Двигатель Планета 6
Двигатель Планета 6
Система жидкостного охлаждения двигателя Планета 6

Мотоциклы "иж". Модельный ряд.
Мотоциклы Иж. Статьи.

   IZarticle              |   IZ-article.ru  |   А Блог  |  Турецкий язык   |  Статьи о Турции  |
    Двигатель мотоциклетный Планета 6 с жидкостным охлаждением выполнен как дальнейшая модернизация двигателя Планета 5-01. Основные технические характеристики приведены в табл. 3.2. Применение двигателя Планета 6 обеспечивает хорошие эксплуатационные качества мотоциклов, особенно с различными прицепами, снижает эксплуатационный расход топлива до 30% и уровень шума. Двигатель Планета 6 в комплекте с агрегатами систем охлаждения, впуска, выпуска может быть применен также в стационарном варианте эксплуатации и в качестве силового агрегата для других транспортных средств с увеличенной нагрузкой и ограниченной скоростью движения.

        Сохраняя традиционную для двигателей "Планета" компановочную схему, двигатель "Планета 6" имеет значительные конструктивные отличия (рис. 3.20, 3.21).
Конструкция двигателя Планета 6 с муфтой сцепления и коробкой передач (в разрезе)
    Это прежде всего измененные размеры диаметра цилиндра и хода поршня, а также применение деталей поршневой группы и коленчатого вала, унифицированных с деталями двигателя "Планета-Спорт", выпуск которого прекращен в 1979 году. Во-вторых,— применение системы жидкостного охлаждения.

    Моторная передача, муфта сцепления, коробка передач, механизм пуска двигателя, системы смазки, зажигания и впуска унифицированы с соответствующими узлами двигателя Планета 5-01. Алюминиевый цилиндр с запрессованной чугунной гильзой и алюминиевая головка цилиндра имеют специальные полости для циркуляции охлаждающей жидкости. В головке цилиндра (рис. 3.22) установлены термостат, датчик температуры и патрубки системы охлаждения. В соединении верхней головки шатуна с поршневым пальцем применен игольчатый подшипник качения. Коленчатый вал образован полуосями, выполненными совместно с маховиком, кривошипным пальцем, шатуном и подшипником нижней головки шатуна, унифицированным с соответствующим узлом двигателя ИЖП5-01. Установка коленчатого вала (сальники, подшипники и т. д.) унифицирована с двигателем Планета 5-01.

    Для обеспечения принудительной циркуляции охлаждающей жидкости применен специальный насос, установленный в крышке генератора и соединенный поводком с коленчатым валом двигателя.

    Детали картера: левая крышка с масляной емкостью, крышка коробки передач, крышка правая — унифицированы с соответствующими деталями двигателя ИЖП5-01. Половины картера отличаются размерами и конфигурацией фланца установки цилиндра и размерами кривошипной камеры.

    По монтажным размерам двигатель ИЖП6 унифицирован с двигателями Планета всех модификаций.

    С учетом электрооборудования (генератор на постоянных магнитах и бесконтактная система зажигания) двигатель Планета 6 в комплекте с системой жидкостного охлаждения взаимозаменяем с двигателем Планета 5-01.

    Двигатель Планета 6-01 представляет собой модификацию двигателя Планета 6, в котором применены цилиндр и головка цилиндра с оребрением для охлаждения встречным потоком воздуха.
Рис 3.20. Конструкция двигателя Планета 6 с муфтой сцепления и коробкой передач (в разрезе):

1— свеча зажигания, 2— головка цилиндра, 3— цилиндр, 4— поршень, 5— поршневое кольцо, 6— палец поршневой, 7— картер, 8— роликоподшипник, 9— левый сальник, 10— моторная цепь, 11— шарикоподшипник, 12— звездочка муфты сцепления, 13— наружный барабан муфты сцепления, 14— диск ведущий, 15— диск ведомый, 16— шарикоподшипник, 17— внутренний барабан муфты сцепления, 18— нажимной диск, 19— гайка пружины, 20— пружина, 21— толкатель, 22— шарикоподшипник, 23—винт регулировочный с контргайкой, 24— крышка люка, 25— зубчатка пускового механизма, 26-пружина, 27— вал пускового механизма, 28— манжета, 29— отражатель, 30— вал механизма переключения, 31— установочная втулка, 32— вилка переключения передач, 33— упор, 34— крышка коробки передач, 35— крышка правая, 36— ось вилок переключения, 37— шарикоподшипник, 38— промежуточный вал с шестернями, 39— первичный вал с шестернями, 40— колпачок, 41— вал вторичный, 42— манжета, 43— звездочка вторичного вала, 44-роликоподшипник, 45— крышка генератора, 46— насос системы охлаждения, 47-генератор, 48— датчик, 49— подшипник игольчатый, 50— подшипник, 51— манжета, 52— шайба, 53— рычаг выжима сцепления, 54— стакан, 55— винт упорный, 56— пружина возвратная, 57— толкатель, 58— основание статора, 59— декомпрессор

Двигатель Планета 6 в комплекте с системой жидкостного охлаждения
Рис 3.21. Двигатель Планета 6 в комплекте с системой жидкостного охлаждения:

1— пробка радиатора, 2— датчик включения вентилятора, 3— радиатор, 4— пробка смотрового отверстия системы зажигания, 5— крышка насоса системы охлаждения, 6— винт сливного отверстия системы охлаждения, 7— шланг, 8— вентилятор, 9— реле включения вентилятора, 10— расширительный бачок, 11— головка цилиндра с термостатом

Головка цилиндра двигателя Планета 6
Рис 3.22. Головка цилиндра двигателя Планета 6:

1— крышка термостата, 2— термостат, 3— головка цилиндра, 4— штуцер, 5— прокладка, 6— прокладка термостата, 7,8— детали крепления крышки термостата, 9— датчик температуры

Система жидкостного охлаждения двигателя Планета 6


    На двигателе Планета 6 применена закрытая система охлаждения с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

    Система охлаждения включает жидкостный насос, рубашку цилиндра с головкой цилиндра, радиатор с расширительным бачком, трубопроводы, вентилятор и приборы управления (рис. 3.21).

    Насос подает жидкость в рубашку цилиндра из правого бачка радиатора. Омывая гильзу цилиндра, жидкость проходит головку цилиндра и попадает в полость термостата. В зависимости от температуры охлаждающей жидкости, клапан термостата (рис. 3.22) автоматически распределяет потоки жидкости. При температуре жидкости 92°С и более жидкость направляется в левый бачок радиатора и проходит полный цикл охлаждения независимо от скоростных и нагрузочных режимов мотоцикла. При температуре жидкости ниже 92°С клапан термостата закрыт и поток жидкости из полости термостата по обводному трубопроводу перепускается в правый бачок радиатора, минуя трубки сердцевины радиатора.

    Таким образом, включенный в систему охлаждения термостат ускоряет прогрев двигателя при пуске, не допускает его переохлаждения и перегрева при эксплуатации.

    В крышке заливной горловины радиатора смонтирован паровоздушный клапан, состоящий из парового и воздушного клапанов.

    Паровой клапан позволяет поддерживать в системе охлаждения избыточное давление до 0,05 МПа (0,5 кг/см2), повышающее температуру кипения жидкости. При повышении давления выше указанного клапан сообщает систему охлаждения с атмосферой.

    Воздушный клапан предохраняет радиатор от разрушения при остывании жидкости, когда давление в радиаторе становится ниже атмосферного. При разряжении в радиаторе, равном 0,001 ...0,012 МПа (0,01...0,12 кг/см2), воздушный клапан открывается, сообщая радиатор с атмосферой.

    В процессе эксплуатации увеличивающийся при нагревании объем жидкости (особенно ТОСОЛ А-40) перетекает по отводной трубке в расширительный бачок, соединенный шлангом с горловиной радиатора. При охлаждении жидкости после остановки двигателя ее объем в системе уменьшается, и она перетекает из бачка в радиатор за счет разряжения в нем. Конструкция радиатора трубчатая, меднопаянная. Пробка радиатора, трубки и ленты охлаждающей сердцевины унифицированы с радиатором отопителя автомобиля "Москвич-412".

    На мотоцикле радиатор установлен горизонтально по охлаждающим трубкам (вертикально по бачкам) и прикреплен к передней трубе рамы через резиновые амортизаторы. При эксплуатации мотоциклов с прицепами в сложных дорожных условиях, на пересеченной местности и особенно в жарком климате эффективность естественного обдува радиатора недостаточная, так как нагрузка увеличена, а скорость движения невысокая. Кроме того, фронтальную плоскость сердцевины радиатора "затеняют" переднее колесо с грязевым щитком и рама мотоцикла. Поэтому на тыльной стороне радиатора установлен осевой вентилятор с электроприводом. При достижении в системе охлаждения температуры жидкости 89...95°С датчик ТМ108, установленный в правом бачке радиатора, включает электродвигатель вентилятора.

    В процессе эксплуатации мотоцикла с жидкостной системой охлаждения необходим постоянный контроль за герметичностью соединений трубопроводов, за надежностью электрических контактов, за уровнем жидкости в радиаторе, а также чистотой радиатора.