Технические характеристики мотоцикла ИЖ-1.
Годы выпуска - 1928-1929
Объем цилиндра,см³ - 1200
Количество цилиндров - 2
Мощность двигателя, л.с. - 24
Число оборотов, мин. - 3000
Число передач - 3
Привод на заднее колесо - карданный вал
Максим. скорость, км\час - 65
Емкость бака, л - 16
Сухой вес, кг без коляски - 300
База, мм - 1400
Дорожной просвет, мм - 120
Конструкция рамы - штампованная из листа
Охлаждение двигателя - воздушный, двойной, возвратный, продувной
Размеры шин, диаметр и
ширина в дюймах - 27*4
Иж-1, фото иж 1, мотоцикл ИЖ-1, Иж-1, фото иж 1, мотоцикл ИЖ-1, Иж-1, фото иж 1, мотоцикл ИЖ-1
Первый Всесоюзный испытательный пробег ИЖ-1. 17 сент. 1929 г.
Мотоцикл имел значительный вес. Сухая масса этой модели составляла около 300 кг. Мотоцикл мог эксплуатироваться как с пассажирским, так и грузовым прицепами. Мощности двигателя было достаточно для передвижения по самым сложным дорогам, однако безопасна скорость передвижения была не велика, при разгоне мотоцикла до 60 км/ч. Мотоцикл относится к классу тяжелых мотоциклов.
Мотоцикл ИЖ-1. 1929 год.
Работа по созданию советских мотоциклов на Ижевском заводе (мотозавод) была начата в 1928 г. За 8 месяцев группа, которой руководил Можаров, собрали и спроектировали 5 различных моделей мотоциклов.
17 сентября 1929 года Можаров Петр Владимирович сам впервые выехал на ИЖ-е за пределы Ижевска. Это был громоздкий мотоцикл весом в 300 кг. Но это был первый мотоцикл отечественной конструкции, причем очень надежный в поездках по неблагоустроенным грунтовым дорогам. Эту дату, 17 сентября 1929 года, принято считать днём рождения мотоцикла Иж!
В сентябре 1929 года 4 мотоцикла ИЖ-1 участвовали в 25-дневном испытательном мотопробеге по маршруту Москва-Ленинград-Харьков-Москва 4000 км.
Можаров применил в конструкции передней подвески отдельные системы для гашения колебаний колеса в продольном и вертикальном направлении. Подвеска была сделана рессорной. Однако эта конструкция не позволяла развивать более 65 км/ч — мотоцикл срывался в вобблинг (неконтролируемые возрастающие колебания руля). Но, как говорил Можаров: «Больше по нашим дорогам самоубийство».
Первым мотоциклом П.В. Можарова был ИЖ-3, но номер 1 Можаров присвоил тяжелому мотоциклу ИЖ-1, пригодному для применения в армии.
Для лучшего охлаждения картер двигателя и коробки передач Иж-1 был сделан с оребрением. Выключение сцепления осуществлялось левой рукояткой на руле, либо педалью с тягой с левой стороны.
Итак, главная передача всех первых Ижей (кроме Иж-3), для успешной борьбы с «ижгрязью», была карданной.
Рама состояла из двух цельных ферм, свариваемых между собой. Вместе двигатель и рама образовывали жёсткую пространственную конструкцию. Бензобак вставлялся в раму сверху, оставаясь защищённым обхватывающей его рамой. Поскольку предполагалась езда и без коляски, руль был оснащён двумя конусообразными щитками и стальной замкнутой трубкой (аналог современной защиты рук на эндуро-мотоциклах).
Пассажир размещался в коляске, там же располагалось запасное колесо. Все колёса первого Ижа были взаимозаменяемые.
Руль соединялся с вилкой через пружинные амортизаторы.
Дождливым утром 17 сентября 1929 года из ворот Ижстальзавода торжественно выехал мотоцикл Иж-1. Эту дату и принято считать днём рождения ижевского мотоцикла (хотя Иж-3 был обкатан ещё весной, и как первенцу ему в пробеге был вручён номер 1). Быть водителем Иж-1 выпала честь Иосифу Шадрину, и, по словам очевидцев, почти сразу после выезда из ворот завода, он приступил к регулировке карбюратора. В это время остальные члены мотосекции спешно доделывали Иж-2, Иж-4 и Иж-5 — выезд в пробег по маршруту Ижевск-Горький-Москва-Ленинград-Витебск-Харьков-Орёл-Москва был назначен на следующий день.