Ёлкин Петр Васильевич, художник Ёлкин
Елкин Петр Васильевич
Кто есть кто в Удмуртии. Наука.Культура.
ЁЛКИН Пётр Васильевич
Художники Удмуртии

    Ёлкин Пётр Васильевич - живописец, график, общественный деятель. Заслуженный художник РФ (1996), народный художник УАССР (1987), лауреат Государственной премии Удмуртии (1982), лауреат премии Комсомола Удмуртии (1976), Почётный гражданин Завьяловского района УР (2006). 

    Ёлкин Пётр Васильевич родился 5 июня 1946 года в д. Шудья Завьяловского района УАССР. Учился на художественно-графическом факультете УГПИ (1964-1969, Р. К. Тагиров; ныне Институт искусств и дизайна УдГУ). 

    1969-1970 гг. - служба в СА.

    Работал художником в редакции газеты «Советской Удмуртия» (1970-1973), в удмуртском отделении Художественного фонда РСФСР (1973-1975). Член Союза журналистов СССР (1971), Союза художников СССР (1975). В 1976-1979 годы стажировался в аспирантуре мастерских Академии художеств под руководством академиков А. П. и С. П. Ткачёвых, по окончании - стажировка в ГДР. 

    1971 г. - первая выставка в Ижевске.

    Награждён дипломом Академии художеств СССР (1980). 21 февраля 1980 года в Бауманском районе г. Москвы в административном корпусе завода автотранспортной электроаппаратуры им. 60-летия Октября была открыта выставка художественных произведений удмуртского художника, лауреата премии Комсомола Удмуртии и Государственной премии УАССР, члена Союза художников СССР Петра Васильевича Елкина. Впервые художнику из Удмуртии была предоставлена возможность показать свои произведения на персональной выставке в столице нашей Родины.

    В 1980 году был направлен в творческую командировку в ЧССР руководителем выставки произведений художников России. В 1980-1990 годы - творческие командировки во Вьетнам, Анголу, Танзанию, Замбию. Создал серию графических портретов жителей и пейзажей этих стран. Избирался депутатом Верховного Совета УР (1991-1995), председателем правления Союза художников Удмуртии (1992-2003). Работает в жанрах портрета, картины, натюрморта. Персональные выставки проходили в г. Ижевске, г. Ханое (Вьетнам, 1984), г. Тампере (Финляндия, 2000), г. Бостоне (США, 2008-2009).

     IZarticle              |   IZ-article.ru  |   А Блог  |  Турецкий язык   |  Статьи о Турции  |
Музей изобразительных искусств
Ижевск
Ёлкин Пётр Васильевич
Ёлкин Пётр Васильевич. Валера. 1978.
Валера. 1978.
Ёлкин Пётр Васильевич. Прялка. Серия
Прялка. Серия "Мысли о земле". 1990.
Ёлкин Пётр Васильевич. Портрет этнографа Владыкина в. 1979.
Портрет этнографа Владыкина в. 1979.
Ёлкин Пётр Васильевич. Портрет Гарипова М.Г. 1987.
Портрет Гарипова М.Г. 1987.
Ёлкин Пётр Васильевич. Мёд и соты. 1974.
Мёд и соты. 1974.
Ёлкин Пётр Васильевич. Ветераны войны и труда Турцевы П.Г. и А.Ф. 1975.
Ветераны войны и труда Турцевы П.Г. и А.Ф. 1975.
    На полотне изображены пожилые люди, немало прошагавшие по дорогам войны, познавшие горе и страдание, подвиг и любовь. Анна Федоровна и в годы Великой Отечественной войны, с 1942 года по 1945 годы, служила телефонисткой. Участвовала в обороне Ленинграда. По статистике, женщин-удмурток, бывших на войне, не так уж много. Петр Григорьевич тоже былна фронте до последних дней войны. Освобождал Прагу, Будапешт, Вену. А после войны оба возвратились в свою родную деревню Коьки.  Художник показывает супругов в торжественный момент перед собранием, нарядно одетых. Она - в удмуртском национальном костюме. Оба, с боевыми наградами на груди, взволнованы воспоминаниями о войне. В этом произведении художник выразил лучшие черты народного характера: скромность, доброжилательность, чуство собственного достоинства.
Ёлкин Пётр Васильевич. Слушая голос поэта. Памяти Васильева Ф. 1986.
Слушая голос поэта. Памяти Васильева Ф. 1986.
История изобразительного искусства  Удмуртии.
Советский период.
Елкин П. Устинов Д.Ф. среди рабочих Ижмаша.
Елкин П. Устинов Д.Ф. среди рабочих "Ижмаша".
Елкин П. Портрет професора Перевощиковой А.И.
Елкин П. Портрет професора Перевощиковой А.И. (1984)
    Перевощикова А.И. первая женщина - удмуртка - профессор. Художник показывает ее в момент решения какой-то нелегкой проблемы. Напряженность ощущается в затаенном взгляде, резких складках у краев плотно сжатых, чуть искривленных губ. Исполненное благородством лицо профессора дышит энергией и решительностью. Столь же энергична и решительна ее поза. Она стоит, отодвинув от себя стул, поддерживая больного ребенка ласковым движением рук. Ровный свет, льющийся из окна, еще больше подчеркивает внутренюю борьбу, отраженную во всей фигуре профессора. перед нами натура целеустремленная, энергичная, волевая.
Елкин П. Поэт Степан Широбоков.
Елкин П. Поэт Степан Широбоков (1981).
    Линия рисунка взволнованно-порывистая, цветовое решение построено на сгармонированных тонах серого, зеленного, сиреневого. Трепетность линий и цвета передает эмоциональность натуры поэта.
Елкин П. Удмуртский этнограф (1979).
Елкин П. Удмуртский этнограф Владыкин В.Е. (1979).
    Владыкин В.Е. изображен с книгой в руках в кресле, в состоянии спокойного раздумья. Голова чуть наклонена к плечу. На лице задумчивая улыбка. Колористический строй произведения - мажорный. Доминирует зеленный цвет, соседствующий с более звонкими и светлыми охристыми,расными, оранжевыми пятнами: пестрыми корешками книг, изделиями народного искусства на полках, ковром с удмуртским национальным орнаментомна кресле. При чем эти предметы не отвлекают внимания от выразительного лица. Наоборот, фон подчеркивает от выризительного лица. Наоборот, фон подчеркивает пластику головы и моделировку лица светотенью. Для работы характерна умеренная декоративность, вполне совместимая с ярким характером модели.
Елкин П. Портрет профессора Ворончихина С.И. (1980).
    Художник хорошо знал биографию профессора, сохранившего жизнь не одному десятку людей. На портрете перед нами Ворончихин С.И. словно живой, с его энергией, волей. Композиция портрета динамична, особенно выразителен жест правой руки. Голова ученого решена в органическом сплаве коричневых и серебристо-белых тонов. Высокий открытый лоб с глубоко врезанными складками, задумчивый взгляд углубляют характеристику. Голова и руки, состовляющие основу характеристики, выделены не только композиционно, но и цветом. Три коричневых пятна организуют простой с виду, но сложныйпо существу контрастный колорит, включающий разнообразные краски - от тончайших оттенков черного до богатого варьируемого белого. Художник умело объединяет в цветовой игре красные тона лежащих на столе цветов и тонкие краски висящего на стене пейзажа.
    Живописец подчеркнул не только индиидуальные черты Ворончихина, он показал некоторые общие черты, присущие ему ка представителю советской интеллигенции: активное, требовательное отношение к жизни.