Городской транспорт Ижевска.
История ижевского автобуса.



   До начала XX века в Ижевске практически не было общественного транспорта, кроме пароходного сообщения через пруд.

   Первым видом современного общественного транспорта в городе стал автобус, затем появился трамвай, еще позже - троллейбус.

        1930 г. Общая длина всех дорог в Ижевске составляет 152 км, из них только 15 км замощены. Автобусного движения нет.

        За полгода до открытия регулярного движения, в феврале 1932 года, «Ижевская правда» напечатала объявление: «Движение автобуса. Ежедневно из дома Колхозника с заездом в дом техперсонала к поездам Казанского вокзала с 6 ч. утра, в 2 ч. дня и в 10 час. вечера и обратно. То же на Узгинский вокзал в 8 ч. утра, в 4 ч. дня и обратно. При наличии пассажиров может ходить два раза». Но это, так сказать, спецобслуживание для постояльцев гостиницы при Доме колхозника.

    В начале лета 1932 года «Ижевская правда» сообщила, что «коммунальный трест ставит в известность население города о том, что с 8 июня с. г. открывается автобусное сообщение». От еще старого Казанского вокзала самый первый маршрут ижевского автобуса пролег по Коммунальной (современная Горького) улице до Вятского (улица Кирова) переулка. Как положено, были и остановки – на Мокрецовском (улица Карла Либкнехта), у Клуба Октябрьской революции (будущий ДК машзавода, а ныне драматический театр) и у дома колхозника (нынче на этом месте возвышается ДК «Аксион»). А вот обратно автобус шел уже немного по-иному: от КОРа уходил на Советскую, а далее через Карлутскую площадь и площадь Свободы (Сенная) направлялся уже к вокзалу. Начало и окончание движения, как и положено, в рабочем городе, где люди на заводе работают в три смены – с пяти часов утра до часу ночи.

   Итог 8 июня 1932 года первый автобусный маршрут был открыт. Это произошло всего через 8 лет после того, как пассажирский автотранспорт появился в Москве. Первый автобусный маршрут протяженностью 11 км в Ижевске открывали лишь 2 машины с деревянными кузовами, собранными на заводе АМО. Но и этим несовершенным и мало приспособленным для перевозки людей машинам не суждено было долго поработать на благо ижевчан. Они сгорели, едва отработав пару месяцев. Документальных свидетельств обстоятельств этого происшествия 1932 года у нас нет, но по некоторым данным, частные извозчики, почувствовав серьезную угрозу для себя со стороны этого чуда техники, устроили поджог.
Старые фотографии плотины и Ижевского оружейного завода.
городской транспорт Ижевск история, первый водитель автобуса
984
Сергей Леньков, первый водитель городского автобуса в Ижевске.
Сергей Леньков, первый водитель городского автобуса в Ижевске.
Первые ижевские автобусы были деревянные. Ижевск. Старые фото.
Первые ижевские автобусы были деревянные. Ижевск. Старые фото.
Ижевский автобус на маршруте Ул. Металлургов - Р-н 65 бараков. Ижевск.
Ижевский автобус на маршруте "Ул. Металлургов -Р-н 65 бараков". Ижевск.

   IZarticle              |   IZ-article.ru  |   А Блог  |  Турецкий язык   |  Статьи о Турции  |
Центральный автовокзал 1969. Ижевск г.
Центральный автовокзал 1969. Ижевск г.
Автовокзал, Красноармейская 134А и Центральный рынок. Виден частный сектор Болота. 1979 год. Ижевск г. Фотоальбом "Ижевск на рубеже веков", автор фотографии В.В.Буксанов.
Автовокзал 1979 год. Старые фото. Ижевск г.
Автовокзал 60-е. Ижевск. Старые фото.
Автовокзал 60-е. Ижевск. Старые фото.
Первый троллейбус пустили 7 ноября 1967 г., в честь 50-летия Октября, это был маршрут №1. Ижевск, ул. Пушкинская.
Первый троллейбус пустили 7 ноября 1967г., в честь 50-летия Октября, это был маршрут №1.
Автобусы у гостиницы Центральная на ул. Советская, справа виден памятник Пастухову И.Д. у  у Александро-Невского собора. Ижевск г.
Автобусы у гостиницы "Центральная" Максима Горького 68, справа виден памятник Пастухову И.Д. у  у Александро-Невского собора. Ижевск г.
Троллейбус с автономным ходом Тролза-5265.08 Мегаполис на 14-м и 6-м маршрутах. Ижевск. 2017 г.
Троллейбус с автономным ходом Тролза-5265.08 "Мегаполис" на 14-м и 6-м маршрутах. Ижевск. 2017 г.
История развития транспорта в Удмуртии.
    Октябрь 2019 год. ИПОПАТ сегодня это: 83 городских, пригородных и междугородных маршрута. Более 1500 километров пригородных и почти 350 км городских маршрутов. 412 автобусов большого класса вместимости, более 93 миллионов пассажиров в год, 1300 работников в Ижевске. Два обособленных подразделения в Можге и Глазове - работают почти 400 человек и 100 автобусов. 24,3 км - самый длинный маршрут автобуса №36, оборотный круг от городок Металлургов и до завода Пластмасс и обратно. 48 лет и 10 месяцев - самый большой стаж работы на предприятии водителя автобуса Петра Александровича Жигалова. ИПОПАТ занимает 5 место (по оценкам BusinesStat) по России в рейтинге рынка городских автобусных перевозок. Ижевск стал третьим городом России по общему числу безналичных операций в общественном транспорте, а по количеству оплат на один терминал кондуктора занял 2 место.
Группа работников автогужтреста.
Группа работников автогужтреста. Автовокзал 1935 год. Располагался в районе современных перекрестка Горького и пер. Интернациональный. Автор фото - корреспондент газеты "Удмуртская Правда" Петр Катаев.
   "Автогужтрест" - так в 1930-40-е годы называлось предприятие, выполнявшее городские, внегородские пассажирские и грузовые перевозки. В 1934 году по Ижевску курсирует пять автобусов ГАЗ-03-30. Вот они, пять маршрутов из мая 1935 года: № 1 обслуживала 22-местная машина, следовавшая от Казанского вокзала до Гольянского поселка и обратно; № 2 – от Казанского вокзала до парка культуры и отдыха и обратно ходила 30-местная машина; № 3 обслуживал 16-местный автобус, шедший по маршруту: Казанский вокзал – улица Либкнехта – Короленко – Бородина – Свободы – Карлутская площадь – вокзал через улицы Ломоносова, Советскую и Энгельса; № 4 связывал парк культуры и отдыха с Гольянским поселком; № 5 следовал по маршруту: Увинский вокзал – Баранова – Ажимова Канава – улицы Либкнехта – Короленко – Советская – Энгельса и обратно. Обслуживал его 12-местный автобус. Движение начиналось в 6 часов утра и заканчивалось в час ночи. А вот два автобуса ставились в резерв, в выходные дни они обслуживали поток пассажиров в сторону парка. Можно, конечно, с высоты сегодняшнего дня улыбнуться, но, как ни крути, к весне 1937 года автопарк Ижевска насчитывал уже 17 автобусов.

        Первым в Удмуртии междугородный автобусный маршрут был открыт после того, как в 1934 году Ижевский "Автогужтрест" получил шестнадцатиместный автобус ГАЗ-03-60 (на базе автомобиля ГАЗ-АА Горьковского завода). Почему именно был открыт маршрут Ижевск - станция Чепца? Если взглянуть на карту Удмуртии тех времен, то все станет ясным. Ижевск и Глазов не были связаны железной дорогой. Чтобы добраться из Глазова в Ижевск, надо было ехать через Москву или Свердловск, теряя несколько суток. Автобус до Глазова выходил в рейс в 10 часов вечера, а приходил на конечную точку маршрута в 8 часов утра – 10 часов в пути!

        В 1935 году запускаются маршруты Ижевск-Глазов и Ижевск-Раскольниково.

    В январе 1946 года в Ижевске курсировало три 40-местных автобуса по маршруту Казанский вокзал – Увинский вокзал. В этом же месяце открылось автобусное сообщение центр города – мельничный комбинат.

        В 1951 году автопарк Ижевска пополняется новыми 50-местными автобусами ЗиС-155. Они обслуживают пять городских маршрутов общей протяженностью 37 км.

        В 1953 году автотранспорт разделяют на автобусный и грузовой автопарки. В "Автоконтору №1" входят автобусы и такси, в "Автоконтору №2" - весь грузовой транспорт.

    14 июля 1964 года открыт центральный автовокзал.  Здание Ижевского автовокзала было построено рядом с Центральный (Сенным) рынком.

        В 1966 году Ижевскую автотранспортную контору №1 переименовывают в Ижевский автобусный парк. Через год он получает новое название - Ижевское автотранспортное предприятие №1 (ИПАП-1).

        В 1970 году на Буммаше строится филиал Ижевского пассажирского автотранспортного предприятия - ИПАП-3.

        К 1972 году протяженность автобусных маршрутов в Ижевске составила уже 172 километра.

        8 мая 1973 года на базе ИПАП и ИПАП-1 создается новая структура - Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта, или ИПОПАТ. Его первым директором становится Геннадий Чукавин.

        2 марта 2007 года решением Правительства УР - ИПОПАТ проходит акционирование и становится ОАО "Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта". Гендиректором становится Дмитрий Пивош.

   2017 г. Современный Ижевск имеет развитую систему общественного транспорта и транспортных коммуникаций. По объему пассажирских перевозок первое место в Ижевске принадлежит электротранспорту. На нем перевозится 52 процента пассажиров, на трамваях - 23 процента, доля троллейбусных перевозок составляет 29 процентов. Водным транспортом пользуется 150 тыс. пассажиров в год. Автобусами перевозится 48 процентов пассажиров. Всеми видами городского пассажирского транспорта Ижевска перевозится свыше 250 миллионов пассажиров в год, ежедневно, в среднем, до 700 тыс. пассажиров.

   В распоряжении жителей Ижевска и гостей столицы также железнодорожный и воздушный транспорт, с прямым сообщением со многими регионами России.

   Самый длинный маршрут Ижевского городского транспорта (2015 год):
- автобус №36;
- трамвай №5;
- троллейбус №1;
- теплоход "Ижевск-Воложка".
Автобус в Ижевске.
Схема автобусных маршрутов г. Ижевска. 1960–61 г.
Схема автобусных маршрутов г. Ижевска. 1960–61 г.
Автовокзал на улице Красноармейской. Ижевск.
Автовокзал на улице Красноармейской. Ижевск.
Схема движения автобусов, трамваев и троллейбусов Ижевска от 1981 года.
Схема движения автобусов, трамваев и троллейбусов Ижевска от 1981 года.
    Здание Ижевского автовокзала было построено рядом с Центральный (Сенным) рынком. Автовокзал открыт 14 июля 1964 года.
Здание Ижевского автовокзала. Фото конец 1960-х гг. Личный фонд А.Д.Ефремова.
Здание Ижевского автовокзала. Фото конец 1960-х гг. Личный фонд А.Д.Ефремова.
На Центральном автовокзале. 1983г. Буклет Ижевское Производственное Объединение Пассажирского Автотранспорта. Типография Госкомиздата УАССР, 1983 год.
На Центральном автовокзале. Буклет "Ижевское Производственное Объединение Пассажирского Автотранспорта". Типография Госкомиздата УАССР, 1983 год.
Улица Советская, 1961 год. Автобус маршрута № 1 сообщением Зарека. 16-я улица — Восточный посёлок . Автор фото И. Аникин. Из коллекции С.Чекалкина. Ижевск.
Улица Советская, 1961 год. Автобус маршрута № 1 сообщением "Зарека. 16-я улица — Восточный посёлок" . Автор фото И. Аникин. Из коллекции С.Чекалкина. Ижевск.