали. По окружности ротора сделаны пазы. В них уложены определенным образом секции витков, образующих обмотку якоря. Конец каждой секции соединен с соответствующей пластиной коллектора. Пластины изолированы друг от друга. С помощью пружины к этим пластинам плотно прижимаются токосъемные графитовые щетки.

    Вал якоря пустотелый, крепится на конусе правой полуоси коленчатого вала болтом и фиксируется шпонкой. Тем же болтом крепится на якоре кулачок прерывателя, который фиксируется прорезью в выступ на валу.

    Между якорем и полюсными башмаками статора генератора имеется зазор (0,5 мм). С началом вращения коленчатого вала происходит вращение якоря, и витки обмотки его пересекают слабое магнитное поле полюсных башмаков, всегда имеющееся вследствие остаточного магнетизма. В обмотке якоря возникает очень слабый ток. Поскольку обмотки возбуждения генератора подсоединены параллельно щеткам, ток поступает в обмотку и усиливает электромагнитное поле, что вызывает увеличение тока в якоре. Уже через несколько оборотов возбуждение генератора становится настолько сильным, что при определенной частоте вращения коленчатого вала генератор способен питать током внешние потребители. Номинальная мощность генератора 45 Вт при 1700 об/мин.

    Уход за генератором во время эксплуатации сводится в основном к проверке крепления контактных соединений проводов, состояния коллектора и щеток. Допускается чистка коллектора стеклянной шкуркой. Применять наждачную шкурку не рекомендуется, так как абразивные зерна врезаются в плас тины (ламели) коллектора и ведут к быстрому износу щеток.

    На мотоциклах Планета 4, Планета 5, Юпитер 4, Юпитер 5 устанавливается генератор переменного тока 281.3701 или ГП7 (генератор без прерывателя). Он служит для питания потребителей электрическим током и для зарядки аккумуляторной батареи. Техническая характеристика приведена в табл. 5.3.


Электрооборудование
ИЖ-Планета-5, -4, -3
ИЖ-Юпитер-5, -4, -3.
Генератор мотоциклов ИЖ

другой источник
Техническая характеристика генератора 81.3701 и ГП7
    На мотоциклах генераторы работают в комплекте с регулятором или выпрямителем-регулятором, образуя генераторную установку. Исправность генераторной установки проверяется с помощью вольтметра постоянного тока с ценой деления шкалы 0,1 В. Вольтметр подключается к клемме "+" регулятора напряжения и к "массе". На средних оборотах коленчатого вала дви гателя при подключенной аккумуляторной батарее и включенном дальнем свете фары напряжение должно быть 6...6,4 В для генератора Г36 постоянного тока и 13,7... 14,7 В — для генераторов переменного тока. Отклонения от указанных величин свидетельствуют о неисправности генератора или выпрямителя-регулятора напряжения (реле-регулятора).

    Генератор постоянного тока Г36 работает в комплекте с реле-регулятором ИЖРР1, который состоит из регулятора напряжения (РН) и реле обратного тока (РОТ).

    На мотоциклах Планета 4, Планета 5, Юпитер 4, Юпитер 5 генератор работает в комплекте с блоком БПВ 14-10 (блок полупроводниковый выпрямительный).

    На мотоциклах Планета 5-01, Планета 6 для выпрямления тока генератора, поддержания напряжения тока в заданных пределах и обеспечения надежной работы всей системы электрооборудования применяется бесконтактный полупроводниковый блок БПВ 21-15.

    Вторым источником питания на мотоциклах являются аккумуляторные батареи, техническая характеристика которых приведена в табл. 5.9.
Технические характеристики аккумуляторных батарей малой мощности мотоциклов ИЖ
    На мотоциклах ИЖ с 6-вольтным электрооборудованием применяются аккумуляторные батареи ЗМТ-14 и ЗМТ-14А, а с 12-вольтным электрооборудованием — 6МТС-9.

    Свинцово-кислотная аккумуляторная батарея 6МТС-9 служит для питания потребителей электрическим током при неработающем двигателе, а также для пуска двигателя. Корпус аккумуляторной батареи 6МТС-9 изготовлен из прозрачного полипропилена и разделен непроницаемыми перегородками на шесть секций, в которых размещены шесть последовательно соединенных аккумуляторов напряжением по 2 В. Секции закрываются общей крышкой, которая приваривается к корпусу батареи. В крышке расположен блок пробок с вентиляционным каналом и штуцером для газоотводной трубки.


    На рис. 5.9 показаны приборы мотоциклов Планета 5 и Юпитер 5 (приборы системы зажигания, коммутационная и защитная аппаратура).

    Регулировка опережения зажигания двигателей Планета 5, Юпитер 5.

    Приборы системы зажигания, коммутационная и защитная аппаратура мотоциклов Планета 5-01, Планета 6

   Приборы  освещения, световой и звуковой сигнализации  мотоциклов ИЖ-Планета -5 и ИЖ-Юпитер  -5.

    К контрольно-измерительным приборам на мотоцикле относятся щиток приборов с контрольными индикаторами и спидометр. На мотоциклах Планета 4, Юпитер 4 применялся щиток приборов ИЖКП104, на мотоциклах Планета 5, Юпитер 5 всех комплектаций применяется щиток приборов 7.107-3805. Конструкция которых показана на рис. 5.19 и на рис. 5.20.